Проверка состояния, регулировка и ремонт секционного изолятора и изолирующего сопряжения анкерных участков
Секционные изоляторы являются одним из наименее надежных, но в то же время ответственных узлов контактной сети. Над созданием надежного секционного изолятора, допускающего движение с высокими скоростями, имеющего небольшую длину и массу, высокое качество и долговечность изоляции, работают много лет.
Применение полимерных изоляционных материалов позволило изготовить принципиально новые конструкции секционных изоляторов, которые обеспечивают, помимо вышеуказанных требований, следующие возможности:
- проход подтоком с разрывом дуги, возникшей вследствие разности напряжений на смежных секциях;
- перерыв питания, в том числе из-за отрыва токоприемников, не более 0,2-0,3 с для исключения возникновения кругового огня на коллекторах тяговых двигателей, особенно в режиме ослабления поля;
- въезд под током на заземленный или отключенный участок в отдельных случаях.
При эксплуатации необходимо тщательно следить за тем, чтобы направляющие 4 оттяжных струн (планки) (рис.5.29) на несущем тросе находились в горизонтальном положении, проверять детали, обеспечивающие при изменениях температуры перемещение косых поддерживающих оттяжных струн 11, трущиеся детали смазывать негустеющей смазкой.
Повреждения секционных изоляторов вызываются механическими (неправильная регулировка, ослабление креплений, дефекты материала и удары по изолирующим элементам) и электрическими причинами. Удельное число повреждений секционных изоляторов (на 100 км развернутой длины контактной сети на станциях) на постоянном токе значительно ниже, чем на переменном. Меньшая надежность секционных изоляторов на участках переменного тока
объясняется большим временем срабатывания защиты при въезде на заземленный участок, большей разностью напряжения, которая возникает на смежных секциях, и, как следствие, более мощной дугой, время горения которой при отсутствии дугогасящих элементов может достигать 12-13 с (на постоянном токе 5-8 с). Кроме того, использование угольных вставок на полозах токоприемников увеличивает удельное число повреждений секционных изоляторов в 1,5 раза больше, чем медных и металлокерамических.
Работы по проверке состояния регулировке и ремонту секционного изолятора проводят под напряжением без перерыва в движении поездов с изолирующей съемной вышки бригадой из 5 электромонтеров (6, 5 и 3-го разрядов — по одному и двух — 4-го разряда).
Для уравнивания потенциала смежных секций надо на обе ветви секционного изолятора установить (при завешенных шунтирующих штангах) временную шунтирующую перемычку так, чтобы она не препятствовала проходу токоприемников. Перед этим секционный разъединитель, шунтирующий секционный изолятор, должен быть включен по приказу энергодиспетчера. Проверку начинают с несущего троса, его крепления, степени загрязненности изоляторов У, отсутствия подгаров и следов воздействия электрической дуги. Затем очищают от загрязнения изоляторы, не применяя агрессивные жидкости, которые могут вызвать повреждения полимерных элементов и антикоррозионного покрытия деталей.
Не допускается эксплуатация секционных изоляторов с дефектами:
- трещины в оконцевателях, сползание или проворачивание их в заделке;
- сколы фарфора общей площадью более 3 см2 или видимые трещины;
- механические повреждения полимерных изолирующих элементов 9, разгерметизация защитного чехла 8 или покрытия, наличие токопроводящих дорожек (треков) на длине более 1 /3
пути утечки тока;
- разбитые или поврежденные втулки или износ их рабочей поверхности более 3 мм.
После очистки от загрязнения изоляционные элементы покрывают тонким слоем кремний-органического вазелина. Проверяют соответствие формы дугогасительных рогов б паспортным данным секционного изолятора. Износ рогов в плоскости скольжения не должен превышать 5 мм. Очень важным параметром для проверки является воздушный зазор между разнопотенци-альными элементами. Для секционных изоляторов контактной сети 27,5 кВ он должен быть не менее 200 мм, а для сети 3,3 кВ — 120 мм. Воздушный зазор устья между дугогасительными рогами должен составлять, соответственно, 150 ±20 мм и 60 ± 10 мм.
Проверяют длину пути утечки токов изолирующих элементов. Она должна быть не менее: для контактной сети 27,5 кВ у полимерных гладкостержневых изоляторов — 1000 мм, у ребристых изоляторов — 1500 мм, у изолирующих скользунов — 1300 мм; для контактной сети 3,3 кВ— 600 мм для любого типа изолирующего элемента.
При необходимости подтягивают болты крепления всех деталей, кроме стопорных болтов узла крепления на отрезках («усовиках») контактного провода в оконцевателе изолирующего элемента, сборка которого выполнена по специальным правилам при изготовлении секционного изолятора.
Подгары и наплывы на контактном проводе удаляют напильником, измеряют высоту сечения контактного провода, регулируют натяжение дополнительных контактных проводов. Расстояние от основного контактного провода до изолятора должно быть по вертикали 140—150 мм, а между основным и дополнительным проводами по горизонтали—не менее 300 мм у секционных изоляторов на 27,5 кВ и 100 мм у таких же изоляторов на 3,3 кВ.
Заменяют все зажимы и детали, имеющие трещины, дефекты литья и коррозию болтов. На резьбовые соединения наносят антикоррозионную смазку и окрашивают металлоконструкции. Провода в стыковых зажимах при правильной их посадке не должны выдавливаться из паза зажима, а зазор между торцами стыкуемых проводов не должен превышать I мм.
Проверка правильности положения секционного изолятора сводится к проверке положения его по высоте и по расположению его продольной оси: нижняя плоскость скольжения должна быть выше соседних точек крепления провода на 20—30 мм, а его продольная ось должна совпадать с осью перемещения полоза токоприемника ±50 мм. Регулировка по высоте производится струнами, а по горизонтали—изменением зигзага. Положение секционного изолятора по отношению к врезному изолятору должно быть таким, чтобы врезной изолятор находился вне зоны горения дуги на дугогасительных устройствах. Проверяют правильность регулировки перемещением деревянного бруска вдоль секционного изолятора с усилием не менее 100 Н (10 кгс); брусок должен переходить с одного скользуна на другой без искривления и отрыва, независимо от соприкосновения или несоприкосновения с поверхностью изолирующих скользунов, что зависит от конструкции секционного изолятора.
После окончания работы при завешенных шунтирующих штангах снимают временную шунтирующую перемычку с секционного изолятора, снимают шунтирующие штанги, убирают изолирующую съемную вышку и по приказу энергодиспетчера отключают секционный разъединитель, шунтирующий проверяемый секционный изолятор.
Изолирующие сопряжения (воздушные промежутки) электрически отделяют контактную сеть перегонов от контактной сети раздельных пунктов, имеющих путевое развитие. Они занимают три или четыре пролета и при проходе токоприемника замыкаются им, соединяя провода сопрягаемых анкерных участков на время проезда. Если такое соединение анкерных участков токоприемником не допускается (например, при сопряжении анкерных участков с различными по фазе или по значению напряжениями), то применяют схемы с нейтральной вставкой (в пяти и более пролетах). Изоляция смежных анкерных участков обеспечивается положением фиксаторов, струн и электрических соединителей при любых возможных изменениях температуры.
Работы по проверке изолирующего сопряжения проводятся под напряжением. Так же как и при работах по ревизии секционного изолятора, по приказу энергодиспетчера включают секционный разъединитель, шунтирующий смежные секции, устанавливают медную шунтирующую перемычку ШП между секциями контактной подвески (при завешенных шунтирующих штангах) (рис. 5.30).
На нейтральную вставку на обе ее стороны должна быть подана одна и та же фаза напряжения и включены секционные разъединители, шунтирующие оба изолирующих сопряжения, образующих вставку. При невозможности такой подачи напряжения по условиям движения или конструктивным причинам — работу необходимо выполнять при снятом напряжении и заземлении.
Проверку и регулировку сопряжения начинают из зоны перехода токоприемника с одного анкерного участка на другой. Положение контактных проводов должно обеспечивать плавный переход полоза токоприемника с контактного провода одного анкерного участка на провод другого без нарушения токосъема и снижения скорости (рис. 5.31).
Переход должен располагаться у трехпролетных изолирующих сопряжений на длине 6— 12 м в середине переходного пролета; а у четырехпролетных—на длине 10— 15 м по обе стороны от средней переходной опоры. Первые приемные струны в зоне прохода полоза токоприемника должны быть двойными.
Зигзаги рабочих контактных проводов должны соответствовать значениям нормативного журнала с допустимыми отклонениями ±30 мм. Расстояние по горизонтали между внутренними рабочими проводами должно быть 550 ±50 мм, в местах, не защищенных от ветрового воздействия, оно может быть уменьшено до 400 ± 50 мм на участках постоянного тока и до 500 ±50 мм— на участках переменного тока. Расстояние по вертикали от рабочего контактного провода до нижней поверхности врезного фарфорового изолятора на изолирующем сопряжении при одном контактном проводе должно быть 300 +20 мм, а при двух проводах — 250 +20 мм.
При отклонениях от указанных нормативов производят регулировку: по вертикали — с помощью струн, а по горизонтали — изменением положения фиксирующих зажимов или фиксаторов на переходных опорах.
Несущий трос ветви, отходящий на анкеровку, не должен касаться рабочего несущего троса; зазор между ними должен составлять не менее 50 мм.
Проверяют состояние коромысел и врезных изоляторов у переходных опор в ветвях подвески, отходящих на анкеровку. Расстояние от рабочей ветви контактного провода до низа коромысла должно быть не менее 300 мм.
Очищают врезные изоляторы от загрязнения, проверяют состояние их изоляционных деталей и оконцевателей, наличие замков в узлах сочленения, состояние концевых зажимов проводов, соединительных валиков и шплинтов. Не допускаются к эксплуатации зажимы с трещинами, с коррозией болтов, валиков, шплинтов; изоляторы с трещинами изоляционных деталей или со сколами фарфора площадью более 3 см , с коррозией стержня. У полимерных изоляторов не допус каются механические повреждения, наличие токопроводящих дорожек (треков) длиной более1/3
пути тока утечки.
Работа на врезных изоляторах производится при завешенной по обе стороны изолятора переносной шунтирующей перемычке, а на несущем тросе с использованием навесной лестницы 3 м.
Проверка состояния и регулировка защиты от пережогов. При ревизии устройства защиты, разработанного Московской железной дорогой, проверяют положение и состояние уголков и стальных рогов. Обращают вни-
мание на состояние болтовых креплений, узлов фиксации, износ стальных рогов. Проверяют плавность перехода токоприемника на стальной рог и со стального рога на изолирующую трубку (см. рис. 2.6). По механическому износу трубки судят о фактическом месте отрыва полоза токоприемника от сходящей ветви (точка Т), которая должна находиться на расстоянии не далее 3—4 м на трехпролетном и 4—5 м на четырехпролетном сопряжении от стального рога (см. рис. 5.31). Проверяют состояние изолирующей трубки и ее закрепление на несущем тросе и контактном проводе; трубка не должна иметь механических повреждений глубиной более 0,5 мм, а также износа рабочей поверхности по ширине более 15 мм при однослойной и более 12 мм при двухслойной изоляции. При предельном износе трубку поворачивают на 60°. Для проверки состояния контактного провода под слоем изоляции трубку передвигают по проводу в сторону анкеровки. На концах изолирующих трубок измеряют расстояние по вертикали между рабочими и нерабочими контактными проводами; оно должно быть не менее 200—250 мм на трехпролетном и не менее 150 мм на четырехпролетном сопряжении. Чтобы не допустить попадания влаги внутрь трубки, создают вазелиновую пробку. При ревизии устройства защиты типа ЦНИИ МПС проверяют состояние защитных полос, скоб, надежность их соединения, степень коррозии металла, осматривают изоляцию контактного провода, а также несущих тросов; кроме того, определяют место отрыва полоза токоприемника от защитных полос на сходящей ветви (точку Т).
Защитные полосы должны быть соединены между собой вразбежку со смещением на 3 отверстия. Измеряют расстояние по вертикали между рабочим и нерабочим проводом (в начале изолирующей трубки); оно должно быть не менее 80 мм при одинарном контактном проводе.
По окончании работ снимают временные шунтирующие перемычки между проводами смежных секций контактной подвески, дают уведомление энергодиспетчеру об окончании работ и по его приказу восстанавливают нормальную проектную схему питания и секционирования контактной сети.