Роль мотивации в процессах управления знаниями
Внедрение программы управления знаниями — серьезное организационное изменение. Основная причина неактивного участия работников в новых процессах (а зачастую и их негативного отношения к этим процессам) — сопротивление переменам и недостаточное понимание того, какие новые, благоприятные возможностей кроются в этом для них.
Трудно ожидать, что люди будут добровольно делиться тем, что определяет их профессиональную ценность. Поэтому нужно создать такие условия, когда это станет выгодно. Или наоборот: создайте условия, когда людям будет невыгодно не обмениваться знаниями.
Рассмотрим общие условия успешного участия сотрудников организаций в процессах управления знаниями:
· Четкое определение целей и задач новых процессов, а также информирование сотрудников. Люди должны ясно понимать, какие именно показатели их работы или бизнес-процессы предполагается улучшить с помощью новых процессов и инструментов, что именно это им принесет, т.е. следует создать условия, когда информация будет прозрачной, а действия руководства — понятными.
· Участие сотрудников в новых процессах, возможность проявить свои скрытые знания, способности и возможности.
· Обеспечение обратной связи с сотрудниками (проведение опросов и тестирований).
· Обеспечение свободы при выполнении задач, прозрачности и измеримости результатов работы, т.к. для сотрудников важным стимулом участия в новых процессах является ответственность за результаты своих действий.
· Разработка механизмов измерения и учета результатов новых действий.
· Поощрение активных участников процесса обмена знаниями, как материально, так и нематериально.
· Демонстрация новых возможностей и способов применения УЗ-инструментов управления знаниями.
· Укрепление атмосферы доверия, создание возможности для расширения личных и профессиональных контактов в организации.
· Постоянное проведение «разборов полетов», извлечение положительного опыта из неудач, а не только из успешных проектов.
Факторы и механизмы мотивации
Существует три основных фактора мотивации, а также внешний (обеспечиваемый компанией) и внутренний (т.е. личностный) механизмы воздействия (табл. 6.1).
Таблица 6.1
Механизмы воздействия на сотрудников
Факторы мотивации | Механизм воздействия на сотрудников организации | |
Внутренний (личность) | Внешний (организация) | |
Материальная заинтересованность | Деньги Товары Дополнительный отпуск Прочее | |
Нематериальная заинтересованность | Уважение Новые контакты Личностный рост Понимание Прочее | Лучший автор Победитель Экспертное мнение Прочее |
Производственная необходимость | Развитие Рост профессионализма Обучение Прочее | Доступ к материалам Карьерный рост Обучение за счет компании Прочее |
Искусство построения мотивационных механизмов в управлении знаниями заключается в сочетании материальной и нематериальной мотивации, внутреннего и внешнего воздействия на сотрудников. Особое внимание следует уделить фактору производственной необходимости, который подразумевает создание в компании таких условий, когда сотрудники не имеют возможности продвигаться по служебной лестнице и получать новые профессиональные знания, если они не принимают активного участия в обмене знаниями. Фактически фактор производственной необходимости обеспечить сложнее всего, потому что когда сотрудники не могут не обмениваться знаниями, это означает, что управление знаниями — не отдельные процессы и процедуры, а основа деятельности организации. Можно считать, что это и есть та цель, к которой нужно стремиться.
Обучающаяся организация — это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Она способна успешно изменять формы своего поведения, отражающие новые знания или проекты. Термин введен в обиход Питером Сенге (Сендж, Senge).
Самообучающаяся организация появляется там, где человеческие ресурсы и талант становятся наиболее важным фактором производительности и целью инвестиций. Обычно это происходит в тех случаях, когда гибкость становится ключевым словом. И тогда управление изменениями становится важнейшей целью управления и менеджмента. Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взращиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе.
В теории организации и на практике организационное обучение рассматривается как непрерывный источник создания конкурентных преимуществ компании, как их стратегия постоянного обновления методов и повышения эффективности всех видов деятельности. Организации, которые не обучаются (и соответственно не изменяются) в условиях быстрых перемен внешней среды, считаются обреченными. Отсюда и рекомендации создавать группы, обучающиеся в процессе деятельности, сосредоточивать внимание на необходимости генерирования новых идей в процессе обучения. Имеются даже попытки дать символическую интерпретацию организационного обучения. Этот процесс представляется, в частности, в таком виде:
Обучение = P + Q,
Р — программное обучение (чтение книг, лекций и др.),
Q — обучение путем постановки вопросов, получения доказательств, обсуждения выводов, основанных на обобщении практического опыта.
Обучение в действии, т. е. организационное обучение, базируется главным образом на Q. Его основной идеей является организация групп для того, чтобы у каждой из них были две задачи: одна - решить проблему или выполнить проект; другая — обучаться в процессе выполнения задач, сделать полученные знания достоянием всех участников, представить полученный материал руководству для последующего использования.
Общие характеристики
Исследования продолжительности жизни корпораций позволяют определить общие характеристики для компаний с долгосрочной деятельностью. Выявлено, что эти долгожители корпоративного мира являются обладателями четырех общих черт, а именно:
· адаптивности к внешней среде (и ее потенциальным изменениям), что определяет их способность к обучению;
· высокой степени сплоченности персонала и идентичности культуры организации, что непосредственно влияет на способность компании создавать свои ценности, которые являются ее фундаментом;
· толерантности к новым или противоположным идеям и видам деятельности (что часто ведет к децентрализации управления), обеспечивающей открытость обучения и объективную оценку общего состояния внешней среды организации;
· консервативного финансирования как сдерживающего фактора рисковых инвестиций корпорации.
Продолжительное процветание фирмы, по-видимому, тесно связано с организационной способностью эффективно и продуманно управлять собственным развитием. Фирмы с указанными выше характеристиками («живые компании») имеют более продолжительный жизненный период.
Концепция П.Сенге
Концепция П.Сенге базируется на пяти «умениях организации».
1. Первое «умение» — мастерство в совершенствовании личности. Хотя в бизнес приходят энергичные люди, мало кто из них достаточно долго остается «на подъеме». Большинство начинают беречь силы и уже к 30-40 годам теряют преданность к делу, чувство личной значимости и воодушевление. Однако лишь немногие компании поощряют своих сотрудников в движении вперед, остальные в результате имеют неиспользованные, впустую пропадающие ресурсы.
2. Второе «умение» — это интеллектуальные модели. Модели как стереотипы в отношении различных управленческих ситуаций так же укоренены в нас, как и чисто бытовые. Именно поэтому многие хорошие управленческие идеи так и остаются не воплощенными в жизнь.
3. Третье «умение» — это общее видение. Многие руководители не придают значения тому, что их личное видение развития организации не понято и не разделяемо всеми сотрудниками. По мнению П.Сенге, благодаря общему видению люди учатся не потому, что им так велели, а потому, что им этого хочется.
4. Четвертое «умение» — это групповое обучение. Однако в данном случае речь идет не только о тренингах или семинарах, но и о свободном обмене мнениями в группах — диалоге. П.Сенге полагает, что именно диалог между сотрудниками приводит к таким прозрениям, которые могут быть абсолютно недоступны для каждого в отдельности.
5. Пятое «умение» — это системное мышление. Без этой дисциплины все остальные умения остаются разрозненными приемами, модной новинкой науки управления. При этом жизненно важно, чтобы все пять «умений» развивались не по отдельности, а системно.