Урок 23. Уровни профессиональной пригодности
Главное достоинство труда состоит в том, чтобы он сам по себе был целью, и средством, чтобы наслаждение было в нем, а не в его результатах. Рейхани.
Задание 1. По горячим следам
Перечислите степени профессиональной пригодности человека:
1. ______________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________
3. ______________________________________________________________________________
4. ______________________________________________________________________________
Истоки отношения человека к труду помогает понять классификация, предложенная немецким психологом Э. Фроммом.
- рецептивный, или берущий. Люди такого типа считают, что все им что-то должны: деньги, работу, любовь, внимание. Поэтому они ждут, когда все это к ним придет. Такие люди всегда ищут поддержки, требуют помощи. Они дружелюбны, но беспомощны, зависимы, не способны принимать самостоятельные решения.
- эксплуататорский, или овладевающий. Люди такого типа стремятся использовать ресурсы и возможности других людей в своих целях, действуя силой и хитростью. Им нравятся люди, у которых есть что отнять: работу, идеи, деньги; а те у кого ничего не осталось, им не интересны.
-стяжательский,или сберегающий. Смысл жизни людей этого типа – накопительство и экономия. Они скупы и подозрительны, все измеряют деньгами, поэтому не верят в возможность бескорыстных отношений между людьми. Этот тип описан во множестве художественных произведений: Гобсек и Бальзака, Скупой рыцарь у Пушкина, Плюшкин у Гоголя, Ионыч у Чехова.
-рыночный, или обменивающий. Рыночная личность воспринимает себя и других людей как товар, который можно выгодно продать. Главное в жизни людей этого типа – карьера и деньги. Их отличительные особенности – честолюбие, пробивные способности, умение ладить с нужными людьми. В последние годы эта модель поведения активно внедряется в сознание людей.
- творческийтип личности постигает мир через любовь и разум. Люди этого типа заинтересованы в самореализации и раскрытии своих задатков и способностей. «То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», - писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
Из пяти перечисленных типов только один Фромм назвал продуктивным. Как вы думаете – какой? Почему?
Задание 2. (домашнее)
Как вы понимаете слова Дэниэла Бурстина, что «настоящая слава – это когда ваше имя ценится дороже, чем ваша работа»?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Урок 24. Обобщающий
Задание 1. Мои способности
Заполните таблицу, пользуясь записями в тетради и результатами тестов. Если трудно определить степень сформированности своими словами, пользуйтесь формулировками «низкая», «средняя», «высокая».
Виды способностей | Степень сформированности моих способностей |
Способности к практическим видам деятельности | |
Способности к интеллектуальным видам деятельности | |
Способности к профессиям социального типа | |
Способности к офисным видам деятельности | |
Способности к предпринимательской деятельности | |
Артистические способности |
Задание 2. Психологический кроссворд
Вспомните, какими словами обозначаются эти понятия, и впишите их в клетки.
1. Самый эффективный способ поведения в конфликтных ситуациях.
2. Высшая степень профессиональной пригодности.
3. Раздел психологии, изучающий поведение человека в конфликтных ситуациях.
4. Тип личности, воспринимающий себя и других людей как товар, который можно выгодно продать.
5. Поведение в конфликте, проявляющееся в виде взаимных уступок.
6. Немецкий психолог, предложивший классификацию продуктивных и непродуктивных типов личности.
7. Автор теста, изучающий поведение человека в конфликтных ситуациях.
8. Индивидуально-психологические особенности человека.
9. Стратегия ухода от решения проблемы в конфликтной ситуации.
10. Побуждение к действию.
Четвертая четверть
Планирование профессиональной карьеры
Урок 25. Мотивы и потребности
У рабочих, возводящих Шартрский собор, спрашивают, что они делают. Один говорит: «Я таскаю камни». Другой: «Зарабатываю на пропитание». Третий: «Строю храм».
Мотивация – это побуждения, вызывающие активность организма и определяющее ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели. Мотивация – это двигатель человеческих поступков.
Задание 1. Преодоление
Прочитайте эти примеры и подумайте, что роднит этих успешных и счастливых в профессиональной деятельности людей.
...Цирковой артист Валентин Дикуль, выполняя акробатический трюк, получил травму, приковавшую его к постели. Врачи не оставляли никакой надежды. Благодаря ежедневным многочасовым упражнениям Валентин не только встал на ноги, но и вернулся на арену цирка, где стал жонглировать гирями, выдерживая груз почти в тонну.
...В 1996 году во время тренировки конек партнера буквально раскроил Лене череп. Врачи сделали все возможное — Лена осталась жива. А сама Лена и ее новый партнер Антон сделали невозможное — после нескольких лет упорных тренировок в 2002 году пара Е. Бережная и А. Сихарулидзе завоевала олимпийскую золотую медаль.
...Великолепная, яркая балерина, обладающая безупречной техникой и заслуженно получающая награды за свое мастерство — такой мы знаем Анастасию Волочкову. Но чтобы достичь этого, надо было преодолеть множество препятствий, в том числе сомнения специалистов, которые считали Анастасию слишком высокой для балета.
Тысячи девочек, завороженных волшебным танцем балерин, порхающих над сценой в кружевах и перьях, приходят в балетную студию. И уходят, когда поймут, что балет - это прежде всего тяжелый изнурительный труд и отказ от многих радостей жизни. Остаются - единицы. Только так можно достичь мастерства. А слава и все, что ей сопутствует, - это уже приложение. И так - в любом деле.
Задание 2. Определение мотивации
Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. | 5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций. |
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих. | |
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия. | 6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими. |
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности. |
Задание 3. По горячим следам
На пяти этажах пирамиды разместите пять основных потребностей человека (по А. Маслоу).
В конце жизни А. Маслоу понял ограниченность своей классификации потребностей. Как вы думаете, в чем несовершенство его «пирамиды»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Круг чтения
Прочитайте отрывок из книги М. Веллера.
Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: "Что для вас в жизни главное?", мы получим примерно одни и те же ответы:
1.Здоровье.
2.Благополучие семьи и близких.
3.Материальная обеспеченность.
4.Хорошая работа.
5.Любовь.
6.Карьера.
7.Слава.
Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?
Здоровье
Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
Благополучие семьи
Ругаются, тиранят родных, лгут, изменяют, "заначивают" деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.
Материальная обеспеченность
Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.
Хорошая работа
Большинство людей к своей работе равнодушно или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной — ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.
Любовь
Если все люди хотят любить и быть любимыми — то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта "главная ценность" связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?
Карьера
Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей — и на это ты хочешь потратить свою жизнь?
Слава
Разоренные страны и два миллиона трупов в итоге. Вот вам непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках — и попадете в Книгу рекордов Гиннесса. Спортивная слава — угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что спортсмен скажет во вратах небесных Апостолу Петру? "Что ты делал в жизни?" — "Я прыгал в длину". Веллер М. Все о жизни
Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности — главные в жизни? Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями? Запишите свои мысли.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. (домашнее). Иерархия потребностей
Перед вами список важнейших потребностей. Попробуйте расставить их по степени важности для себя: напротив самой важной поставьте цифру 1, напротив следующей по значимости цифру 2 и так далее до 15. Во время работы мысленно проговаривайте фразу: "Я хочу..."
1. Добиться признания и уважения.
2. Иметь теплые отношения с людьми.
3. Обеспечить себе будущее.
4. Зарабатывать на жизнь.
5. Иметь хороших собеседников.
6. Упрочить свое положение.
7. Развивать свои силы и способности.
8. Обеспечить себе материальное благополучие.
9. Повышать уровень мастерства.
10.Избегать неприятностей.
11.Стремиться узнавать что-то новое.
12.Обеспечить себе положение, влияние.
13.Покупать хорошие вещи.
14.Заниматься делом, требующим полной отдачи.
15.Быть понятым другими.
В первую пятерку входят самые значимые для вас на данный момент потребности (оцениваются в 3 балла). Во второй пятерке — потребности менее значимые (2 балла). В последнюю пятерку входят потребности, неактуальные для вас в данный момент (1 балл). Подсчитайте и запишите сумму баллов по каждой группе потребностей:
§ материальные потребности: 4, 8, 13 (номера потребности);
§ потребности в безопасности: 3,6,10;
§ социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15;
§ потребности в признании: 1,9, 12;
§ потребности в самовыражении: 7, 11, 14.
Группа потребностей, которая набрала большее число баллов является для вас ведущей. Это необходимо учитывать при выборе профессии и планировании карьеры.
Мои ведущие потребности:
1)__________________________________
2) __________________________________
3) __________________________________