Во время первой встречи в Хьюстоне была составлена программа 3 на весь период работ, вплоть до старта.
КОСМОНАВТЫ
ДЛЯ ЭПАС
Вернувшись из Хьюстона, мы собрались в Центре подготовки имени Ю. А. Гагарина. Константин Давыдович Бушуев, руководители рабочих групп, руководитель полета Алексей Станиславович Елисеев, начальник Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина генерал Георгий Тимофеевич Береговой, инженеры, техники, методисты обсудили ход предстоящих тренировок и перечень новых технических средств, которые должны быть созданы для работы.
Был сформирован специальный отдел по подготовке и осуществлению проекта ЭПАС. Возглавил его летчик-космонавт СССР Валерий Федорович Быковский. Немало сил вложили в организацию этого дела первый заместитель начальника Центра подготовки космонавтов генерал-майор авиации Андриян Григорьевич Николаев, летчики-космонавты СССР Павел Романович Попович, Георгий Степанович Шонин и другие.
Следует сказать, что мы находились в более сложных условиях, чем американцы. Завершив работы со «Скайлэбом», они не планировали каких-либо других пилотируемых полетов и все усилия могли направить исключительно на подготовку к ЭПАС. Да и перестройка тренажеров применительно к новой программе не представляла больших трудностей. Ведь стыковочный узел на «Аполлоне» не менялся. Добавлялась лишь шлюзовая камера, которая должна была состыковаться с «Союзом».
Иная обстановка складывалась у нас. Мы продолжали работы по своей национальной программе, то есть решали целый ряд задач, связанных с созданием долговременных пилотируемых орбитальных станций, проведением научных наблюдений и исследований на борту таких станций и пилотируемых кораблей, проведением ряда экспериментов, испытаний техники и т. д. Все это требовало внимания, сил и средств. Короче говоря, нам нужен был еще один тренажер под корабль типа «Союз».
Нельзя не учитывать, что американцы завершили работы со «Скайлэбом» в начале 1974 года, а у нас весь этот год шли работы с «Салютом-3» в автономном и пилотируемом режимах, стартовали «Союз-14», «Союз-15» и «Союз-16» (о нем будет сказано ниже), и в декабре вышел на орбиту «Салют-4», а в 1975 году в январе стартовал «Союз-17». Затем в апреле – старт корабля «Союз» с космонавтами В. Лазаревым и О. Макаровым, а в мае – полет «Союза-18», во время которого космонавты П. И. Климук и В. И. Севастьянов выполнили двухмесячную программу научных работ на борту орбитального комплекса «Салют-4»–«Союз-18». Завершение этих работ совпало с осуществлением первого в истории международного полета.
Весной 1973 года Академия наук СССР объявила состав экипажей, которые должны были принять участие в проекте ЭПАС с советской стороны.
Первый экипаж – А. Леонов и В. Кубасов.
Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР полковник Алексей Архипович Леонов родился в 1934 году. В 1953 году по комсомольскому набору А. Леонов пришел в летное училище. Окончив его с отличием, стал военным летчиком. С 1957 года А. Леонов – член Коммунистической партии Советского Союза. В 1960 году вместе с первой группой советских космонавтов приступил к тренировкам и подготовке к космическому полету.
В марте 1965 года в составе экипажа «Восход-2» (командиром корабля был П. И. Беляев) совершил космический полет. Впервые в мире А.Леонов совершил выход в открытое космическое пространство.
Все последующие годы космонавт продолжал учиться, постоянно тренировался сам и участвовал в подготовке космонавтов. В 1968 году А. А. Леонов окончил Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского.
Летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза Валерий Николаевич Кубасов родился в 1935 году. В 1952 году он поступил в Московский ордена Ленина авиационный институт имени С. Орджоникидзе. Окончив вуз, стал работать в конструкторском бюро. В 1969 году В. Кубасову присвоена ученая степень кандидата технических наук. Ему принадлежит ряд разработок в области расчетов движения летательных аппаратов.
В 1966 году Валерий Кубасов был принят в отряд космонавтов, где прошел полную программу подготовки к полету. В 1968 году вступил в ряды КПСС.
В январе 1969 года В. Кубасов был дублером космонавта А. Елисеева во время подготовки к полету кораблей «Союз-4» и «Союз-5». В октябре того же года участвовал в космическом полете как бортинженер корабля «Союз-6» (командир корабля – Георгий Шонин).