Средний и капитальный ремонты силовых трансформаторов
С помощью среднего ремонта предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных деталей и сборочных единиц электрооборудования или же предотвращают его аварийный выход из строя. При этом виде ремонта заменяют отдельные детали механизмов и аппаратов, восстанавливают надежность электрических соединений.
Средний ремонт выполняют по утвержденным планам силами ремонтно-ревизионных участков при участии персонала тяговых подстанций. На проведение его составляют программу и график работ с указанием всех операций, времени и условий разгерметизации трансформаторов. В состав среднего ремонта, кроме работ указанных в п. 4.2, входит:
- замена или ремонт дефектных комплектующих узлов (маслоохладителей, вводов, резиновых уплотнений, регуляторов напряжения и др.);
- проверка релейных защит и схем автоматики управления трансформатора;
- внутренний осмотр и очистка расширителя;
- очистка и покраска бака трансформатора;
- ревизия азотной или пленочной защиты масла;
- подсушка или сушка изоляции (при необходимости).
Разгерметизация активной части трансформатора при среднем ремонте производится при необходимости по результатам испытаний и измерений, указанных в п. 4.3. Эти же испытания и измерения проводят после среднего ремонта, если имела место разгерметизация.
При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные базисные части и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относят, например, перемотку и установку новой обмотки силового трансформатора.
Выполнение капитальных ремонтов электрооборудования связано, как правило, с необходимостью частичной или полной его разборки. В некоторых случаях при капитальных ремонтах электрооборудование модернизируют, т.е. совершенствуют конструкцию,
улучшают эксплуатационные качества, повышают надежность, ремонтопригодность. Основная цель модернизации — приближение технических параметров старого и конструктивно несовершенного электрооборудования к техническим характеристикам современных, более совершенных электрических аппаратов. Затраты времени, средств, труда и материалов на модернизацию электрооборудования должны быть оправданы теми техническими или экономическими результатами, которые достигаются после его переделки.
Капитальный ремонт трансформатора выполняют в специализированных мастерских или, в порядке исключения, на месте его установки. Предварительно на трансформатор, требующий капитального ремонта, составляют дефектную ведомость и проектно-сметную документацию, утверждаемую установленным порядком.
Показателями для вывода трансформаторов в капитальный ремонт являются:
- развивающееся повреждение, выявленное по результатам хроматографического
анализа, испытаний и измерений, неустранимое при среднем ремонте;
- аварийное повреждение, вызвавшее необходимость ремонта или замены обмоток
из-за нарушения электродинамической стойкости, виткового замыкания и т. д.
При капитальном ремонте выполняют следующие работы.
При вскрытии трансформатора и осмотре сердечника отсоединяют ошиновку (провода), сливают масло в промытую и просушенную тару; отсоединяют и снимают краном расширитель, выхлопную трубу, затем газовое реле. Проверяют отсутствие масла в радиаторах, ослабляют фланцы, удаляют болты и с помощью подъемного крана перемещают радиаторы на место, подготовленное для очистки и ремонта.
Открывают люк на крышке трансформатора и, опустившись в бак, отсоединяют отводы от вводов низкого и высокого напряжения и штанги переключателей напряжения от приводов. Застропив крышку краном, удаляют болты, снимают ее с трансформатора и укладывают на подготовленные брусья.
Подъем выемной части можно выполнять только в том случае, если температура ее не более чем на 5° С ниже окружающей среды. При низкой температуре бак трансформатора устанав-
ливают в помещении. В этом случае сердечник можно поднимать лишь после того, как сойдет роса по всей высоте бака, т. е. примерно через 25—35 ч. Во избежание повреждений обмоток сердечник трансформатора поднимают медленно и тщательно следят за тем, чтобы не сломать деревянные детали, крепления переключателя и отводов. Подтянутую над баком выемную часть тщательно промывают сухим трансформаторным маслом из шланга, а затем кистью. После стекания остатков масла сердечник устанавливают на шпальную клетку и тщательно осматривают.
Рис. 4.11. Расклиновка обмоток: 1—дополнительный деревянный клин; 2 — вспомогательный клин; 3 — деревянный брусок |
При осмотре особое внимание обращают на характер шлама, покрывающего выемную часть, на наружное состояние изоляции, ее цвет, упругость или хрупкость и механическую прочность. Например, если вырезанные из нескольких мест полоски электрокартона, ломаются при тупом угле сгиба, то изоляция плохая и подлежит замене. Проверяют плотность закрепления прокладок, уравнительной и ярмовой изоляции. Ослабление витков обмотки устраняют путем ее подпрессовки и расклиновки (рис. 4.11). Подпрессовывают обмотки также подтяжкой шпилек прессовочных колец, после чего резьбу шпилек и гаек накернивают по окружности в трех местах, чтобы исключить самоотворачивание.
В местах выпучивания отдельных витков накладывают бандаж из киперной ленты, а повреждение витковой изоляции устраняют наложением лакоткани. Проверяют крепление переключателей и отводов, правильность расположения изоляционных прокладок ярмовой изоляции, осматривают изоляционные цилиндры, деревянные детали, крепления отводов переключателей.
Мегаомметром измеряют изоляцию стяжных шпилек и обмоток и результаты сравнивают с предыдущими замерами. Поврежденные изолирующие втулки заменяют. После ревизии и ремонта вторично промывают выемную часть трансформатора сухим маслом.
При ремонте переключателя напряжения сначала его снимают с трансформатора, очищают от шлама, разбирают и зачищают контактные поверхности стеклянной бумагой. При значительных выгораниях поврежденные детали заменяют. Замеряют контактное давление, исходя из среднего арифметического трех измерений. При этом разброс значений не должен превышать 10 % от среднего. Замер давления производят в момент отрыва контакта, о чем судят либо по показаниям сигнальной лампы, либо по освобождению предварительно проложенного между контактами щупа или полоски бумаги толщиной не более 0,1 мм. Величина давления контактов должна соответствовать паспортным данным.
После проверки состояния контактов проверяют работу привода переключателя и приступают к снятию круговой диаграммы переключающего устройства. Обычно применяют метод сигнальных ламп.
Устанавливают переключатель на место и проверяют все соединения и пайку, а также состояние демпферных соединений выводов с изолятором. Мостом постоянного тока замеряют сопротивление контактов постоянному току во всех положениях переключателя РПН, при этом разброс значений не должен превышать 2 %, а положение привода переключателя должно соответствовать действительному положению контактов переключателя.
Ремонт бака трансформатора сводится к его очистке и завариванию трещин. Внутреннюю часть бака тщательно очищают, промывают 15—20 % раствором каустической соды и просушивают постепенным и равномерным нагревом паяльной лампы.
Места течи масла заваривают газосваркой. Качество сварных швов во многом зависит от чистоты бака, так как при попадании частиц масла при сварке образуются раковины. Кроме того, при сварочных работах соблюдают правила пожарной безопасности во избежание взрыва паров и воспламенения остатков масла в баке.
После сварки внутреннюю часть бака протирают салфетками без ворса, а затем промывают чистым сухим маслом. Присохшую грязь с крышки и наружных частей бака удаляют скребками, металлическими щетками и ветошью, смоченными в масле, затем сухой ветошью.
По окончании сварки бак полностью собранного трансформатора в течение 1-2 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5м над уровнем масла в расширителе. На время испытания все отверстия, связанные с баком и расширителем, герметически закрывают.
Свисающие из зазоров или вдавленные внутрь, выкрошенные или разбухшие прокладки необходимо заменить. Их изготавливают из специальной маслобензостойкой или маслоупорной резины толщиной 8 мм марки С-90 или С-14. Для этого резину размещают непосредственно на крышке, фланце и т.п. или на шаблоне. С помощью специального приспособления для резки вырезают по разметке прокладку и отверстия под болты.
Ремонт неисправных вводов выполняют при необходимести замены поврежденного и отбракованного изолятора, который при этом отсоединяют от вывода обмотки и снимают крышки. Перед установкой такого же нового изолятора основание его фланца и место установки на крышке трансформатора тщательно зачищают. Предварительно изолятор тщательно осматривают, выявляя возможные дефекты и проводя электрические испытания. Прокладку под фланец изготовляют из пластичной маслоупорной резины марки С-90.
Непосредственно перед установкой прокладку с обеих сторон, а также крышку трансформатора под фланцем и фланец изолятора покрывают тонким слоем бакелитового лака или клея БФ-4. После установки прокладки болты фланца изолятора равномерно подтягивают. Армировка и крепление не должны допускать скопления влаги.
При опускании выемной части с помощью крана после ревизии ее поднимают над баком с соблюдением тех же предосторожностей, что и при выемке. Тщательно протирают салфеткой опорные планки магнитопровода, закрепляют гайки, крепящие эти планки в трех местах и опускают выемную часть в бак. Сердечник во время опускания и установки удерживают от касания стенок бака. Мегаомметром проверяют исправность заземления, то есть наличие цепи между магнитопроводом, прессующими консолями и баком. Затем устанавливают крышку бака с вводами, после чего электромонтер с переносной лампой на 12 В опускается в бак трансформатора через люк и присоединяет отводы к вводам и штанги переключателя напряжения к приводу. После проверки присоединения снимают термосигнализатор, проверяют его, заменяют прокладку и гильзу, промывают штуцер, устанавливают обратно на место и подключают.
Расширитель, выхлопную трубу и газовое реле очищают от грязи, расширитель промывают сухим маслом, очищают от пыли медную сетку дыхательной трубки, промывают маслоуказательную трубку. Кран на маслопроводе от бака к расширителю проверяют и при необходимости ремонтируют. Затем расширитель и газовое реле поднимают на крышку бака, устанавливают новые прокладки, их фланцы, затягивают болты и подключают провода газового реле. Выхлопную трубу и заглушки протирают, проверяют их целостность, поднимают на крышку бака и устанавливают на новую прокладку, сохранив правильное положение колена трубы.
При ремонте радиаторов очищают их от пыли, грязи и потеков масла, обнаруженные трещины заваривают. Если повреждения радиаторов устранить сваркой не удается, то разрешается с помощью заплат заглушить не более четырех труб. При необходимости каждый радиатор испытывается давлением аналогично испытанию трансформатора. Затем радиаторы промывают чистым сухим маслом с помощью центрифуги или фильтр-пресса, при этой операции должен быть открыт один из фланцев. При обнаружении течи масла в радиаторном кране его снимают, перебирают и меняют сальниковую набивку из асбестового шнура, ставят на место новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, подготавливают новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, после чего отремонтированные радиаторы навешивают на болты фланцев и затягивают прокладки болтами.
Заполнение трансформатора маслом выполняют после проверки закрепления всех уплотнений трансформатора. Для этого к нижнему крану (фланцу) бака подключают шланг вагона масляного хозяйства, убеждаются, что все краны находятся в открытом положении, и включают насос. По мере заливки масла воздушные пробки в радиаторах, расширителе, выхлопной трубе и т.п. устраняют. Воздух из трансформатора должен свободно удаляться через дыхательное отверстие расширителя. Заливку прекращают, когда уровень масла достигнет примерно середины расширителя. Перекрывают кран трансформатора и отключают шланг вагона масляного хозяйства. Для заливки применяют свежее сухое масло, удовлетворяющее требованиям указанного заводом ГОСТа. Температура заливаемого в бак масла не должна превышать температуру сердечника более чем на 10° С. После заливки масла трансформатор протирают сухими салфетками. Отбор пробы масла можно брать через 10 ч после окончания его заливки.
После капитального ремонта обязательно проводят испытания трансформатора в полном объеме и оформляют протокол испытаний.