Разбор погружного электродвигателя
Прежде чем ПЭД и гидрозащита пройдут наружную мойку необходимо убедиться, что все транспортировочные крышки плотно закрыты, в случае отсутствия необходимо их установить и факт отсутствия транспортировочных крышек на оборудовании зафиксировать в акте комиссионного разбора.
При разборе двигателя особое внимание необходимо уделить состоянию масла, слить из основания двигателя (ПЭД) пробу масла при необходимости, для электрического пробоя – определения диэлектрической прочности, визуально определить загрязнение масла и наличие стружки, механических включений. Проверить лёгкость вращения и биение конца вала, состояние шлицов и шлицевой муфты. Опрессовать двигатель маслом или воздухом давлением (при опрессовке воздухом при условии снижения давления обработать мыльным раствором все швы). При разборе, необходимо проверить все уплотнительные резиновые кольца (срезы, порывы, трещины, грязь под кольцами) и свинцовые шайбы, фильтр. Сняв узел пяты, необходимо определить степень и направлениеизноса подпятника. Промыть контакты, колодку токоввода и узел секционирования (для секционных ПЭД) чистым маслом или бензином, определить сопротивление изоляции каждой фазы обмотки мегаомметром и целостность обмотки («звезду») омметром или низковольтным электрическим пробником. В случае замера изоляции ниже 100 МОм необходимо определять сопротивление изоляции обмотки и выводных проводов мегаомметром после каждого этапа разбора двигателя (с колодкой токоввода, без неё, после отворота головки, после извлечения ротора, после удаления выводных проводов), проверить колодку токоввода на наличие трещин и сколов, а на выводных проводах наличие деформации, порезов, проколов, прогаров изоляции. Если изоляция не восстановилась, отсоединить выводные провода и проверить нулевую точку цепи; только после этого отправлять статор на сушку. При пробое изоляции необходимо определить точку пробоя \ прогара: колодка, выводной провод, выводной провод обмотки или нулевая точка, верхняя или нижняя лобовая часть обмотки, паз обмотки статора в районе пакета №__. Визуальным осмотром оценить прямолинейность пазов статора, проконтролировать наличие/отсутствие проворота статорного железа. Проверить состояние подшипников головки и основания двигателя, степень их износа. Извлечь ротор, осмотреть пакеты: изменение цвета, износ, изменение геометрических размеров, расслоение, следы прогара, полярность; проверить подшипники: наружный и внутренний износ, люфт, трещины, износ торцевых дистанционных шайб, провести проверку наличия теплового зазора. При разборе ротора необходимо проверить состояние шпоночного паза и шпонок, канавок под стопорные кольца, прямолинейность вала. Все замеченные отклонения от нормы отметить в акте комиссионного разбора, (Приложения 10, 11).
5.4.2 Разбор насоса и газосепаратора
Перед разбором ЭЦН и газосепаратора, проверить: состояние корпусов и концевых деталей, легкость вращения и биение концов вала, состояние шлицов и шлицевой муфты (типоразмер, длина), а также вылеты-заглубления валов, особое внимание необходимо уделить состоянию напорных ступеней, открытости проходных каналов и наличию в них механических примесей. Осмотреть (при наличии) приёмную сетку (втянута, забита), определить наличие мех.примесей (соль, песок, глина, ржавчина, парафин, проч.) в ловильной головке. Отвернуть основание, головку, ниппель, проверить состояние узла пяты, подшипников и втулок. После разбора ротора проверить вал, его шлицевые концы и шпонку. Каждое рабочее колесо необходимо осмотреть, уделив особое внимание состоянию верхних и нижних опорных шайб, износу ступиц/защитных втулок, целостности шпоночного паза, отсутствию механических примесей в каналах, сохранению геометрических размеров полиамидных колёс. Направляющие аппараты проверить на сколы, трещины или промывы корпуса, наличие механических примесей, износ буртов и внутреннего отверстия. Если на рабочих органах имеются значительные отложения солей, гипса, примесей – отправить детали на мойку, при необходимости провести кислотную обработку и уже после этого проводить окончательную дефектацию. Все замеченные отклонения необходимо отметить в акте комиссионного разбора, (Приложения 7,12,13).
5.4.3 Разбор гидрозащиты
Перед разбором гидрозащиты, у которой при монтаже при минусовой температуре выявлена не герметичность при опрессовке и (или) невозможность опрессовки (нет прохода) пробную опрессовку производить в условиях максимально приближенных к реальным, хранить такую гидрозащиту до опрессовки в холодном помещении или на улице, т.к. в противном случае при прогреве гидрозащиты в цехе ремонта ЭПУ может, восстановится эластичность резиновых уплотнений, отогрев клапанов и, соответственно, работоспособность гидрозащиты. При разборке гидрозащиты особое внимание необходимо уделить состоянию масла, слить из компенсатора (при его наличии) пробу масла при необходимости, для электрического пробоя – определения диэлектрической прочности, визуально определить загрязнение масла и наличие стружки, механических включений, отдельно в каждой полости протектора (внутри и за диафрагмой). Проверить лёгкость вращения и биение конца вала, состояние шлицев и шлицевой муфты. Опрессовать полости гидрозащиты согласно требованиям документации. Впоследствии, при разборе, проверить все уплотнительные резиновые кольца (срезы, порывы, трещины, грязь под кольцами) и свинцовые шайбы. Снять узел пяты, определить степень и направление износаподпятников –отдельно нижнего и верхнего. Снимая торцевые уплотнения, тщательно осмотретьсостояние торцевых поверхностей (кольцевой износ, риски, изменение цвета, микротрещины), сильфонов и резиновых колец (эластичность, трещины, порывы, вздутия), пружин, пластин крепящих неподвижную часть (деформация, следы износа). До снятия диафрагмы необходимо осмотреть бандаж. Проверить диафрагму, особое внимание уделить её поверхности (расслоения, трещины, вздутия, проколы, порывы, изменение формы, эластичность), особенно в зоне бандажирования, чистоте внутренней поверхности. Все замеченные отклонения необходимо отметить в акте комиссионного разбора, (Приложение 8).
Разбор кабельной линии
До разбора кабельной линии необходимо изучить её карточку, для определения места нахождения сростков и состояния отдельных кусков. При разборке кабеля промыть бензином кабельную муфту и конец, который идёт к станции управления. Проверить наличие замка на конце кабельной линии, сверить номер с ЭП, наличие маркировки и фазировки на концах жил кабеля и соответствие фазировки выводным фазам наконечников кабельной муфты. Осмотреть кабельную муфту и сверить ее номер с ЭП (прогар, трещины, оплавление, повреждение штепсельных наконечников кабельной муфты), замерить вылет штепсельных наконечников, осмотреть место компаундной заливки кабельной муфты. Опрессовать кабельную муфту маслом давлением согласно рекомендаций заводов-изготовителей, визуально контролируя наличие течи и показания манометра (возможна опрессовка воздухом с погружение муфты в жидкость). Замерить мегаомметром изоляцию каждой жилы по отношению к броне, между соседними жилами. Закоротив все три жилы на конце кабеля, проверить омметром или низковольтным электрическим пробником целостность токоведущих жил со стороны кабельной муфты. Обратить внимание на состояние сростка, не растянут ли, не поврежден ли, не имеет ли механических повреждений.
Отрезать удлинитель после сростка удлинителя и замерить сопротивление изоляции отдельно у кабельной линии и удлинителя. Если снижение изоляции в удлинителе – попытаться визуально определить это место. Если это не удалось – отрезать кабельную муфту и сросток и произвести замер изоляции мегаомметром их по отдельности, а также кабель удлинителя. После замера сопротивления изоляции кабельной муфты и удлинителя по отдельности, при условии, что снижение изоляции не обнаружено, провести высоковольтные испытания удлинителя для определения места снижения изоляции. Разрезать удлинитель в двух-трёх точках (желательно в зоне крепления его к корпусу насоса и подвески НКТ), проверить смещение и плавление изоляции удлинителя. При снижении изоляции в сростке – аккуратно снять с него броню и постепенно снимать изоляцию с жилы со сниженной изоляцией. Если изоляция снижена в кабельной муфте и место снижения невозможно обнаружить визуально – необходимо произвести распил металлического корпуса кабельной муфты и провести осмотр внутренних уплотнителей и составных частей. Если изоляция снижена в самой кабельной линии – перемотать её, при этом попытаться с помощью имеющихся приборов или визуально определить место снижения. Если снижение изоляции обнаружено в сростке, прожиг сростка не производить. В местах повреждения брони снять её, что бы определить, не повреждена ли изоляция жил. Отметить и зафиксировать в акте комиссионного разбора метраж, характер, геометрическую форму, размер, направление всех повреждений. Регулярно проверять сопротивление изоляции мегаомметром. Тщательно осмотреть сальниковую разделку и конец кабеля, отрезать кабель в 1 метре от сальниковой разделки (в сторону удлинителя) и проверить смещение и оплавление изоляции. Отметить в акте комиссионного разбора полную фактическую длину кабельной линии, а также в обязательном порядке указать длину кабельной линии до сальниковой разделки. Если место снижения изоляции не выявлено – отправить кабель на высоковольтные испытания. После проведения высоковольтных испытаний в случае «прожига» вновь перемотать кабель для обнаружения места «прожига». Тщательно осмотреть локализованное место снижения изоляции – оценить состояние, на предмет наличия повреждений (задира, удара, вдавливания, надреза, жучка и проч.). При обрыве кабеля тщательно осмотреть концы медных жил – если на них имеются капли меди или следы оплавления – обрыв произошёл при работе УЭЦН, УЭЦП. При отсутствии цепи – обрыве жилы (жил), если кабель не разорван и не перерублен, вскрыть подряд все сростки из-за большой вероятности, что разрыв жилы произошёл в одном из них, а также проверить целостность жил в кабельной муфте. Естественно, необходимо регулярно проверять цепь мегаомметром или низковольтным электрическим пробником. Все замеченные отклонения отметить в акте комиссионного разбора (Приложение 9).
В случае комиссионного разбора отрубленного отрезка кабеля, необходимо сверить пломбы отрезка, а так же указать номера пломб в акте комиссионного разбора кабеля. Разбор отрубленного отрезка проводится только в присутствии представителя Отдела качества ООО «РН-Юганскнефтегаз», разбор без представителя допускается только при наличии согласования Отдела качества ООО «РН-Юганскнефтегаз».
Если при дефектации кабельной линии в новом отрезке кабеля (1-ое СПО, наработка до 365суток (включительно)) вне зависимости от причины остановки, обнаружены перечисленные ниже причины отбраковки:
¨ снижение сопротивления изоляции кабеля ниже НТД, превышение допустимых токов утечки;
¨ изменение геометрических размеров изоляции;
¨ плавление кабеля по всей длине (сплав изоляции жил между собой);
¨ трещина изоляции жилы;
¨ электропробой изоляции кабеля – относится только к пробою на ровном месте;
¨ смещение жил в теле кабеля;
¨ усадка изоляции кабеля больше допустимой по технической документации (ТУ, ГОСТ),
необходимо переместить данный отрезок кабеля на отдельный барабан (допускается намотка нескольких отрезков одного производителя на один барабан). Результаты разбора, с указанием номера барабана на котором отставлен отрезок кабеля, изложить в двухстороннем акте комиссионного разбора (Приложение 9).