Абстрактно-символическим мышлением (А-С)
Обладают многие люди науки — физики-теоретики, математики, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.
3. Словесно—логическое мышление (С—Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению, ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.
4. Наглядно-образным мышлением (Н-0) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, никогда, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.
5. Креативность (К) — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Креативностью может обладать человек с любым типом мышления. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее талантливых и успешных людей в любой сфере деятельности.
В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. У большинства людей преобладает один или два типа мышления. Такое мышление называют синтетическим. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога.
Соотнеси свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Насколько удачен твой выбор? Если твои профессиональные планы не вполне соответствуют твоему типу мышления, подумай, что тебе легче изменить – планы или тип мышления.
Как развивать мышление
· Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии и путешествия, Интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.
· Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.
· Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.
Контрольные вопросы:
Отметьте вариант, который вы считаете верным.
1. Развитие абстрактно-символическое мышление необходимо: а) танцору; б) дизайнеру; в) программисту; г) агроному.
2. Ведущий тип мышления журналиста: а) предметно-действенный; б) абстрактно-символический; в) словесно-логический; г) наглядно-образный
3. Креативность важнее всего в работе: а) медсестры; б) официанта; в) ученого; г) строителя.
4. Какой тип мышления необходим в работе архитектора: а) предметно-действенный; б) абстрактно- символический; в) словесно-логический; г) наглядно-образный.
5. 5. Предметно-действенное мышление необходимо: а) на производстве; б) в работе с людьми; в) в планово-экономической деятельности; г) в умственном труде.
Урок 6. Внимание и память
На внимание и память жалуются все, на рассудок – никто.
Задание 1. Двойной счет
_________________________________________________________________________________________
Задание 2. Игра «Муха»
Как тренировать память
· Плохая память нередко является следствием плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию, выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, представив себя на месте других людей.
· Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всматривайтесь в лица, предметы, стараясь увидеть детали.
· Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает синхронист-переводчик.
· Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь
Задание 3. Кто быстрее
Найдите на рисунке все числа по порядку от 1 до 90. Это упражнение развивает переключаемость внимания.
Задание 4.(домашнее)
Прочитайте отрывок из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну. Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свой ответ.
Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания - это недостаток мысли, иначе говоря — либо глупость, либо безумие. Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака и сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный на время. У сэра Ньютона, мистера Д. Локка, может быть, еще у человек пяти-шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него скорее всего тем, что он будет просто из общества исключен.