Сроки службы основных устройств контактной сети
Наименование элементов | Усредненные сроки службы, годы |
1 . Железобетонная опора То же в агрессивных средах на участках постоянного тока То же повышенной надежности со стержневым армированием | 40 30 70 |
2. Металлические опоры, ригели, консоли и другие конструкции с лакокрасочным покрытием и возобновлением покрытия через 6 — 8 лет То же с металлизированным покрытием и возобновлением лакокрасочного покрытия через 20 — 25 лет То же в зонах VI-VII СЗА | |
3. Бетонные и железобетонные фундаменты и анкеры То же в агрессивных средах на участках постоянного тока То же повышенной надежности | 40 30 70 |
4. Поддерживающие конструкции в искусственных сооружениях | |
5. Железобетонные опоры ВЛ 10(6) кВ Деревянные опоры, пропитанные, на железобетонных приставках | 70 30 |
6. Изоляторы тарельчатые, фарфоровые и стеклянные Изоляторы фарфоровые разъединителей постоянного тока Изоляторы полимерные Изоляторы фарфоровые стержневые | 20 30 50 |
7. Контактные провода: на главных путях участков постоянного тока при угольных вставках токоприемников То же при металлокерамических пластинах токоприемников То же участков переменного тока на станционных путях То же на станционных путях постоянного и переменного тока | 30 20 50 50 |
8. Медные и бронзовые многопроволочные провода То же в зонах с повышенной загазованностью серными и сернистыми газами | |
9. Биметаллические сталемедные провода То же в зонах с повышенной загазованностью серными и сернистыми газами |
Окончание табл. 6.1
10. Алюминевые и сталеалюминевые провода То же в зонах с повышенным загрязнением солевыми и щелочными компонентами | 50 20 |
11 . Стальные тросы (применение этих проводов, кроме компенсаторных, не разрешается) То же в зонах с повышенным загрязнением воздуха активными химическими компонентами и повышенной влажностью | 20 10 |
12. Разъединители, переключатели, их приводы, секционные изоляторы, разрядники | |
13. Кабельные линии, высоковольтные, низковольтные и дистанционного управления | |
14. Арматура То же повышенной надежности | 40 50 |
Потребность в «окнах» определяется расчетом в зависимости от срока службы и состояния устройств, степени загрязненности атмосферы, агрессивности грунта и грузонапряженности участка. Норматив годовой потребности в технологических «окнах» на 1 км эксплуатационной длины главных путей контактной сети в однопутном исчислении для технического обслуживания и текущего ремонта устройств контактной сети приведен в табл. 6.2.
Таблица 6.2
Контактная сеть | Годовая потребность в «окнах» на 1 км при продолжительности «окна», ч | |||
1,0 | 1,2 | 1,4 | 2,0 | |
Постоянного тока | 3,6 | 3,0 | 2,6 | 1,8 |
Переменного тока | 2,7 | 2,3 | 1,9 | 1,4 |
Работы по капитальному ремонту контактной сети проводят со снятием напряжения в «окна», продолжительностью 3—4 часа, комплексным методом силами специализированных ремонтных участков ЭМП (электромонтажных поездов) или нескольких бригад с максимальным использованием механизмов ЭЧК и ЭЧ, что обеспечивает высокую производительность труда.
Необходимое количество «окон» и их продолжительность устанавливают ежемесячными календарными графиками, утверждаемыми начальником отделения дороги. По возможности «окна» для работы на контактной сети совмещают с «окнами» для работы других служб. Капитальный ремонт контактной сети требует тщательной подготовки. Она начинается с расчетов объемов работ и составления проектно-сметной документации, а необходимость ее в капитальном ремонте определяется во время обходов начальниками ЭЧК, электромеханиками или наиболее опытными электромонтерами.
В мае текущего года начальники ЭЧК должны представить в ЭЧ перечень работ с указанием их объемов, после чего составляется проектно-сметная документация, причем на небольшие по объему работы ее выполняют в ЭЧ, а на крупные работы — в проектных организациях (по техническому заданию, выдаваемому службой Э). Проектно-сметная документация составляется по нормативным документам и утверждается в зависимости от итоговой суммы начальником ЭЧ, службы Э или начальником дороги. Заявки на выделение средств по капитальному ремонту с разбивкой по объектам, одним из которых является контактная сеть, передают в плановый отдел отделения дороги, а также в службу Э, которая объединяет заявки в целом по службе, определяет исполнителей (ЭЧ, ЭМП, Дорстройтрест и др.), заключают с ними соглашения или договоры. Объединенные планы всей дороги отправляются в МПС, откуда после рассмотрения они в обратном порядке поступают в ЭЧ.
Вместе с тем в ЭЧ составляют заявки на необходимые материалы и оборудование.
Составляют также заявки на «окна» в графике движения поездов на работы, которые согласно технологических карт требуют снятия напряжения и ограничения движения поездов и передают их в отделение дороги, где увязывают работу всех подразделений с максимальным использованием совмещенных скользящих «окон».
Работы по капитальному ремонту контактной сети проводят с использованием технологических карт, которые рассчитаны на выполнение работ ремонтными бригадами ЭЧК, специализированных ремонтных участков ЭЧ или электромонтажных (энергомонтажных) поездов (ЭМП) железной дороги. Технологическими картами предусмотрено выполнение работ на контактной сети, конструкции и узлы которой соответствуют типовым проектам и ПУТЭКС. Они определяют виды, объемы и порядок выполнения капитального ремонта основных элементов контактной сети постоянного и переменного тока и устройств станций стыкования на современном уровне техники и технологии, а также организации производства и труда.
В технологических картах определены категории работ в отношении мер безопасности, изложены основные требования, обеспечивающие безопасность персонала при выполнении работ в соответствии с Правилами [18], а также увязана последовательность мер, обеспечивающих безопасность персонала, с последовательностью выполнения технологических операций.
Указанные работы нормируются по местным единичным нормам или учитываются по фактическим затратам труда.
Постановлением коллегии МПС России утверждена Программа обновления и развития хозяйства электроснабжения на 2000—2005 гг., которая предусматривает работы по модернизации морально устаревших и физически изношенных устройств электроснабжения на участках федерального значения с учетом отраслевой Программы повышения маршрутных скоростей по направлениям Москва—Юг, Москва—Запад, Москва—Восток.
Только за 2000 г. проведено обновление контактной сети на 8 дорогах России общей протяженностью 190 км. В основном это установка опор и замена изоляторов: за год установлено 22,8 тыс. опор контактной сети и заменено 424 тыс. изоляторов. Анализ динамики объемов ремонта показывает значительное увеличение работ по обновлению основных элементов контактной сети, особенно по установке опор контактной сети.