Таким образом, в Центре управления и в имитаторе имеется возможность «проиграть» весь полет корабля на Земле.

В имитатор и математическую модель через специальный пульт можно вводить различные отказы систем, что позволяет экипажу и персоналу управления полетом проявить свои знания и технику выхода из нештатных ситуации и тем самым подготовиться к возможным неожиданностям реального полета.

Таким образом, в Центре управления и в имитаторе имеется возможность «проиграть» весь полет корабля на Земле. - student2.ru Схема моделирования полета при тренировках Центров управления.

При «полете» кораблей на Земле отрабатывались действия экипажа и Центров управления и в таких сложных аварийных ситуациях, как пожар, разгерметизация, требующих срочных переходов экипажей свои корабли, расстыковки и посадки кораблей. Такие ситуации, конечно, чрезвычайно маловероятны в реальном полете, но специалисты обеих сторон считали, что только в случае отработки мельчайших подробностей всех действий экипажей и Земли в этих ситуациях можно обеспечить полную безопасность экипажей.

Во время тренировок между Центрами работали все каналы связи. С моделей кораблей «Союз» и «Аполлон», находящихся в лабораториях США и СССР, поступал полный объем телеметрической информации. Вычислительные комплексы Центров эту информацию обрабатывали и передавали на средства наглядного отображения. Экипажи работали в соответствии с программой предстоящего полета. Между экипажами кораблей, а также между экипажами и Центрами управления была установлена голосовая связь.

Комплексные тренировки персонала управления и экипажей помимо технической стороны отработки полетных операций имели и важное психологическое значение. Управленцы могли познакомиться с подходом к работе членов экипажей (ведь у всех космонавтов свой почерк в работе), привыкали, что также важно, к голосу космонавтов. В свою очередь экипажи ближе познакомились с теми, кто будет управлять их полетом с Земли.

Службы управления анализировали поступающую телеметрическую информацию и доклады экипажей и принимали решения по управлению в таком же порядке, как впоследствии они это делали во время полета. Они согласовывали свои решения друг с другом, Руководили действиями экипажей, выдавали радиокоманды в автоматику и следили за всем ходом имитируемого полета.

В этой работе принимали участие специальные группы тренировок, в задачу которых входило максимально усложнять «полет» обоих кораблей. Для этого в процессе моделирования полета вводилось как можно больше отказов бортовых и наземных систем. Эти «отказы» не были заранее известны ни персоналу управления, ни экипажам. Интересно, что, задавая ту или иную неисправность, специалисты по тренировкам не знали, как управленцы решат предложенную им задачу. Программа моделирования строилась из расчета на наиболее вероятную реакцию управляющих полетом. Если управленцы решали предложенную им задачу не предусмотренным способом или не успевали принимать необходимые решения (такое на тренировке бывало!), службе тренировок приходилось перестраиваться в соответствии с создавшейся ситуацией.

Советской службой тренировок руководил Леонид Федорович Мезенов, имеющий большой опыт моделирования систем управления. Американскую службу тренировок возглавлял Джей Ханникат. Эти два специалиста хорошо сработались и доставили много хлопот обоим Центрам управления при имитации нештатных ситуаций во время моделирования полета.

От тренировки к тренировке улучшалось взаимодействие нашего и американского Центров. Первая декабрьская тренировка в 1974 году показала, что необходимо уточнить схему связи по передаче межбортовых переговоров. Мы сделали необходимые изменения, и в дальнейшем схема связи работала без замечаний.

Советский Центр управления полетом. Специалисты обеих стран обсуждают итоги совместной тренировки. Таким образом, в Центре управления и в имитаторе имеется возможность «проиграть» весь полет корабля на Земле. - student2.ru

При тренировке в марте 1975 года мы уточнили такую важную деталь взаимодействия, как порядок обмена телеграфными сообщениями. В ходе тренировки выяснилось, что принятая схема, когда все телефонные переговоры подтверждаются телеграммами, громоздка. В последующих тренировках в мае, июне, а также во время полета телеграфные подтверждения уже посылались только для наиболее важных телефонных сообщений, например разрешения на старт «Аполлона», на стыковку и расстыковку и т. д.

Безусловно, неоценимую роль в подготовке персонала сыграла имитация нештатных ситуаций. Они разыгрывались с такой полнотой, что иногда управленцы буквально забывали, что корабль еще не летает в космосе.

За время подготовки были «проиграны» практически все оговоренные в документации возможные отклонения в полете, причем наиболее сложные нештатные ситуации отрабатывались при совместных тренировках центров. Старт «Союза» и «Аполлона» со всеми возможными отклонениями тренировался 12 раз, сближение, стыковка и переходы – 14 раз, расстыковка – 10 раз, спуск «Союза» – 12 раз.

Таким образом, задолго до старта 15 июля 1975 года «Союз» и «Аполлон» много раз и «стартовали» и выполняли при моделировании весь запланированный по ЭПАС объем работ.

Тренировки позволили выявить и устранить неудачные места в плане полета, недостатки в технических средствах, организационные недоработки. Именно тренировки позволили сделать заключение о готовности служб управления к полету.


ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ

Наши рекомендации