Осмотр и текущий ремонт быстродействующих выключателей постоянного тока
Быстродействующие автоматические выключатели, применяемые на тяговых подстанциях, являются основными аппаратами распределительных устройств постоянного тока напряжением 3,3 кВ. Одной из модификаций быстродействующих выключателей является ВАБ-43-4000/30-Л-У4, предназначенный для защиты установок и линий постоянного тока при КЗ и недопустимых перегрузках.
Осмотры выключателей на тяговых подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом проводятся ежедневно при приеме смены, а без такого персонала — в сроки, утвержденные главным инженером ЭЧ, но не реже 1 раза в 10 дней. Такие осмотры проводятся без отключения выключателей; при этом проверяют внешнее состояние камер, отсутствие следов подгаров и перекрытий, исправность заземления, показания счетчика числа аварийных отключений, нагрузку (по килоамперметру) и соответствие сигнализации положению выключателей.
Дополнительно 1 раз в 3 месяца, а если нет срабатываний — через 3 месяца, а также через один месяц после ввода в эксплуатацию проводятся осмотры со снятием напряжения. Периодичность и объем осмотров могут быть изменены в зависимости от местных условий.
Для выключателей ВАБ-43, оборудованных устройствами для шунтирования реакторов, предусматривается также контроль технического состояния (КТС). Он выполняется через 1000 кА суммарного отключенного тока, который определяется по показаниям фиксатора-сумматора, а при его отсутствии исчисляется по формуле
где п — число автоматических отключений выключателя (по показаниям счетчика числа аварийных отключений);
Iуст — ток уставки выключателя, кА.
КТС включает в себя: визуальный контроль состояния выключателя и камеры; силовых, дугогасительных контактов и устья камер, болтовых соединений ошиновки, а также протирку частей выключателя и изоляторов. Помимо этого измеряют некоторые технические параметры и сравнивают их с табличными (допустимыми), приведенными в табл. 4.9. При выполнении КТС не разрешается изменять механические параметры, регулировать выключатель.
Текущий ремонт проводится через каждые 3000 кА полного суммированного отключенного тока бригадой, состоящей из двух человек, и включает в себя следующие операции.
Очистку частей выключателя и изоляторов салфеткой и пылесосом, протирку ошиновки и удаление излишков смазочного материала салфеткой, смоченной бензином или уайт-спиритом, выполняют перед началом ремонта.
При осмотре вторичных цепе и, заземлений и реле убеждаются в надежности и правильности электрических соединений и проверяют достаточность расстояния от цепей вторичной коммутации до частей, находящихся под высоким напряжением. Приводят в порядок крепление проводов на клеммных сборках, коммутаторе, станции управления. Проверяют легкость хода тяги и нажатие контактов коммутатора при отключенном и включенном положении выключателя; надежность болтовых или сварных соединений опорной конструкции. Обследуют состояние металлического кожуха, закрывающего коммутатор, клеммную сборку выключателя и тягу коммутатора, а также контура заземления.
Таблица 4.9
№ п/п | Наименование параметров | Пределы допустимых значений | |
после ремонта | до ремонта | ||
Нажатие главных контактов, кгс | 32—36 | 25 — 45 | |
Нажатие дугогасительных контактов, кгс | 12—14 | 5 — 20 | |
Провал главного контакта ( d1), мм | 2 – 2,4 | 0,5—3,0 | |
Провал дугогасительного контакта (d2 ), мм | 1,8—3,0 | 1,0—3,5 | |
Зазор между дугогасительными контактами и рогом в предвклю-ченном положении (d6), мм | 4,0—4,5 | 2—5 | |
Зазор между главными контактами (d7), мм | 18—20 | 12—26 | |
Зазор между подвижными контактами и упором (d8), мм | 1—4 | ||
Суммарный зазор между шейками оси и торцами пазов в рычаге якоря (d3), мм | 1—8 | ||
Свободный ход тяги блок — контактов(d10), мм | 1,5—2,5 | ||
Площадь прилегания главных контактов, % | |||
Площадь прилегания якоря к магнитопроводу, % | |||
Натяг отключающих пружин, кгс | 30—50 | ||
Длина отключающих пружин во включенном положении выключателя, мм | 195—205 | ||
Время между замыканиями замыкающего блок — контакта и замыканием главных контактов выключателя, мс | 200—280 |
Измеряют целостность и болтовые соединения ошиновки и выключателя; исправность диодов, обеспечивающих нужное направление тока в цепи держащих катушек. Измеряют мегаомметром сопротивление изоляции цепей вторичной коммутации выключателя. Оно должно быть не менее 5 МОм.
При измерении лимитирующих зазоров сначала замеряют провал главных (d1) и дугогасительных (d2) контактов (рис. 4.23, а). Предварительно проверяют при отключенном положении выключателя крепление гибкой связи 27 к дугогасительному контакту 21. Если крепление ослабло, то снимают скобу 1, пружину 3 и затягивают гайку, крепящую гибкую связь к дугогасительному контакту (рис. 4.23, в). Включают выключатель и замеряют зазор d2. Он должен быть равен 1,8—3,0мм (см. рис. 4.23, а). Зазоры d1 и d2 проверяются после определения нажатия дугогасительного контакта. Динамометром оттягивают контакт за гайку 2 и в момент равновесия, который определяется по погасанию лампочки, питающейся от источника напряжением 12В, включенной в цепь дугогасительного контакта, замеряют нажатие. Оно регулируется перемещением скобы 1. Зазор d1 должен быть равен 2,0—2,4 мм. При необходимости его регулируют и тщательно контрят упор 8. Замеряют длину пружины 20: L = 195—205 мм.
Зазор между дугогасительным контактом и рогом d6 — зазор свободного расцепления — должен быть равен 4,0—4,5 мм (рис. 4.3, б). Он замеряется в предвключенном положении, которое достигается включением выключателя до того момента, когда подвижный контакт останавливается рычагом 32 и защелкой 31 (см. рис. 4.23, а), т.е. когда защелка не срывается. Если защелка срывается, то поднимают скобу 33 или отключают выключатель, вынимают ось, связывающую подвижный контакт 25 с тягой 4. Отводят тягу от подвижного контакта и регулируют ее длину.
Регулировка этого зазора очень важна, т.к. механизм свободного расцепления обеспечивает готовность выключателя к быстрому отключению, если в цепи сохранился аварийный режим в момент включения.
Переводят выключатель в отключенное положение (см. рис. 4.23, в), устанавливают зазор d8 = 1—4 мм. Закрепляют гайкой упор 8 и проверяют зазор d7 = 18—20 мм. Сжимая
Рис. 4.23. Элементы выключателя ВАБ-43: а — во включенном состоянии; б— в предвключенном состоянии; в — в отключенном состоянии; г — расположение рогов и дугогасительных контактов; 1—скоба; 2, 5 — гайки; 3, 6 — пружины; 4 — тяга; 7 — ось; 8 — упор; 9 — тяга; 10 — рычаг; 11 — блок-контакт; 12 — гайка; 13 — пружина; 14 — катушка управления; 15— сердечник; 16—якорь; 17—катушка держащая; 18 — катушка магнитного дутья; 19 — вкладыш; 20—пружина; 21 — контакт дугогасительный; 22 — вкладыш; 23 — ось; 24 — рог выключателя; 25 — контакт подвижный; 26 — ось; 27 —гибкая связь; 28 — упор; 29, 30—рога дугогасительной камеры; 31 — защелка; 32 — рычаг; 33 — скоба
контактную пружину 6, регулируют нажатие главных контактов. Оно должно быть 32—36 кгс. Зацепляют динамометр за шнур, пропущенный через отверстие в подвижном контакте и перед измерением нажатия несколько раз оттягивают на 2-3 мм подвижный контакт. Следует знать, что контактное нажатие, измеренное без предварительного оттягивания контакта непосредственно после включения выключателя, может быть несколько больше.
Закрывают чистой салфеткой катушки и магнитопроводы (во избежание загрязнения во время чистки контактов). При наличии на контактах наплывов меди или подгаров удаляют их плоским напильником, предварительно сняв слой окиси и грязи. Если на контактах появилась рабочая площадка шириной 10—12 мм, то им необходимо придать первоначальную форму. Замена главных контактов выполняется при обгаре серебрянных накладок на 2 мм от первоначального состояния или при выгорании 1/3 площади контакта.
Дугогасительные контакты меняются при обгаре по толщине на 3 мм каждый. Рог неподвижного контакта и прокладки зачищают шлифовальной шкуркой. Снимают отпечатки главных контактов. Для этого при разомкнутых контактах прикладывают к неподвижному контакту полоску бумаги вместе с копировальной, затем включают выключатель. При последующем отключении выключателя извлекают полоску бумаги, на которой останутся следы контактов. Площадь соприкосновения главных контактов должна быть не менее 70 %.
Замеры суммарных зазоров между шейками оси и торцами в рычаге якоря d3 и свободного хода тяги блок-контактов d10 проводят во включенном положении выключателя.
Замеряют линейкой или штангенциркулем зазоры d3 и d10 (см. рис. 4.23, а). Зазор d3 должен быть 1—8 мм, а d10= 1,5—2,5 мм. При необходимости регулируют блок-контакты с установленной тягой 9. Гайками 12 растягивают пружину 13 настолько, чтобы рычаг 10 четко переключал блок-контакты. После этого дополнительно растягивают пружину 13 еще на 4 мм и регулируют длину тяги 9 так, чтобы во включенном положении выключателя она имела свободный ход.
Осмотр, чистку и разборку дугогасительной камеры производят по необходимости. При этом проверяют целостность и исправность вставки устья камеры; состояние рогов, щек камеры, фибровых экранов, центральных перегородок. V-образные перегородки заменяют при наличии больших трещин и сколов V-образного паза, а фибровые экраны — при больших деформациях и подгарах. Также подлежат замене щеки камеры, если имеются изломы и сварившиеся жалюзи. По темному следу на лабиринтных перегородках определяют правильность развития электрической дуги в камере, в противном случае устраняют неравномерность зазоров или другую неисправность. Острым клинышком из твердого дерева очищают внутреннюю поверхность камеры, удаляют капли меди, жидкого стекла и другие шероховатости. Проверяют зазор d9 между дугогасительным контактом и рогом (рис. 4.23, г), для чего снимают с выключателя один из полюсов магнитного дутья и соответствующий ему экран и устанавливают камеру без щек на выключатель, который должен находиться в предвключенном положении. Замеряют зазор d9, который должен быть равен 3—10 мм; если он меньше нормы — подпиливают дугогасительный контакт 21 или рог 24, если больше — снимают камеру, ослабляют крепеж в верхней части, регулируют положение рогов 30, затягивают крепеж, устанавливают камеру на выключатель и снова замеряют зазор d9.
Смазку трущихся частей выключателя производят смазкой ЦИАТИМ-203. Особое внимание обращают при этом на смазку плоскости соприкосновения якоря и сердечника, места касания защелки и рычага. Предварительно все места смазки протирают чистой ветошью. Опробывают дистанционное управление включением выключателя; затем имитируют его автоматическое отключение, создав зазор между якорем и стержнем магнитопровода, и отсчитывают по секундомеру время, через которое произошло повторное включение. Аналогично вызывают повторное отключение выключателя и убеждаются в его блокировке при однократном автоматическом повторном включении (АПВ) и правильной работе аварийной сигнализации. Фидерные выключатели главных путей должны иметь однократное АПВ с выдержкой времени 6 с,если подвижной состав оборудован минимальной защитой, и 10—12с — в остальных случаях.