Методы анализа, регенерации и очистки трансформаторного масла

Во всех маслонаполненных электрических аппаратах масло используется как основ­ной диэлектрик для повышения электрической прочности. Кроме того, в трансформато­рах масло — это основная охлаждающая среда, а в высоковольтных масляных выключа­телях — и дугогасящая. Величина некоторых показателей и общее состояние трансформа­торного масла характеризуют изменение режима работы аппаратов и их исправность. На­пример, при повреждении межлистовой изоляции стали сердечника местный нагрев стали вызывает снижение температуры вспышки масла, а электрическая дуга, возникшая при каком-либо КЗ внутри бака, приводит к разложению масла, выделению газов и падению температуры вспышки. Высокая температура масла свидетельствует о перегрузке транс­форматора или неисправности системы охлаждения.

Анализ масла. В процессе эксплуатации стабильность параметров масла постепенно снижается из-за окисления кислородом воздуха, под действием солнечного света, из-за высокой температуры, разложения материалов изоляции и т.д. Для контроля качества масла в маслонаполненном оборудовании применяют различные виды химического ана­лиза (сокращенный и полный) и испытания масла. Для контроля качества эксплуатацион­ного масла применяется сокращенный анализ. В него входят: внешний осмотр пробы (оп­ределение цвета, наличия механических примесей и капель воды), определение кислотно­го числа, реакций водной вытяжки, температуры вспышки в закрытом тигле и пробивно­го напряжения.

Для взятия проб должны использоваться пробоотборники специальной конструкции с герметично закрывающимися крышками или пробками. Для полного анализа масла отбира­ют пробу объемом не менее 2 литров, для сокращенного — 1 литр, для испытания на элект­рическую прочность — 0,5 литра масла.

Для определения кислотного числа (количество (мл) едкого кали, необходимого для нейтрализации всех свободных кислот, содержащихся в масле) на плитке с обратным холодильником кипятят 50 мл этилового спирта в течение 5 мин, после чего добавляют к нему 4-5 капель индикатора нитразинового желтого и раствор едкого кали (до желтого цвета). Затем доливают в смесь 10 г масла с точностью до 0,01 г. В смесь кладут постоянный магнит, ставят на магнитную мешалку и в течение 5 мин перемешивают на средних оборотах двигателя мешалки с включенным подогревом.

После этого микробюреткой берут 2—5 мл титра едкого кали и по каплям добавляют его в колбу со смесью, не выключая перемешивания, до появления зеленовато-бурого цвета смеси. Замечают количество мл титра, умножают его на 3,18 (титровальное число) и делят на 10. Полученный результат и есть кислотное число. Для достоверности результата ана­лиз по изложенной выше методике повторяют, вычисляют среднее арифметическое значе­ние двух анализов и заносят его в журнал и протокол. По нормативам для эксплуатацион­ного масла кислотное число не должно превышать 0,2 мг КОН.

Кислотное число в количественном отношении указывает на степень старения орга­нической изоляции оборудования и масла.

Реакция водной вытяжки — качественный метод определения наличия в масле низкомолекулярных кислот и щелочей, появляющихся в результате окисления масла, свидетельствует о глубоком разрушении масла, старении изоляции оборудования и корро­зии его металлических частей.

Температурой вспышки называют температуру, при которой пары масла, нагреваемого в закрытом тигле (сосуде), образуют с воздухом смесь, вспыхивающую при поднесении к ней пламени. Температура вспышки характеризует испаряемость масла: чем ниже температура вспышки, тем больше его испаряемость. При испарении масла ухудша­ется его состав, растет вязкость, уменьшается объем и образуются вредные и взрывоопас­ные газы. Согласно ПТЭ, температура вспышки масла не должна быть менее 135°С или снизиться более чем на 5 °С по сравнению с предыдущим анализом.

Пробивное напряжение характеризует диэлектрические свойства масла и указывает на его увлажнение. Определение пробивного напряжения осуществляется на испытательной установке АИМ-90.

В измерительную ячейку установки вливают немного испытуемого масла для промыв­ки ячейки, предварительно проверив с помощью щупа зазор между электродами и их чистоту. Затем это масло сливают, дают ему стечь и осторожно, стараясь избегать образования пу­зырьков воздуха, наливают в ячейку масло до уровня на 5—10 мм выше электродов. Масло перед испытанием должно отстояться в ячейке в течение 10—20 мин. Далее производят 6 про­боев подряд с интервалом между пробоями 5 мин, после каждого пробоя осторожно перемеши­вая масло в ячейке стеклянной палочкой и отключив установку. Первый пробой не учитыва­ют как недостоверный, а результаты остальных заносят в журнал и протокол и вычисляют среднее пробивное напряжение, по которому судят о пригодности масла.

ПТЭ определяет минимальное значение пробивного напряжения для установок на­пряжением до 10 кВ включительно — не менее 25 кВ, для установок выше 10 кВ — 35 кВ.

Полный анализ масла, кроме определения вышеперечисленных характери­стик, включает в себя также определение вязкости, зольности, содержания серы, натровой пробы, температуры застывания, стабильности масла против окисления и диэлектричес­ких потерь в масле (табл. 4.7). Полный анализ делают при приемочных испытаниях масла на предприятиях-производителях.

Таблица 4.7

Наименование показателей ГОСТ 982-80 ТУ 38-101-890-81 ГОСТ 10121-76 ТУ 38-101-281-80 Эксплуатируе­мое
Вязкость кинематиче­ская, сст, не более: при 20 °С при 50 °С 9,0 30 9,0 28 9,0 30 9,0 Не норм. Не норм.
Кислотное число, мг КОН на 1 г масла, не более 0,02 0,02 0,02 0,02 0,25

Окончание табл. 4.7

Температура вспышки, определяемая в закры­том тигле,° С, не ниже Снижение не более чем на 5° С от первоначаль­ной
Содержание водораство­римых кислот и щелочей (реакция водной вытяж­ки) Отсутствие (нейтральная) Для трансформа­тора мощности 630 кВА и выше не более 0,014 мг КОН
Натровая проба, баллы, не более Не норм.
Общая стабильность против окисления: коли­чество осадка после окисления, %, не более 0,01 0,03 нет 0,02 Не норм.
Кислотное число окис­ленного масла, мг КОН на 1 г масла, не более 0,1 0,3 0,1 0,2 Не норм.
Тангенс угла диэлектри­ческих потерь, %: при 20 С не более при 70 С не более 0,2 1,5 0,05 0,7 0,2 2,0 0,05 0,7 Не опред. 7,0
Содержание серы, %, не более Не опред. Не опред. 0,6 Не опред. Не норм.
Содержание воды, %, не более 0,005 0,005 0,005 0,005 Не норм.
Температура застыва­ния, °С, не выше -45 -45 -45 -50 Не опред.

Примечание. Если при испытании обмоток и вводов трансформаторов получены повышенные значе­ния tg д и С250, то должно быть произведено измерение тангенса угла диэлектрических потерь самого мас­ла. Кроме того, это испытание обязательно проводится для масла трансформаторов и маслонаполненных вводов напряжением 330 кВ и выше.

Испытание на электрическую прочность состоит из определения минимального про­бивного напряжения (табл. 4.8), содержания механических примесей и взвешенного угля, а также цвета масла и наличия в нем осадка.

Таблица 4.8 Нормы электрической прочности трансформаторного масла

Номинальное напряжение Минимальное напряжение, кВ
свежее, сухое регенерированное эксплуатационное
До 15 кВ включительно
До 35 кВ включительно
До 220 кВ включительно
330 кВ и выше

Поступившее на дистанцию электроснабжения свежее масло, а также масло, про­шедшее регенерацию, подвергают полному анализу. В дальнейшем эти масла, находящи­еся в запасе, испытывают на сокращенный анализ один раз в три года, а также перед заливкой в оборудование. Сухие масла испытывают дополнительно один раз в год на электрическую прочность.

Находящееся в эксплуатируемом оборудовании изоляционное масло испытывают на сокращенный анализ перед включением оборудования после монтажа и в дальнейшем не реже одного раза в три года, а также после капитальных ремонтов трансформаторов и ап­паратов. Если трансформаторы работают без термосифонных фильтров, то такие испыта­ния проводят ежегодно.

В силовых трансформаторах мощностью до 63 кВ-А напряжением до 10 кВ, у мало­объемных масляных выключателей напряжением до 35 кВ включительно и у измеритель­ных трансформаторов до 35 кВ включительно пробы масла на испытание не отбирают, а производят замену его при капитальных ремонтах или при браковочных результатах про­филактических испытаний изоляции данного оборудования. Для контроля качества масла в баках РПН производят испытания его на электрическую прочность при текущих ремон­тах трансформаторов. Кроме того, каждую десятую пробу масла из этих баков испытыва­ют на сокращенный анализ.

При срабатывании газовой защиты трансформаторов и обнаружении горючего газа в газовом реле необходимо отобрать внеочередную пробу масла для определения темпера­туры вспышки и сравнения полученных результатов с предыдущими.

После отключения при КЗ мощностью больше половины паспортного значения разрывной мощности многообъемных масляных выключателей (независимо от напря­жения) и малообъемных масляных выключателей напряжением 110 кВ и выше следует отобрать пробу масла из баков выключателя и произвести испытание на наличие взве­шенного угля.

В последнее время появилось много разновидностей приборов для контроля масла. Особое место среди них занимают приборы серии OTG AF/2, рассчитанные на испыта­тельное напряжение до 100 кВ переменного тока со встроенным ЖКИ дисплеем и прин­тером общим весом 41 кг. Они могут быстро и просто измерить электрическую проч­ность новых и эксплуатируемых масел, которые применяют в трансформаторах и рас­пределительных устройствах, путем подачи испытательного напряжения на два элект­рода, опущенных в масло, помещенное в специальный контейнер; приборы полностью автоматизированы.

Хроматографический анализ растворенных в масле газов, успешно применяемый в настоящее время на Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и некото­рых других дорогах, разработанный на основании исследований ВНИИЭ Минэнерго, по­зволяет обнаружить повреждения выемной части на ранней стадии их возникновения.

При дегазации масла применяют метод частичного выделения растворенных в жид­кости газов. Он основан на том, что в замкнутом объеме, частично заполненном маслом, устанавливается равновесие в соответствии с законом Генри между газами, находящимися в масле и над его поверхностью. При этом анализу подвергается газ над поверхностью масла, а количество растворенного в масле газа определяется по формуле

M=ml(A ·V/u + 1),

где ml — масса газа, находящегося над поверхностью масла, определяется с помощью газоанализатора;

А — коэффициент растворимости газа в масле, определяется по экспериментальным кривым;

V— объем пробы масла в маслоотборнике;

и — объем надмаслянного пространства.

Для обеспечения максимальной чувствительности при обнаружении растворенных газов, отношение V/u в маслоотборнике должно быть равным 6.

Маслоотборное устройство состоит из стеклянной бутылки со специальной герметичес­ки закрывающейся крышкой, на которой установлены маслоотборный штуцер и два вентиля. Отбор пробы осуществляется по специально разработанной технологии. Анализ выделенных из масла газов производится на серийно изготавливаемом хроматографе марки ЛХМ-8МД.

Количество растворенного в масле газа может быть определено расчетным пу­тем по приведенной выше формуле. На практике более удобным и точным является определение количества растворенного газа по предварительно построенным градуировочным графикам.

В масле нормально работающего трансформатора растворены газы (окись углерода СО, двуокись углерода СО2, метан СН4, кислород О2 и азот N2), которые выделяются из электрической изоляции при ее естественном старении под воздействием температуры, кислорода и влаги.

При возникновении повреждения внутри трансформатора состав газов, растворен­ных в масле, изменяется количественно и качественно: при температуре 350° С и выше (до 600°С) кроме СО и СО2 выделяются метан СН4, ацетилен С2Н2 и некоторые другие газы; при температуре выше 600° С основными газами являются окись углерода, водород и аце­тилен; при дуговых разрядах в бумажно-масляной изоляции основными газами являются водород, метан, ацетилен и этилен С2Н4.

Из сказанного следует, что наличие в масле работающего трансформатора ацетиле­на всегда свидетельствует о какой-либо неисправности.

Регенерацию трансформаторного масла (восстановление его нормативных парамет­ров) производят несколькими способами: очистка масла цеолитами, очистка в фильтр-прес­се и очистка с сушкой на центрифуге (методом пурификации, кларификации и кларификации с сушкой вакуумом).

Метод очистки цеолитными фильтрами разработан на основании процесса мас-сопередачи, которая широко применяется в химической промышленности. Массопере-дача, как и теплопередача, является сложным процессом, включающим в себя перенос вещества в пределах одной фазы, а также перенос вещества через поверхность раздела в другую фазу. Массопередача проходит через границу раздела двух фаз. Она включает в себя следующие процессы:

1) абсорбцию — поглощение газа жидкостью, реже твердым веществом;

2) адсорбцию — поглощение компонента вещества поверхностью твердого поглоти­
теля; обратный процесс носит название десорбции;

3) кристаллизацию — переход вещества из жидкого состояния в твердую фазу путем
изменения растворимости при понижении температуры;

4) растворимость — процесс, обратный кристаллизации;

5) ректификацию — разделение смесей путем многократного обмена компонентами
между жидкой и газовой фазами, которые, как правило, движутся в противотоке друг другу;

6) сушку — удаление влаги из материала;

7) экстракцию — извлечение вещества, растворенного в жидкости, другой жидкостью,
которая не смешивается или частично смешивается с первой.

Для восстановления (регенерации) трансформаторных масел цеолитами широко ис­пользуется один из компонентов массопередачи — процесс адсорбции.

Адсорбция является наиболее эффективным и не требующим сложного технологичес­кого оборудования способом очистки трансформаторного масла. Его сущность заключает­ся в том, что при прохождении через слой адсорбента находящаяся в масле влага должна задерживаться на поверхности, причем, за один цикл обработки. Применимый для этой цели адсорбент должен иметь большую адсорбционную емкость, высокую селективность, т.е. адсорбировать только молекулы какого-либо определенного вещества (в данном случае воды). Углеводородный состав масла, а, следовательно, и его свойства, должны оставаться неизменными. Адсорбент должен многократно восстанавливать свои свойства, изготавли­ваться отечественной промышленностью и экономически оправдывать свое применение. Всем этим требованиям отвечают синтетические цеолиты — молекулярные сита.

Технологическая схема установки для очистки масла показана на рис. 4.17. Основ­ной рабочей частью является батарея адсорберов 6. Двумя коллекторами (вверху 7 и внизу 11)


Методы анализа, регенерации и очистки трансформаторного масла - student2.ru

адсорберы собраны в жесткую единую конструкцию. Каж­дый адсорбер представляет собой полый металлический цилиндр, к нижней горловине которого приварена металлическая сетка, служа­щая опорой для цеолитов. Верхняя горловина закрывается крышкой, к которой также крепится сетка, адсорберы от нижней горловины до верхней заполнены синтетическими цеолитами типа NaA. Для контроля за давлением масла на

верхнем коллекторе и на подогре- Рис 4 Устройство цеолитовой установки для сушки масла: вателе установлены манометры 4; 1 - вентиль; 2 — насос; 3 — электронагреватель

давление масла зависит от коли- 4 - манометры; 5—фильтры; 6—адсорберы;

чества поступающего масла, от его 7— верхний коллектор; 8—кран для спуска воздуха;

температуры и не должно превышать 9—объемный счетчик; 10— кран для отбора проб и слива

0,08...0,1 МПа масла; для поддержа- 11 — нижний коллектор

температуры служит электронагреватель 3 с девятью нагревательными элементами типа ТЭН-12. На электронагревателе имеются штуцера для маслопроводов, манометров, тер­мосигнализатора типа ТС-100 и крана для отбора проб масла. В качестве фильтров 5 при­меняют фильтры типа ФГ-30 или ФГ-60 для очистки жидкого топлива. Такой же фильтр устанавливают на выходе масла из установки для задержки гранул цеолита в случае повреждения сетки в верхней горловине адсорбера. Для определения скорости подачи мас­ла служит объемный счетчик 9, типа 2-СВСШ-25. Насос 2, подающий в установку масло, установлен под полом фургона или вагона, в котором смонтирована установка. Для вса­сывающего маслопровода применяют гофрированные шланги диаметром 25 мм. Кроме того, установка комплектуется маслопробойником типа АИМ-90, щитом управления, кабелями для подачи питания и заземления.

Сырое масло насосом через подогреватель и фильтр подается в нижний коллектор. За время прохождения масла от нижней горловины адсорбера до верхней содержащаяся в нем влага адсорбируется цеолитами. Осушенное масло собирается в верхнем коллекторе и вы­ходит из установки через фильтр и счетчик.

При установившемся тепловом режиме установка работает спокойно и какой-то до­полнительной регулировки не требует. Если цеолиты предварительно осушены и установ­ка полностью подготовлена к работе, обслуживать ее может один человек. Осушка масла производится в определенной последовательности. Прежде всего сливают отстой из бака с сырым маслом и отбирают пробу масла. Затем проводят подготовительные работы (сбор­ку маслопровода, заземление, подачу напряжения). За это время проба масла отстаивается и можно определить пробивное напряжение исходного масла, чтобы установить скорость его подачи. При наличии видимой воды и пробивном напряжении ниже 20 кВ скорость пода­чи масла должна быть не более 1600 л/час. В других случаях скорость подачи можно увели­чить до 2500—3000 л/ч. Превышать указанную скорость подачи не следует, так как при увеличении скорости выше допустимой масло, выходящее из установки, будет содержать столько же влаги, сколько и до фильтрования через цеолиты. После отбора пробы маслобак надо соединить с маслонасосом установки, а выходной шланг — с баком для хранения чис­того сухого масла или аппаратом, который надо залить маслом. Затем необходимо устано­вить заземление на установку, подать напряжение на щит, определить пробивное напря­жение исходного масла, включить маслонасос и отрегулировать скорость подачи масла.


В дальнейшем обязанности дежурного сводятся к наблюдению за работой установки и периодическому определению пробивного напряжения масла. Регулятор температуры нагревателя масла надо установить так, чтобы он включал обогрев при температуре поступающего масла 8—10° С и отключал при температуре мас­ла 15° С. Таким образом, даже в холодное время года нагреватель работает примерно поло­вину времени работы установки. Глубокая осушка масла при высокой производительности цеолитных установок, их мобильность, простота конструкции и обслуживания способствовали довольно быстрому внедрению их в электромонтажное производство. Однако этот метод имеет и свои недо­статки: необходимость применения специальных аппаратов для восстановления свойств цеолитов, их относительно невысокий ресурс, высокая стоимость адсорберов, необходи­мость постоянного контроля за работой установки. Очистка трансформаторного масла фильтр-прессами производится для удаления из масла механических примесей путем продавливания через фильтрующий элемент загрязненного масла под большим давлением нагнетательным насо­сом шестеренного типа. Фильтрование осуществляется через пористую среду с большим количеством узких каналов (пор). Фильтрующей средой служит картон или специальная бумага, растительные волокна которых представляют собой тончайшие трубочки (поры), непроходимые для твердых частиц определенного размера и пропускающие жидкости. Чем ниже вязкость жидкости, тем легче она проходит через фильтр. Чем меньше размеры пор в бумаге, тем лучше качество очистки масла от примесей, меньше подача и производитель­ность установки и тем большее давление необходимо создавать для продавливания масла. Фильтр-пресс эффективно очищает масло от механических примесей, имеет небольшие раз­меры и массу, по сравнению с адсорберами цеолитных установок дешев, не требует постоянного надзора за своей работой. Хотя фильтрующий элемент в процессе очистки засоряется содержащи­мися в масле примесями и пропитывается влагой, для восстановления его свойств достаточно заменить пакет бу-


Рис. 4.18. Схема работы

фильтр-пресса:

1 — рама; 2 — вход для грязного масла; 3 — фильтрованная бума­га; 4 — решетчатая пластина; 5 — выход для чистого масла

Методы анализа, регенерации и очистки трансформаторного масла - student2.ru


мажных пластин или, при незначительном заг­рязнении, лишь очистить его. Однако фильтр-пресс не обеспечи­вает глубокого осушения масла, его ресурс невелик.

Фильтр-пресс состоит из чугунных рам, пластин и зало­женной между ними фильтровальной бумаги. Весь комплект зажат между массивными плитами винтом. Рамы, пластины и бумага имеют в нижних углах по два отверстия для входа грязного и выхода очищенного масла. Внутри фильтр-прес­са (рис. 4.18) образуются рамы 1 для неочищенного масла. Ка­меры щелями 2 в углах рам сообщаются с общим сквозным вхо­дом пластиной 4, в которое нагнетается грязное масло. Просо­чившись сквозь фильтровальную бумагу 3, очищенное масло поступает к решеткам пластин 4. По канавкам пластин масло попадает в сквозное отверстие 5 и далее на выход из пресса. Параллельное включение камер создает большую фильтрую­щую поверхность и увеличивает производительность пресса.

Масло в фильтр-пресс нагнетается насосом под давле­нием 0,4—0,6 МПа, повышение которого в процессе работы показывает, что фильтровальная бумага засорилась и ее необ­ходимо заменить. Для грубой очистки масла (до его поступле­ния в фильтр-пресс) служит специальной сетчатый фильтр, размещенный на входном патрубке. Для отбора проб очищен­ного масла на выходном патрубке имеется кран. Фильтрова­ние применяют в основном для очистки трансформаторного масла от шлама, угля и других механических примесей.

Для глубокой регенерации кислых масел применяют кислотно-щелочноземельный способ отчистки, при котором масло обрабатывают серной кислотой, уплотняющей и связывающей все нестойкие соединения масла и кислый гудрон. Остатки серной кислоты и органических кислот нейтрализуют, добавляя в масло щелочь, а гудрон удаляют путем отстоя. Затем масло промывают дистиллированной водой, сушат и для пол­ной нейтрализации обрабатывают отбеливающей землей. После окончательного фильтро­вания получают восстановленное масло.

Для регенерации слабо окисленных масел применяют силикагель. Масло многократно прогоняют через адсорбер, заполненный силикагелем. Циркуляцию масла, как правило, осу­ществляют насосом центрифуги или фильтр-прессом, который включают на выходной час­ти адсорбера. Как и при других видах очистки, масло при регенерации подогревают.

Дегазация трансформаторного масла. Присутствие в масле кислорода воздуха вызывает его окисление и ухудшает диэлектрические свойства, что приводит к возникновению электрических разрядов и ионизации под действием электрического поля. Обычно при атмосферном давлении масло содержит около 10 % воздуха (по объему). При этом воздух, растворенный в трансформаторном масле, содержит 69,8 % азота и 30,2 % кислорода, а не 78 % азота и 21 % кислорода как обычно. Кроме того, растворимость воз­духа растет с повышением температуры масла.

Для предотвращения ухудшения характеристик и преждевременного старения при переводе трансформаторов на азотную защиту масло вакуумируют, дегазируют и насыща­ют азотом в специальных установках. До дегазации масло осушают до влагосодержания не более 0,001 % (10 г воды на 1 м3 масла).

Техника безопасности при работе с маслом. Кработам на маслонаполненном обору­довании допускаются лица, имеющие соответствующую группу по электробезопасности, изучившие устройство и принцип действия регенерационной установки и сдавшие зачет. Трансформаторное масло является не только легко воспламеняющейся, но и ядовитой жидкостью. Поэтому работники, связанные с обслуживанием маслонаполненного обору­дования имеют право на получение спецпитания.

После отключения масляным выключателем тока КЗ ни в коем случае нельзя зажи­гать спички или входить с открытым огнем в камеру выключателя, так как в камере может образоваться взрывчатая смесь.

При эксплуатации регенерационных установок, работающих по схеме «кислота — земля», следует принимать меры предосторожности по обращению с серной кислотой.

Очистка масла под напряжением должна применяться лишь в случае невозможности снятия напряжения с аппарата или в случае, если отключение трансформатора будет связа­но с недоотпуском электроэнергии потребителям. К отчистке масла под напряжением мо­жет быть допущен лишь персонал, полностью освоивший методику очистки масла с приме­нением адсорберов или центрифуги, после проверки знаний соответствующих инструкций и правил безопасности.

Очистка масла под напряжением может производиться на открытых подстанциях на­пряжением 35 кВ и выше, причем количество залитого в трансформатор масла должно быть не менее 500 кг. Кроме того, емкость расширителя трансформатора должна быть такой, что­бы после включения адсорбционной установки уровень масла в расширителе не понизился по отношению к верхней отметке первоначального уровня больше, чем наполовину.

Для исключения растекания пролитого масла и обеспечения пожаробезопасности под оборудованием (трансформатором или установкой) устраивают гравийную засыпку для сбора и регенерации масла.

При работе персонала с трансформаторным маслом обычная спецодежда быстро пропитывается маслом, может вызвать раздражение кожи и легко воспламеняется. Поэто­му персоналу, обслуживающему маслонаполненное оборудование, необходимо надевать либо

защитную одежду, имеющую покрытие из капронового пластика, либо использовать спецодежду с пропиткой раствором диаммонийфосфата. На железной дороге нормы выдачи спецодежды и спецобуви определены приказом МПС.

Для работы внутри высоковольтного оборудования в масляном хозяйстве должен иметь­ся как инвентарь комплект одежды с защитным маслостойким покрытием, резиновые маслостойкие перчатки и средства защиты органов дыхания (противогаз или респиратор).

При работе на установке типа ПСМ2-4 необходимо строго следить за правильнос­тью сборки барабана сепаратора для того или иного способа очистки, а также за тщатель­ностью установки тарелок барабана.

Запрещается работать на регенерационных установках при появлении постоянного шума, возникающего при работе установки.

Учитывая сложности работы с маслом, в некоторых случаях лучше применять сухие тпрасформаторы типа ТСЗ, выпускаемые по разработке НИИЭФА-ЭНЕРГО. Оптимизи­рование геометрии магнитопровода привело к снижению нагрева узлов на 20 %, что увели­чило надежность и срок службы трансформатора и, кроме того, значительно снизило по-жароопасность (в 10—15 раз). Сравнительно небольшая мощность изготовленных транс­форматоров (от 100 до 3150 кВ • А) позволяет использовать их на тяговых подстанциях как трансформаторы собственных нужд.

Наши рекомендации