Урок технологии в начальных классах, его специфика.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 5: УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ
1. Урок технологии в начальных классах, его специфика.
2. Подготовка и проведение уроков технологии.
3. Контроль знаний и умений, учащихся по технологии.
4. Внеурочная работа по труду в начальной школе.
Урок технологии в начальных классах, его специфика.
Урок является центральным звеном классно-урочной системы организации учебной работы. Уроки отличаются типом и структурой.
Типы уроков определяются на основании какого-нибудь признака:
1) по материалам используемых в работе (работа с бумагой, работа с тканью и т.д.).
2) по способам проведения (экскурсия, лабораторная работа, самостоятельная работа и т.п.)
3) по дидактическим целям (уроки: изучения нового материала; повторения и закрепления полученных знаний и умений; уроки обобщения; контрольные уроки; и самый распространенный тип комбинированный урок)
4) по содержанию работы:
- рационально-логические (решение логических задач);
- эмоционально-художественные (создание художественного образа)
- формирующие приемы и навыки практической работы.
5) по характеру познавательной деятельности учащихся
- репродуктивные
- творческие
Наиболее эффективными уроками являются последние два типа.
Все перечисленные типы уроков имеют различную структуру, т.е.последовательность этапов урока.
Их количество и последовательность зависит от содержания, поставленных задач. А так же особенностей урока ручного труда:
1)основная масса времени (80%) отводится для практической работы
2)практическая работа имеет общественно-полезную направленность, соблюдение т/б и правил работы с инструментами и материалами.
3)разные виды деятельности на ушках труда требуют гибкого использования норм, методов и приемов обучения
4)связь с другими предметами
Подготовка и проведение уроков технологии.
Эффективность урока зависит от подготовки учителя к занятиям, которая состоит из двух этапов:
I. Предварительная подготовка:
- изучение программы или программ.
- изучение методических пособий и учебников к данной программе.
- на основе данной программы намечается перечень изделий, какие свойства материалов и приёмы работы должны освоить учащиеся на том или ином уроке.
- изучение материалов, предназначенных для обработки, ознакомление с промышленным производством этих материалов, способами их обработки.
- подготовка материальной базы уроков.
II. Непосредственная подготовка:
1. На этом этапе предполагается составление перспективного и календарного плана. Данный план можно выполнить в виде перечисления тем, изделий и указания количества часов на их изучение. Но более удобно делать планирование в виде таблицы
№ п/п | Тема урока | Изделие | Количество часов | Знания и умения | Материалы и оборудование |
2. После этого определяется последовательность прохождения материала в объеме установленного времени (весь раздел программы не может быть пройден одним блоком, они чередуются в течение четверти.)
Кол-во часов в четверти | Раздел программы. Порядковый номер урока. | ||||||
Вводный урок | Раб. с бумагой | Раб. с тканью | Раб. пр. | С мат. | Технич. Модел. | С\х труд | |
1 четверть 1-9 часов | 6,7 | - | 5,8 | - | 2,3,9 | ||
2 четверть 11-7 часов | - | 15,16 | - | - | 10,11,12,13 | - | |
3 четверть 10-11часов | - | 23,24 | 17,20 25,26 | - | - | 21,22 | |
4 четверть 14-7 часов | - | 29,30 | 31,32 | 33,34 | - | - |
При распределении часов учитывается, что в I четверти больше работы с природным материалом, а во II и III больше с бумагой и тканью.
Можно в эту таблицу включить графу «экскурсии».
После определения темы и изделия учителю небходимо составить конспет урока технологии
Структура урока технологии.
Структура урока определяется в зависимости от темы, поставленных задач, содержания, а также большое значение имеет уровень развития учащихся и учебно-материальной базы школы. Выбирая структуру конкретного урока, учитель должен продумать все особенности урока: количество этапов, переходы от одного этапа к другому, виды заданий, виды наглядных пособий и др. В практике школы наибольшее распространение получила структура комбинированного урока труда (технологии), состоящая из четырёх основных этапов:
1.Организация урока, настрой учеников на работу, проверка готовности к уроку; 2.Подготовка учащихся к практической работе (изложение нового материала, анализ изделия, знакомство с технологией изготовления изделия, техника безопасности); 3.Практическая работа (выполнение технологических операций); 4.Подведение итогов урока, оценка проделанной работы.
Рассмотрим более подробно эти этапы.
1. Организация урока(1-3 мин.)
На данном этапе важно установить порядок в классе, так как дети после перемены возбуждены. Для этого можно произнести рифмовки, прочитать стихотворение или просто на несколько секунд оставить детей стоять возле парт, после чего посадить их со словами «садитесь, начинаем наш урок». Возможен вариант, когда учитель предлагает проверить готовности учащихся к уроку, перечисляя, что должно быть на парте.
2. Подготовка учащихся к практической работе (8-12 мин.)
Назначение данного этапа - актуализация тех знаний, умений и навыков учащихся, которые необходимы в практической работе.
На данном этапе происходит объяснение нового материала и закрепление пройденного. Сообщение учащимся каких-либо сведений, как правило, происходит в процессе беседы. Эффективность беседы определяется, прежде всего, содержательностью и логикой предлагаемых вопросов. Вопрос должен иметь чёткую формулировку и каждый следующий вопрос, логически связан с предыдущим.
Для активизации младших школьников во время беседы можно использовать различные приемы: обращение к опыту учащихся; постановка вопросов проблемного характера; использование различных видов наглядных пособий (иллюстраций, коллекций, чертежей, таблиц, видеозаписей, образцов изделия); проведение опытов и наблюдений; чтение отрывков из художественных произведений, прослушивание музыкальных фрагментов, заранее подготовленных учащимися сообщений; использование пословиц, поговорок, загадок и решение кроссвордов.
2.2. На данном этапе также производится показ образца изделия и его анализ, который заключается в определении назначения, конструкции изделия, определение числа деталей, способов соединения или крепления, а также подбор материалов и инструментов, необходимых для изготовления изделия. Анализ образца изделия может быть выполнен одним или несколькими учениками по плану, предложенному учителем или самим учителем.
2.3. Планирование трудовой деятельности предполагает определение последовательности технологических операций, подбор инструментов и материалов, чтение чертежей, схем и эскизов. На данном этапе целесообразно проводить инструктаж по технике безопасности, особенно это важно, если дети встречаются с инструментом в первый раз.
Инструктаж – это объяснение или показ правильных трудовых действий и способов контроля за ними. Виды инструктажа бывают: по форме изложения (устный, письменный, смешанный); по охвату учащихся (индивидуальный, групповой, коллективный); по времени проведения на уроке (вводный, текущий, заключительный).
Привлечение учащихся, использование плакатов и памяток по технике
безопасности, как правильно повышает эффект инструктажа.
В целом, как мы видим, именно этап подготовки учащихся к практической работе определяет весь образовательный смысл урока. Если урок нацелен на выработку практических приемов, на точное копирование образца изделия, то составляется единый план работы, подбираются одинаковые материалы и способы соединения. Если же на уроке будут развиваться творческие способности учащихся, то нужны задания творческого характера. В основном это задания на усиление прочности, устойчивости и надежности, на определение оптимальной формы, числа деталей, способа их крепления, на внесение изменений в размеры с сохранением соразмерности частей и деталей изделия; на расширение или ограничение параметров действия изделий, на выбор рациональных способов разметки и контроля, на выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал и свои усилия, на рациональную организацию труда в бригаде, на рационализацию рабочего места.
3. Практическая работа по изготовлению изделия(20-25 мин.)
Данный этап занимает основное время урока. Практическая работа школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной или коллективной. Выбор той или иной формы определяется задачами урока. Большая часть работ выполняется учениками индивидуально, т.е. каждый из них самостоятельно выполняет планируемую работу на предыдущем этапе и осваивает весь технологический процесс изготовления изделия.
Коллективные работы имеет смысл проводить в тех случаях, когда необходимо сделать единый макет или единую композицию. В этом случае все равно каждый индивидуальный элемент сохраняет свою относительную самостоятельность.
Например, дети выполняют композицию «Аквариум» именно как коллективное панно. За урок каждый из них успевает сделать одну-две рыбки или другого жителя аквариума, решая при этом совершенно определенный комплекс задач. Потом, объединив их в общую композицию, мы получаем вполне завершенную работу.
Коллективная работа в небольших группах (обычно от двух до шести человек) будет выглядеть немного по-другому. На таких уроках обычно сдвигают по два-три стола вместе и рассаживают детей вокруг, лицом друг к другу, чтобы действия учеников были согласованы. Также в данном случае учащиеся должны определить роли и задания в группе.
Хотелось бы отметить роль учителя на данном этапе. Учитель осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, оказывает индивидуальную помощь, при необходимости проводит дополнительный инструктаж. В процессе инструктажа учитель указывает на типичные ошибки учащихся и объясняет, как их устранить.
4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы (5-10 мин.)
Смысл этого этапа урока заключается в привлечение внимания детей к полученным результатам; повторение и обобщение пройденного на уроке; формирование умения рассматривать и оценивать изделия друг друга; развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе; выставление отметок ученикам; уборка рабочих мест.
Данный этап можно провести как очередной просмотр учителем работ и выставление отметок в журнал. А можно организовать выставку работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. По мере завершения работы ученики выносят свои работы к доске или ставят на стол учителя. Когда экспозиция будет готова, учитель высказывает общую оценку работам учеников, отмечает творческие идеи, сообщает требования к изделию, а затем даёт слово ученикам. Наряду с оценкой положительных сторон ученики должны уметь высказать и критические замечания, но в плане совета или пожелания к улучшению работы.
Подведение итогов урока можно организовать в виде защиты изделий, когда каждый автор по отдельности представляет свою работу на общий суд.
В конце урока необходимо подвести итоги урока, т.е. вспомнить, что делали и чему научились. После этого урок заканчивается, и ученики убирают рабочие места. Каждый ученик приводит в порядок рабочие инструменты, собирает со стола мусор и собирает материалы и инструменты.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ К ТЕМЕ 5: УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ
1. Урок технологии в начальных классах, его специфика.
2. Подготовка и проведение уроков технологии.
3. Контроль знаний и умений, учащихся по технологии.
4. Внеурочная работа по труду в начальной школе.
Урок технологии в начальных классах, его специфика.
Урок является центральным звеном классно-урочной системы организации учебной работы. Уроки отличаются типом и структурой.
Типы уроков определяются на основании какого-нибудь признака:
1) по материалам используемых в работе (работа с бумагой, работа с тканью и т.д.).
2) по способам проведения (экскурсия, лабораторная работа, самостоятельная работа и т.п.)
3) по дидактическим целям (уроки: изучения нового материала; повторения и закрепления полученных знаний и умений; уроки обобщения; контрольные уроки; и самый распространенный тип комбинированный урок)
4) по содержанию работы:
- рационально-логические (решение логических задач);
- эмоционально-художественные (создание художественного образа)
- формирующие приемы и навыки практической работы.
5) по характеру познавательной деятельности учащихся
- репродуктивные
- творческие
Наиболее эффективными уроками являются последние два типа.
Все перечисленные типы уроков имеют различную структуру, т.е.последовательность этапов урока.
Их количество и последовательность зависит от содержания, поставленных задач. А так же особенностей урока ручного труда:
1)основная масса времени (80%) отводится для практической работы
2)практическая работа имеет общественно-полезную направленность, соблюдение т/б и правил работы с инструментами и материалами.
3)разные виды деятельности на ушках труда требуют гибкого использования норм, методов и приемов обучения
4)связь с другими предметами
Подготовка и проведение уроков технологии.
Эффективность урока зависит от подготовки учителя к занятиям, которая состоит из двух этапов:
I. Предварительная подготовка:
- изучение программы или программ.
- изучение методических пособий и учебников к данной программе.
- на основе данной программы намечается перечень изделий, какие свойства материалов и приёмы работы должны освоить учащиеся на том или ином уроке.
- изучение материалов, предназначенных для обработки, ознакомление с промышленным производством этих материалов, способами их обработки.
- подготовка материальной базы уроков.
II. Непосредственная подготовка:
1. На этом этапе предполагается составление перспективного и календарного плана. Данный план можно выполнить в виде перечисления тем, изделий и указания количества часов на их изучение. Но более удобно делать планирование в виде таблицы
№ п/п | Тема урока | Изделие | Количество часов | Знания и умения | Материалы и оборудование |
2. После этого определяется последовательность прохождения материала в объеме установленного времени (весь раздел программы не может быть пройден одним блоком, они чередуются в течение четверти.)
Кол-во часов в четверти | Раздел программы. Порядковый номер урока. | ||||||
Вводный урок | Раб. с бумагой | Раб. с тканью | Раб. пр. | С мат. | Технич. Модел. | С\х труд | |
1 четверть 1-9 часов | 6,7 | - | 5,8 | - | 2,3,9 | ||
2 четверть 11-7 часов | - | 15,16 | - | - | 10,11,12,13 | - | |
3 четверть 10-11часов | - | 23,24 | 17,20 25,26 | - | - | 21,22 | |
4 четверть 14-7 часов | - | 29,30 | 31,32 | 33,34 | - | - |
При распределении часов учитывается, что в I четверти больше работы с природным материалом, а во II и III больше с бумагой и тканью.
Можно в эту таблицу включить графу «экскурсии».
После определения темы и изделия учителю небходимо составить конспет урока технологии
Структура урока технологии.
Структура урока определяется в зависимости от темы, поставленных задач, содержания, а также большое значение имеет уровень развития учащихся и учебно-материальной базы школы. Выбирая структуру конкретного урока, учитель должен продумать все особенности урока: количество этапов, переходы от одного этапа к другому, виды заданий, виды наглядных пособий и др. В практике школы наибольшее распространение получила структура комбинированного урока труда (технологии), состоящая из четырёх основных этапов:
1.Организация урока, настрой учеников на работу, проверка готовности к уроку; 2.Подготовка учащихся к практической работе (изложение нового материала, анализ изделия, знакомство с технологией изготовления изделия, техника безопасности); 3.Практическая работа (выполнение технологических операций); 4.Подведение итогов урока, оценка проделанной работы.
Рассмотрим более подробно эти этапы.
1. Организация урока(1-3 мин.)
На данном этапе важно установить порядок в классе, так как дети после перемены возбуждены. Для этого можно произнести рифмовки, прочитать стихотворение или просто на несколько секунд оставить детей стоять возле парт, после чего посадить их со словами «садитесь, начинаем наш урок». Возможен вариант, когда учитель предлагает проверить готовности учащихся к уроку, перечисляя, что должно быть на парте.
2. Подготовка учащихся к практической работе (8-12 мин.)
Назначение данного этапа - актуализация тех знаний, умений и навыков учащихся, которые необходимы в практической работе.
На данном этапе происходит объяснение нового материала и закрепление пройденного. Сообщение учащимся каких-либо сведений, как правило, происходит в процессе беседы. Эффективность беседы определяется, прежде всего, содержательностью и логикой предлагаемых вопросов. Вопрос должен иметь чёткую формулировку и каждый следующий вопрос, логически связан с предыдущим.
Для активизации младших школьников во время беседы можно использовать различные приемы: обращение к опыту учащихся; постановка вопросов проблемного характера; использование различных видов наглядных пособий (иллюстраций, коллекций, чертежей, таблиц, видеозаписей, образцов изделия); проведение опытов и наблюдений; чтение отрывков из художественных произведений, прослушивание музыкальных фрагментов, заранее подготовленных учащимися сообщений; использование пословиц, поговорок, загадок и решение кроссвордов.
2.2. На данном этапе также производится показ образца изделия и его анализ, который заключается в определении назначения, конструкции изделия, определение числа деталей, способов соединения или крепления, а также подбор материалов и инструментов, необходимых для изготовления изделия. Анализ образца изделия может быть выполнен одним или несколькими учениками по плану, предложенному учителем или самим учителем.
2.3. Планирование трудовой деятельности предполагает определение последовательности технологических операций, подбор инструментов и материалов, чтение чертежей, схем и эскизов. На данном этапе целесообразно проводить инструктаж по технике безопасности, особенно это важно, если дети встречаются с инструментом в первый раз.
Инструктаж – это объяснение или показ правильных трудовых действий и способов контроля за ними. Виды инструктажа бывают: по форме изложения (устный, письменный, смешанный); по охвату учащихся (индивидуальный, групповой, коллективный); по времени проведения на уроке (вводный, текущий, заключительный).
Привлечение учащихся, использование плакатов и памяток по технике
безопасности, как правильно повышает эффект инструктажа.
В целом, как мы видим, именно этап подготовки учащихся к практической работе определяет весь образовательный смысл урока. Если урок нацелен на выработку практических приемов, на точное копирование образца изделия, то составляется единый план работы, подбираются одинаковые материалы и способы соединения. Если же на уроке будут развиваться творческие способности учащихся, то нужны задания творческого характера. В основном это задания на усиление прочности, устойчивости и надежности, на определение оптимальной формы, числа деталей, способа их крепления, на внесение изменений в размеры с сохранением соразмерности частей и деталей изделия; на расширение или ограничение параметров действия изделий, на выбор рациональных способов разметки и контроля, на выбор технологии, позволяющей экономно использовать материал и свои усилия, на рациональную организацию труда в бригаде, на рационализацию рабочего места.
3. Практическая работа по изготовлению изделия(20-25 мин.)
Данный этап занимает основное время урока. Практическая работа школьников может быть реализована в различных организационных формах: индивидуальной или коллективной. Выбор той или иной формы определяется задачами урока. Большая часть работ выполняется учениками индивидуально, т.е. каждый из них самостоятельно выполняет планируемую работу на предыдущем этапе и осваивает весь технологический процесс изготовления изделия.
Коллективные работы имеет смысл проводить в тех случаях, когда необходимо сделать единый макет или единую композицию. В этом случае все равно каждый индивидуальный элемент сохраняет свою относительную самостоятельность.
Например, дети выполняют композицию «Аквариум» именно как коллективное панно. За урок каждый из них успевает сделать одну-две рыбки или другого жителя аквариума, решая при этом совершенно определенный комплекс задач. Потом, объединив их в общую композицию, мы получаем вполне завершенную работу.
Коллективная работа в небольших группах (обычно от двух до шести человек) будет выглядеть немного по-другому. На таких уроках обычно сдвигают по два-три стола вместе и рассаживают детей вокруг, лицом друг к другу, чтобы действия учеников были согласованы. Также в данном случае учащиеся должны определить роли и задания в группе.
Хотелось бы отметить роль учителя на данном этапе. Учитель осуществляет оперативный контроль за работой каждого ученика, оказывает индивидуальную помощь, при необходимости проводит дополнительный инструктаж. В процессе инструктажа учитель указывает на типичные ошибки учащихся и объясняет, как их устранить.
4. Подведение итогов урока, оценка проделанной работы (5-10 мин.)
Смысл этого этапа урока заключается в привлечение внимания детей к полученным результатам; повторение и обобщение пройденного на уроке; формирование умения рассматривать и оценивать изделия друг друга; развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других; формирование доброжелательных взаимоотношений в коллективе; выставление отметок ученикам; уборка рабочих мест.
Данный этап можно провести как очередной просмотр учителем работ и выставление отметок в журнал. А можно организовать выставку работ учащихся с их коллективным просмотром и обсуждением. По мере завершения работы ученики выносят свои работы к доске или ставят на стол учителя. Когда экспозиция будет готова, учитель высказывает общую оценку работам учеников, отмечает творческие идеи, сообщает требования к изделию, а затем даёт слово ученикам. Наряду с оценкой положительных сторон ученики должны уметь высказать и критические замечания, но в плане совета или пожелания к улучшению работы.
Подведение итогов урока можно организовать в виде защиты изделий, когда каждый автор по отдельности представляет свою работу на общий суд.
В конце урока необходимо подвести итоги урока, т.е. вспомнить, что делали и чему научились. После этого урок заканчивается, и ученики убирают рабочие места. Каждый ученик приводит в порядок рабочие инструменты, собирает со стола мусор и собирает материалы и инструменты.