Концепции обучающейся организации
Термин «обучающаяся организация» (learning organisation) получил широкое распространение в Европе и Америке больше десяти лет назад.
Обучающаяся организация— это организация, которая постоянно и непрерывно генерирует, приобретает и распространяет знания, изменяет и совершенствует свое поведение на основе изучения собственного опыта, создает новые продукты и услуги, постоянно используя идеи сотрудников и анализируя знания клиентов и партнеров. Как видно из определения в основе обучающейся организации лежит непрерывное управление своим интеллектуальным капиталом.
Основные отличия обучающейся организации от традиционной представлены в табл. 8.1.
Таблица 8.1
Сравнение обучающейся организации и традиционной
Обучающаяся организация | Традиционная организация |
Статус работника зависит от его знаний, умений и навыков | Статус работника определяется его должностью и полномочиями |
Решения менеджера диктуются видением и оценкой ситуации | Решения менеджера основаны на правилах и прецедентах |
Работник имеет право на принятие самостоятельного решения в пределах его полномочий | Работник лишен права принимать полностью самостоятельные решения, он является преимущественно исполнителем |
Отношения в организации не носят формального характера, допускаются разногласия во мнениях, дискуссии | Разногласия не допускаются, конфликты рассматриваются как деструктивные процессы |
Менеджеры рассматривает работников как партнеров | Менеджеры рассматривают работников как подчиненных исполнителей |
Внимание уделяется взаимоотношениям в группе, повсеместно укрепляется дух кооперации и сотрудничества | Кооперация между работниками из разных подразделений, исключена или затруднена |
Цели и задачи организации и её подразделений обсуждаются на всех уровнях | Господствует «туннельное» видение, из-за недостатка информации работники не в состоянии представить картину в целом |
Коммуникация развивается во всех формах как между подразделениями организации, так и между ее членами | Значительная часть информации засекречена или недоступна по иным причинам, поэтому работники стараются получить ее по неформальным каналам |
Существуют две наиболее известные концепции обучающихся организаций. Одна принадлежит Питеру Сенге («Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации»), другая, так называемая европейская, была разработана несколькими авторами.
Концепция Питера Сенге базируется на пяти «умениях» или «дисциплинах, в которых должен совершенствоваться каждый сотрудник организации, чтобы она стала по-настоящему обучающейся:
1. Личное мастерство.
2. Ментальные модели.
3. Формирование общего видения.
4. Групповое обучение.
5. Системное мышление.
Рассмотрим каждую из этих дисциплин подробнее.
Первая «дисциплина» — навыки совершенствования личности или личное мастерство. Речь идет о развитии профессиональных личностных умений и навыков сотрудников в целях выполнения поставленных перед ними задач, и соответственно, задач всей компании в целом. Эта «дисциплина» также предполагает совершенствование сотрудником своих неформализованных личностных навыков, которые находя своё отражение в ментальных моделях.
Вторая «дисциплина» — это ментальные модели или стереотипы.Ментальные модели - это глубоко укоренившиеся в сознании понятия, обобщения или даже картины и образы, которые действуют на то, как мы воспринимаем мир и действуем. Модели или стереотипы различных управленческих ситуаций присущи сотрудникам так же, как и бытовые. Многие понятия об организационной деятельности не могут быть использованы практически, потому что они вступают в конфликт с укоренившимися ментальными моделями. Например, понятно, что если сотрудник действует, опираясь на стереотип: «мои знания - это единственное, чем я ценен для организации», то ни о каком продуктивном обмене знаниями речь идти не может. Таким образом, в задачу организации входит изменение ментальных моделей сотрудника. Также в ментальные модели сотрудника входят его неформализованные навыки и опыт.
Третья «дисциплина» — это общее видение или единство взглядов. Многие руководители не придают значения тому, что их личное видение развития организации непонятно сотрудникам и не разделяется ими. Это неправильно. Для достижения успехов организации необходимо создать такие условия, при которых индивидуальные "вектора" целеполагания сотрудников совпадали бы с корпоративными. По мнению Сенге, благодаря общему видению люди учатся «не потому, что им так велели, а потому, что им этого хочется». Таким образом, третья «дисциплина» позволяет сформировать общее представление будущего состояния организации, что в свою очередь порождает искреннюю заинтересованность в общем успехе
Четвертая «дисциплина» — это групповое обучение.Эта дисциплина направлена на создание нового группового знания, как явного, так и неявного, и предполагает отработку практических приемов взаимодействия людей в группе. Групповое обучение происходит в рамках как всей организации, так и команд. Речь идет не только о тренингах или семинарах, но и о свободном обмене мнениями в группах. Групповое обучение обладает синергетическим эффектом, когда целое становится больше суммы частей: результат обучения группы превосходит сумму результатов обучения отдельных сотрудников организации. Более того, когда группы действительно обучаются, они не только показывают чрезвычайно высокие результаты, но и отдельные индивидуумы развиваются быстрее, чем это могло произойти в другой ситуации.
И наконец, пятая «дисциплина» — это системное мышление. Любую организацию можно представить как группу людей, объединенных общей целью. Эти люди создают систему, состоящую из разнообразных функций и ролей, служащих процветанию компании и обусловливающих ее успех. Структура эффективной организации устроена так, что работа каждого является вкладом в общее дело. Если сотрудники умеют мыслить такими категориями, то они четко осознают свои место и роль в этой системе, понимают зону ответственности и зону, в рамках которой они имеют право принимать самостоятельные решения. Таким образом, системное мышление это умение каждого сотрудника видеть целостность бизнес-деятельности организации и осознавать своё место и участие в ней.
На рис. 8.1. представлена карта знаний обучающейся организации.
Рис. 8.1. Карта знаний обучающейся организации
Вторая концепция (европейская) даёт следующие характеристики обучающейся организации:
1. «Обучающийся» подход к выработке стратегии.Стратегия и политика компании рассматриваются как непрерывно протекающие процессы. Бизнес-планы могут постоянно корректироваться с учетом возникающих факторов. Для этого компания должна быть в курсе изменений на рынке, т. е. управлять своими внешними информационными потоками.
2. «Коллективная» политика управления.Работники принимают участие в выработке стратегии и политики организации. Политика отражает ценности всего коллектива, а не только ее топ-менеджмента.
3. Информационная открытость.Информация используется для того, чтобы понимать текущую ситуацию и принимать правильные решения, и не служит основанием для вознаграждения или наказания.
4. Учет и контроль деятельности организации.Системы учета, бюджетирования и финансового анализа строятся таким образом, чтобы быть полезными в процессе обучения и совершенствования. Финансисты выступают в том числе и как консультанты по специальным вопросам использования информации. Финансовые системы строятся таким образом, чтобы каждый нес ответственность за те ресурсы, которые находятся у него в распоряжении.
5. Внутренний обмен услугами.Каждое подразделение одновременно и поставляет, и потребляет услуги.
6. Гибкие механизмы вознаграждения.При этом вознаграждение означает больше, чем просто оплату труда. Все работники вовлечены в процесс определения оптимальных форм вознаграждения. Его получают работники, внесшие существенный вклад в общие результаты деятельности организации.
7. Гибкая структура.Подразделения и другие «границы» рассматриваются скорее как временные структуры, которые при необходимости могут быть изменены. Должности и роли определены таким образом, чтобы создавать возможности для роста и экспериментирования. Организация располагает сводом регламентов и процедур, но они не имеют определяющего значения и всегда могут быть изменены после обсуждения.
8. Постоянное «сканирование» окружающей среды.В обязанности каждого работника входит сбор информации о том, что делается за пределами организации. Каждое собрание сотрудников включает обзор того, что происходит в ее бизнес-окружении.
9. Совместные проекты организации и связанных с нею групп.Организация выстраивает партнерские отношения с поставщиками и потребителями услуг. Она выступает инициатором совместных проектов с потребителями, поставщиками, не упускает возможности совместного (или скорее взаимного) обучения.
10. Корпоративная среда, способствующая обучению.Главный принцип работы каждого сотрудника обучающейся организации — всегда стремиться к изучению и совершенствованию того, что делаешь. При этом сотрудники располагают временем и возможностями для того, чтобы обсуждать и анализировать практику, учиться на собственном опыте.
11. Постоянное саморазвитие каждого сотрудника.Каждый работник имеет собственный план саморазвития и самостоятельно определяет, что ему необходимо изучать. В организации поощряется умение брать на себя ответственность. Индивидуальные потребности каждого работника в обучении — это центральное звено планирования его карьеры.