Осмотр и текущий ремонт высоковольтных выключателей переменного тока
Масляные выключатели
Осмотры масляных выключателей проводят без снятия напряжения 1 раз в день на подстанциях с постоянным обслуживающим персоналом и в сроки, установленные местными инструкциями, но не реже 1 раза в 10 дней — на тех подстанциях, где его нет.
При осмотрах масляных выключателей проверяют:
— внешнее состояние выключателя и привода;
— отсутствие загрязнений, видимых сколов и трещин изоляторов; следов выброса масла из дополнительных резервуаров или выхлопных устройств (клапанов);
— состояние наружных контактных соединений;
— уровень и отсутствие течи масла в полюсах выключателя;
— исправность заземлений;
— работу подогрева выключателя и привода (в период низких температур);
— показания счетчика числа аварийных отключений;
— соответствие показании указателей действительному положению масляного выключателя.
Текущий ремонт масляных выключателей производится со снятием напряжения бригадой в составе трех человек (на масляных выключателях напряжением 110 и 220 кВ) и двух — на остальных выключателях.
При текущем ремонте малообъемных масляных выключателей выполняют сначала осмотр выключателя и привода. При осмотре проверяют загрязнение наружных частей выключателя, особенно изоляционных деталей, отсутствие на них трещин; наличие выбросов масла и следов его подтекания через уплотнения полюсов; уровень масла в полюсах; отсутствие признаков чрезмерного перегрева (например, по цветам побежалости).
Рис. 4.12. Полюс выключателя ВМПЭ-10: 1 — крышка нижняя; 2 — фланец нижний; 3 — цилиндр; 4 — фланец верхний; 5 — корпус; 6 — головка; 7 — крышка верхняя; 8—пробка маслоспускного отверстия; 9 — клапан; 10 — подшипник; 11 — буфер; 12 — рычаг механизма внутренний; 13 — уплотнение; 14 — вал механизма; 15—механизм; 16—рычаг механизма наружный; 17—стержень направляющий; 18—токоотводы; 19 — втулка; 20 — планка; 21 — камера дугогасительная; 22 — маслоуказатель; 23 — цилиндр распорный; 24 — стержень подвижный; 25 — серьга; 26— пружина |
Протирают изоляторы и наружные части выключателя ветошью, смоченной в керосине, возобновляют смазку на трущихся частях, проверяют работу маслоуказа-телъных устройств. Проверяют надежность крепления выключателя и привода; исправность крепежных деталей, правильность сочленения привода и выключателя; выполняют пробное включение и отключение выключателя. Уточнив объем работ, приступают к текущему ремонту.
Текущий ремонт выключателя ВМПЭ-10 с частичной разборкой проводят в следующем технологическом порядке:
— снимают междуполюсные пере-
городки, сливают масло из полюсов
(рис. 4.12), снимают нижние крышки 1 с
розеточными контактами, вынимают дугогасительные камеры 21 и распорные цилиндры 23. Вынутые из полюсов детали тщательно промывают сухим маслом, протирают и осматривают;
— переводят выключатель вручную в положение,
соответствующее включенному, и осматривают концы
подвижных стержней;
— если контакты и камеры имеют несущественный износ (небольшие наплывы металла на рабочих поверхностях контактов, поверхностное обугливание перегородок камеры
без увеличения сечения дутьевых каналов), то достаточно
зачистить их поверхности напильником или мелкой наждачной шкуркой, а затем промыть маслом. В этом случае следующий очередной ремонт производят раньше срока в зависимости от степени износа контактов и камер. Если контакты и камеры сильно повреждены дугой (имеются раковины и сквозные прожоги тугоплавкой облицовки контактов и повреждения медной части ламелей и стержней, увеличенные размеры
дутьевых каналов и центрального отверстия камеры более
чем на 3 мм по ширине или диаметру и т. п.), они должны
быть заменены из комплекта запасных частей;
— при ремонте розеточного контакта (рис. 4.13) следят за тем
Рис 4 13 Контакт неподвижный чтобы в собранном контакте ламели 4 были установлены без
розеточного типа: перекосов, при вытянутом стержне находились в наклонном
1 — крышка нижняя; 2 — кольцо положении к центру с касанием между собой в верхней части
опорное; 3—кольцо; 4—ламель и опирались на опорное кольцо 2.
(на выключателях с номинальным При необходимости замены контакта подвижного стержня
током 630 и 1000 А - пять производят дальнейшую разборку полюса в следующем
ламелей ,1600 А – шесть ламелей, порядке:
см. вид А); 5 – прокладка изоля- — отсоединяют верхние шины;
ционная; 6- пружина; 7 — болт М8; — снимают корпус с механизмом, предварительно
8 — связь гибкая; 9—пробка отсоединив его от тяги, изоляционного цилиндра и верх-
маслоспускного отверстия; ней скобы изолятора;
10 — прокладка
— снимают планку 20 (см. рис. 4.12) и вынимают токоотводы 18,
— переводят механизмы во включенное положение и отсоединяют вал механизма 14, отсоединив при этом стопорную планку. При замене новый контакт подвижного стержня должен быть ввинчен до отказа (зазор между стержнем и контактом недопустим), протачивают контакт и надежно раскернивают в четырех местах. В случае значительного повреждения медной части стержня над контактом заменяют его новым из комплекта запасных частей;
— собирают детали полюсов в последовательности, обратной разборке. Токоведущие
части промывают и протирают. Контактные выводы полюсов смазывают тонким слоем
смазки ГОИ-54 или ПВК. При сборке обеспечивают плотное прилегание головки 6, верхнего фланца 4 с корпусом 5, нижней крышки 1 с фланцем 2. В собранных полюсах проверяют работу механизма. При повороте его за наружный рычаг подвижный стержень должен свободно, без заеданий, перемещаться по всему ходу до розеточного контакта;
— тщательно очищают все изоляционные части, фарфоровые изоляторы и масло-
указатели;
— проверяют исправность масляного буфера, в случае необходимости его разбирают,
промывают и заполняют индустриальным маслом, буферную пружину очищают и смазывают.
При ремонте привода выключателя особое внимание обращают на рабочую поверхность «собачек», состояние блок-контактов и пружин.
После текущего ремонта проводят испытания по ограниченной программе.
Кроме измерения сопротивления постоянному току контактов масляного выключателя, сопротивления обмоток включающей и отключающей катушек, сопротивления изоляции вторичных цепей, обмоток включающей и отключающей катушек и испытания масла из бака выключателя, обязательно опробуют выключатель трехкратным включением и отключением с определением зазора между роликом на валу выключателя и упорным болтом 4 буферного устройства (рис. 4.14). Величина зазора должна быть 1—1,5 мм при включенном положении привода.
Текущий ремонт многообъемных масляных в ы к л ю ч а те л е и выполняют без вскрытия баков в следующем порядке.
Технической салфеткой, смоченной в бензине, протирают вводы, проверяют отсутствие сколов и трещин фарфора и арми-ровок. Проверяют крепление ошиновок, наклеивая на контактные поверхности термопленки; отсутствие течи в маслоуказате-
лях и уровень масла во вводах, доливая его при необходимости. Открывают боковые крышки механизма выключателя, проверяют сопротивление изоляции трансформаторов тока ме- |
Рис. 4.14. Устройство буферное:
1, 3 — пружинодержатель; 2 — планка; 4 — болт упорный; 5 — шайба; 6- буфер масляный;
гаомметром на 1000 В, измеряют переходное сопротив- 7— вал выключателя с рыча-
ление контактов. гами; 8 — пружина буферная
Внеочередной ремонт выключателя производят после выработки механического ресурса или нормированного допустимого количества операций по износостойкости (табл. 4.4). Коммутационный (механический) ресурс для часто переключаемых выключателей преобразовательных агрегатов определяется числом коммутаций рабочего тока и составляет для металлокерамических контактов 1000 операций, для медных контактов — 250 операций.
При наличии сумматоров-фиксаторов отключаемых токов необходимость внеочередного ремонта определяется по допустимому значению суммарного коммутируемого тока (табл. 4.5).
Таблица 4.4