Представление результатов диагностики знаний.
Карты знаний
Существуют различные способы представления результатов диагностики знаний. Самыми распространенными среди них являются: «желтые страницы», экспертные директории, справочники, карты знаний.
«Желтые страницы», экспертные директории, справочники — это инструменты выявления и создания коммуникационных каналов для общения с экспертами как в области определенных знаний, так и в области выполнения конкретных проектов. Подобные инструменты дают возможность выявить неформализованные знания сотрудников. Это хороший способ узнать об их увлечениях, дополнительных знаниях и способностях.
Карта знанийпредставляет собой графическое изображение местоположения знаний и информации, необходимых для работы организации и ее подразделений. Она показывает возможность интеграции разъединенных знаний (явных и неявных), находящихся в базах знаний, в головах экспертов, внутри компании и даже за ее пределами (у клиентов, партнеров, поставщиков). Это также инструмент, предоставляющий возможность обнаружения необходимых ресурсов и услуг, например информационных, и доступа к ним. Карты знаний — это визуальное представление информации и знаний в их взаимосвязи.
Название уже само по себе говорит о навигационном предназначении карт. Их создание — это процесс обнаружения тех знаний, которые необходимы для выполнения задач компании, установления авторства этих знаний, их ценности и связей между ними.
Основное назначение карт знаний — указать путь, ответить на вопрос «Где?». Они создаются для решения как краткосрочных, так и долгосрочных задач.
Карты знаний помогают:
· сократить время, уходящее на поиски ресурсов и источников информации и знаний;
· создать возможность оптимального взаимодействия потребителей знаний и информации с их носителями (например, экспертами) и источниками;
· обеспечить прозрачность и доступность ресурсов;
· создать целостную картину ресурсной базы организации.
Особая инструментальная ценность карт знаний заключается еще и в том, что они позволяют увидеть все ресурсы организации в их взаимосвязи, даже если они разрозненны, созданы разными подразделениями и разработаны в разных форматах. Объектами нанесения на карты являются: документы, сайты, ресурсы (например, директории, каталоги, базы знаний), события, сообщества, эксперты (имена и контакты).
Среди множества возможных типов карт знаний выделяют следующие четыре общие категории.
1. Процессно-ориентированные - показывают знания и источники знаний, которые поддерживают основные бизнес-процессы предприятия. Это могут быть организационные процессы, исследования, производство, продажи и пр. Перед составлением такой карты детально анализируются соответствующие бизнес-процессы - как с точки зрения внутренних процедур компании, так и с учетом знаний клиентов и партнеров. Главное достоинство этого типа представления карт знаний - конкретность и тактическая грамотность.
2. Концептуальные - различные методы иерархической классификации содержания в виде понятий и семантических отношений между ними. Часто эти карты знаний называют еще таксономиями или онтологиями. Частным случаем простой онтологии выступает, например, корпоративный тезаурус - система понятий и отношений области бизнеса предприятия или некоторой подобласти (например сферы интересов сообщества практиков). Онтология может, в частности, соотнести подобные проекты, выполняемые двумя различными подразделениями организации, делая эти знания более явными и связанными.
3. Карты компетенций- демонстрируют навыки специалиста, его продвижение по службе и профессиональный профиль. На основе информации этого типа составляются корпоративные «желтые страницы», которые облегчают поиск экспертов в компании, особенно с территориально распределенной структурой, проводится корректировка программ обучения специалистов.
4. Карты социальных сетей- показывают сети знаний и модели коммуникаций на предприятии среди различных сообществ практиков, партнеров компании и других социальных единиц. Одним из применений карт данного типа выступает анализ способов обмена знаниями в процессе совместной работы и социальном контексте.
Помимо этого, строятся также специальные карты ресурсов, «Карта лучших практик», «Карта интеллектуальных активов», демонстрирующие те или иные бизнес-инициативы предприятия. Для облегчения процесса создания карт знаний разработаны многочисленные инструментальные средства - Mindomo.com, MindMeister.com, Bubbl.us.
Факторы успеха карт знаний:
1) отображать только «живые» объекты;
2) постоянное обновление карты;
3) изображать объекты наглядно;
4) карты должны быть просты в использовании;
5) сотрудники должны знать, где находятся карты;
6) сотрудники должны уметь ими пользоваться.
Карты знаний разрабатываются не только по итогам аудита ресурсов. Такие карты — один из наиболее популярных инструментов, применяемых в мировой и отечественной практике управления знаниями (см. рис. 4.5). Их можно разрабатывать для разных целей: обучения новичков, консолидации ресурсов, необходимых для выполнения проекта, создания возможности для лучших коммуникаций сотрудников, визуализации всех ресурсов и информационных возможностей организации и т. д.
Рис. 4.5. Пример карты знаний компании i-Free