Глава 8. От начальника цеха до главного инженера
Умный и оборотистый Шпильман давно понял бесперспективность борьбы украинских националистов. Возвращаться на родину, где его могли в любую минуту раскрыть он не пожелал. Властолюбивый и тщеславный перевертыш решает взять реванш на местах. «Если обстоятельства сильнее, надо приспосабливаться к обстоятельствам! Здесь, на местах тоже можно неплохо устроиться, - решает он». Он метит в секретари горкома, для чего методично убирает наиболее значимых претендентов. Именно расчищая пути к власти, Шпильман ловко дискредитировал Кленовского. Играя двухактную пьесу, он убивал двух зайцев: - вступив в схватку с могущественным Кленовским, он показал противникам свою силу; вторым актом он действительно убрал слишком тяжеловесного соперника. Нет, он не претендовал на техническую должность при комбинате, понимая, что там требуются знания и опыт. Его вполне устраивала партийная карьера.
Сегодня Шпильман мог праздновать победу. Поскольку пылкий Кленовский чересчур увлекся удобрениями, начальником комбината назначили Осипченко.
Сасина, увлеченно разрешающего нескончаемые хозяйственные вопросы, меньше всего волновали подковерные интриги верхних эшелонов власти. Он строил установку получения жидкого ракетного топлива. Назвал он его с легкой руки Кленовского «продукт один». Он не слезал с телефона: звонил снабженцам и просил добыть огнеупоры, думал как футеровать кислотную емкость и расспрашивал, где достать швеллеры под топливную эстакаду.
Но реформы все-таки докатились до его отдаленного уголка. После нашумевшего Карибского кризиса армия перевооружалась, стране понадобилось много «Продукта один». Не полагаясь на благонадежность преданных Кленовскому людей, Осипченко умело расставляет на ключевые посты своих ставленников. Иногда к этому подталкивают чрезвычайные происшествия. При подаче сырья на опытном пуске установки произошло разуплотнение в холодильнике и выброс газа с загоранием. Погорело большое количество кабелей, их восстановление изрядно затянуло срок получения «Продукта один». Новому начальнику комбината пришла идея создать укрупненные производства из нескольких однородных цехов.
Вот тут между требовательными телефонными тирадами Сасина прорвался звонок секретаря начальника комбината. Она сообщила, что Михаил Федорович приглашен на «большой ковер». Такие вызовы не предвещали ничего хорошего, и Сасин шел, перебирая в уме недочеты и промахи последнего времени. Их у каждого руководителя водилось немало. Но приняли его весьма благожелательно. Крупный и презентабельный мужчина Осипченко, отличался от местных выдвиженцев элегантностью в одежде и умением держать себя со столичной представительностью и даже некоторым высокомерием, но здесь он выказал корректную предупредительность.
- Весьма наслышан о ваших трудовых успехах, - уважительно встретил он Сасина. - Решаете вопросы оперативно, характер твердый и решительный. Мне именно такие помощники нужны. Экономически целесообразно пристегнуть установки получения «продукта один» к действующему цеху и создать структуру «Производство». Есть предложение объединить цех с получением пластмасс и назначить вас начальником производства.
- Вообще-то я всегда был далек от пластических материалов, но привык работать там, где прикажут, – по-солдатски ответил Сасин.
- Уважаю краткость изречений. – Осипченко внимательно всматривался в носатое лицо лысеющего выдвиженца. Но лицо собеседника было непроницаемо, прямой взор широко поставленных глаз преданно устремлен в начальника. - Вот и хорошо, значит поладили. Сегодня сдавайте дела, а завтра приступайте к исполнению.
Эхо пусковых работ в северных краях предприятия, где распростерлись цехи производства, еще не отгремело, и организационных хлопот хватало в достатке.
Новый руководитель начал с осмотра приданных ему объектов и первой посетил установку получения пластических материалов. На второй день он собрал специалистов в кабинете начальника цеха. Здание было возведено на два этажа. Второй этаж не окончен отделкой и службы ютились на первом.
- Петр Егорович! Кто у тебя контору строит, - оглядев постройку, спросил Сасин, пока они поджидали специалистов.
- Первый район, начальник участка Гафаров.
- А!! Это большой такой?.. Знаю. Послушай, найди его. Пусть подскачет через часик, мы как раз закончим.
Пока начальник цеха разыскивал Гафарова подошли специалисты. Сасин начал заседание с обзора личных впечатлений.
- Я просмотрел техническую документацию. Должен отметить, что техническая документация, схемы, составлены грамотно. С утра побеседовал с немцами. Представители шефмонтажа со мной солидарны, грамотность вызвала неподдельное удивление немцев. Чтоб не было тяжбы, я решаю дать предпочтение в пуске системе «С».
Сасин сидел и смотрел на немногочисленных соратников, стараясь определить на кого можно положиться, а с кем из них окажется не по пути. Он не любил пустопорожние разговоры и вел совещание в сугубо деловом стиле, даже не тратя времени на знакомство.
- О степени готовности приборов кто доложит? Кто здесь начальник участка? Вы, товарищ?.. Как говорите фамилия, Куколев? Ну докладывайте вы.
- Пробный пуск системы «С» на «инертах» прошел успешно. Не обошлось без огорчений, но коллектив промахи устранил силами своих специалистов.
- Можете работать. Коли можете делать не хуже немцев, приказываю наладку всей автоматики поручить собственным автоматчикам, под техническим руководством немецких экспертов, так будет быстрее. С шефмонтажом согласую.
Он заглянул в тетрадь с кожаным переплетом.
- Кто ответственный за механическую часть? Семенов? Ответьте Семенов, почему на горячих трубопроводах используются деревянные подложки?
- Михаил Федорович! Подложки заложены немцами в проекте. Замена потребует длительного согласования с иностранными специалистами. Я их что родить должен?
- Да как вы не понимаете, что в первые же дни подложки сгорят? Это вызовет вибрацию трубопроводов. Немедленно привлечь строительные организации и заменить под мою ответственность на металлические подставки. Три дня вам сроку или ищите место спокойнее. А вот и он сам на ловца бежит.
В приемной толкался Гафаров и Сасин заметил его в приоткрытую дверь.
- Входи, входи, Биктимир! Не в службу, а в дружбу два дела к тебе есть.
- Какое еще дело? …Как форму подписать, так Банокину, как дела авральные, так Гафарова ищут, - недовольно проворчал Гафаров, проходя в передний угол кабинета.
- Ты Биктимир большой и надежный как гранитный памятник Карлу Марксу, потому тебя все ищем. А пригласил я тебя по серьезному предлогу.
- Вы мне только скажите что надо, для вас я все сделаю, Михаил Федорович!
- Первое: надо в три дня поменять деревянные прокладки на трубопроводах высокого давления. Осилишь? Кстати, слух прошел, тебя председателем завкома избирают, утка что ли?
- Нет не утка. Самоотвод взял, доучиться надо. А прокладки поменять – нет проблем. В три дня, значит в три дня. А на что меняем?
- Тебе механики скажут. Есть и личная просьба. Видишь, где ютимся? Биктимир, надстрой еще один этаж, по проекту второго этажа. Сможешь?
- Строитель все может. А материалы, кирпич, плиты, окна? Фонды где брать?
- Это все за мной и форма по оплате за мной. Построишь, любой объем подпишу. … Ну вот и ладненько, - согласно закивал Сасин, заметив, что Гафаров замялся. - Я за этим тебя и приглашал. А то видишь, производство есть, а апартаментов нет.
Сасин не только на лету схватывал недостатки, он принимал решения и взваливал на себя ответственность. По его указаниям решили первой пускать налаженную комбинатскими специалистами систему «С».
В начальных числах октября цех заработал. К счастью, пуск прошёл успешно, получили товарный продукт, очень дефицитный и нужный в ракетных войсках как топливо. Начальник производства Сасин вселился в просторный кабинет на третьем этаже новенького здания.
- Леонид Иокинфович! – докладывает Сасин в телефонную трубку прямой связи, - можете порадовать коллег, пуск установки получения «продукта один» прошел с первого нажатия кнопки. Прошу обратить внимание, что профессиональный авторитет советских тружеников получил высокую оценку немецких инженеров.
- Поздравляю, поздравляю. Мы это событие широко отметим.
- Я об этом и хотел просить. Неплохо бы отметить, наградить достойных людей правительственными наградами. Достойных людей много, мы списки уже подготовили.
- Потерпи, Михаил Федорович. Дворец Культуры в ноябре поспевает, строители отделку штурмуют. В нем отпразднуем вашу победу. Объяви народу, что я официально обещаю. Очень ярко будет и знаменательно. Потерпи.
В дни празднования Великой Октябрьской революции пуск производства «продукта один» широко праздновали в новом зале собственного Дворца Культуры. Высокую оценку за решительность действий при освоении производства получил Михаил Федорович и… возглавил пусконаладочную службу комбината.
Но не надолго.