Глава 28. топливо для «салютов»
- Ну счастливый ты, Сасин! – упрекнул как-то новоявленного генерального директора министр нефтехимии. Сасин сидел напротив министра и вертел в руках автоматическую ручку. – Недавно Королев на заседании ЦК откровенничал, что именно на твоем топливе вся космонавтика летает. Но ты не успокаивайся. Армия перевооружается - на новейшие системы ракет переходит. На балли-бали-стические. Вот, старику даже не выговорить. В общем «Восток» отлетал свое, теперь «Салют» изобрели. Им много топлива требуется и качеством выше. Давай-ка опустись на землю и нацель ребят на более чистое производство. В общем, пока строй опытную установку для получения «Продукта два». Опыта тебе не занимать, ведь «продукт один» кажется тоже твое детище?
- Давно это было Виктор Степанович! …Бегут годы. Сорок пять уже отметил. А тогда еще и тридцати не было.
- Года это богатство. Так, кажется, Кикобидзе поет. Поезжай домой и разворачивайся во всю мощь. Помни, тебе везде зеленая улица.
Вернувшись из Москвы, Сасин немедленно созвал совет. Пока вышел приказ он уже гнал стройку на всех парусах. Спрос был чрезвычайно жестким. Работы одновременно велись в нескольких направлениях: опытный завод ставил опыты, монтажники по указаниям инженеров вели монтаж трубопроводов, проектировщики шли следом и чертили проекты. Все было поставлено с ног на голову. Частыми гостями на комбинате стали представители космической отрасли, оборонки и совещания тянулись бесконечно.
- Миньков! Почему в отделении ректификации два теплообменника не смонтированы? – строго спрашивает Сисин заместителя начальника цеха.
- Монтажники сняли бригаду, - оправдывается Миньков.
- Кто позволил снять бригаду? - строго спрашивает Сасин.
- Не готовы фундаменты, нет арматуры для обвязки и анкерные болты не в комплекте, - «монтажным приемом» быстро переправляет гнев генерального руководитель строительного управления.
- Я вам блох считать не буду! Если завтра к совещанию аппараты не будут установлены, оба ищите работу!
Работа на площадке кипела днем и ночью. На ограниченной площади несколькими кранами ставили аппараты, бригады монтажников тянули в разных направлениях трубопроводы, строители вели кладку высоких вытяжных труб. В приямке фундамент залили на только вчера засыпанный гравий.
- Вы что делаете балбесы? – кричал Миньков, - гравий осядет и обвязка не состыкуется… Но его замечания никто не слушал. При виде такого безобразия у заместителя начальника цеха случился нервный срыв. Его увезли в больницу с давлением. Вскоре Миньков ушел из жизни от сердечного приступа. Столь жесткий ритм работы выдерживали не все.
Год спустя двести литров «продукта два» получили. Москва ставила все новые горизонты. Едва подписали акт на пуск, план увеличили втрое. Молодая космическая отрасль строптивая. «Восходы» уходили в прошлое, на смену им в космос полетели «Салюты». Не успели освоить «Салюты» - их заменили «Союзы». Нужно более мощное производство. Сасин затеял строить промышленную цепочку. Однако технология не ладилась. Много работников оказалось списано по состоянию здоровья.
Сасин одевший рабочую фуфайку был одержим. Он дневал и ночевал на установке пытаясь увеличить выработку «продукта два» до двадцати тонн в сутки. Недостаток кадров уже был запредельным, но Сасин оставался неумолим.
- В недельный срок подберите и укомплектуйте кадры! – дает он указание заместителю по кадрам.
- Михаил Федорович! Ведь это невозможно, - взмолился тот. - Медицинские осмотры, проверки согласования…
- Обеспечьте производство кадрами! Иначе вам невозможно будет занимать данную должность! - коротко и недвусмысленно отчеканил Сасин.
На завод прибыл министр. Осмотрев с главным инженером в столь краткое время возведенную установку, он удивленно воскликнул:
- Молодцы! Не ожидал! Я думал у вас все производство на деревянных подставках. А вы в столь короткий срок смонтировали капитально и по проекту. …Молодцы!
- Виктор Степанович! Сасин никогда не догадается попросить! Вы бы ребятам премию подкинули, за досрочное освоение, - удачно намекнул главный инженер.
- Запустим «Союз» всех отблагодарю, - как-то не очень обязательно ответил министр.
Однако слово сдержал. Спустя два года после первого полета «Союза», инженеры цеха получили по сто рублей премии.