Капитан I ранга Рональд Эванс. Родился в 1933 году. В отряде астронавтов НАСА – с 1966 года. Был пилотом корабля «Аполлон-17», совершившего полет на Луну в декабре 1972 года.
Джек Лусма родился в 1935 году, так же как и его коллеги имеет высшее образование. В отряд пришел в 1966 году. В 1973 году принимал участие в работе второй экспедиции на орбитальной станции «Скайлэб».
Американская методика отбора кандидатов в астронавты во многом схожа с нашей, хотя и имеет свою специфику. При отборе НАСА руководствуется теми соображениями, что астронавтами должны быть квалифицированные летчики, имеющие необходимые знания и навыки, хорошо переносящие шумы, вибрацию, ускорение и – сочетание этих факторов, умеющие ориентироваться в полете, быстро принимать решения и знать, как вести себя в аварийных ситуациях. Обязательным условием является опыт проведения наблюдений и научных экспериментов.
Стоит особо отметить, что американцы очень серьезно относятся к опыту летной работы кандидатов. Они должны налетать не менее 1500 часов, в основном на реактивных самолетах.
С первой же встречи мы задавали американцам много вопросов: «Что?», «Как?», «Для чего?», «Почему?» По-моему, сначала их несколько смутило наше неуемное любопытство. Но вскоре они поняли, что без глубокого понимания всего того, о чем шла речь, ни им, ни нам не удастся продвинуться в решении главных вопросов. Забегая вперед, скажу, что появление американских астронавтов и специалистов у нас в Звездном тоже сопровождалось лавиной вопросов.
Что американцы считают наиболее важным в процессе подготовки экипажей? Прежде всего индивидуальные тренировки и тренировки в составе экипажей на комплексных тренажерах. Мы подробно ознакомились с такими тренажерами по кораблю «Аполлон» и станции «Скайлэб», тренажерами стыковки и «лунной кабиной». Большое место занимают тренировки в условиях невесомости на специально оборудованном самолете и условиях, близких к условиям невесомости – под водой, с имитацией некоторых условий космического полета, тренировки в управлении кораблем, проведению стыковки и т. д. Астронавты, как и наши космонавты, занимаются спортом: подводным плаванием, водными лыжами, легкой атлетикой... Любопытно, что все астронавты бросили или почти бросили курить, склонные к полноте соблюдают диету.
Потом началось знакомство с тренажерами хьюстонского Центра. Для нас были привычны многие имитаторы, центрифуга и барокамеры, функциональные тренажеры. Но было и то, что отличалось от нашего. Кабина корабля «Аполлон», например. Очень уж она по-самолетному скомпонована. Множество тумблеров, индикаторов и других приборов. Расположение кресел иное... И тем не менее, несмотря на особенности, сходство с нашими кораблями «Восток» и «Союз» большее, чем казалось сначала.
Много часов мы провели в кабинах корабля-тренажера, изучая, как идет управление космическим кораблем, как распределяются обязанности между членами экипажа «Аполлона».
В тот период готовился запуск орбитальной станции «Скайлэб» и хьюстонский Центр работал особенно напряженно: были заняты все тренажеры, строгий график подготовки накладывал свое вето на многие наши экскурсии по Центру. И все-таки в одну из ночей выдалось «окошко» в работе тренажера корабля «Аполлон». С восьми вечера и до полуночи мы с Брандом провели в нем.
Американцы широко используют вычислительные машины в космических тренажерах. Поэтому суть тренировки – своеобразный диалог человека и машины. Специальным кодом, набранным на клавиатуре, астронавт «рассказывает» машине о своих желаниях, ставит задачу, просит совета в той или иной ситуации, а ЭВМ отвечает ему, выдает рекомендации, подтверждает, правильно ли он поступил в том или ином случае.
Ознакомившись с принципами управления кораблем «Аполлон», я попросил разрешения выполнить стыковку. На тренажере-имитаторе я как бы облетел «Скайлэб», зашел со стороны стыковочного агрегата и выполнил стыковку. Было очень приятно выполнить стыковку с первого захода. Сказались опыт работы на советских тренажерах и выполнение стыковок кораблей «Союз» между собой и станцией «Салют» во время космических полетов. Это окончательно убедило меня в том, что мы сможем быстро найти общий язык в вопросах, касающихся пилотирования.
Мы познакомились и с тем, как осуществляется взаимодействие между специалистами, работающими на старте и в залах управления, с экипажем, как связаны между собой многочисленные службы обеспечения полета.
Какие еще методические различия в подготовке к полетам в космос бросились нам в глаза? Американские специалисты и астронавты уделяют несколько больше внимания подготовке к действиям в аварийных ситуациях. На комплексном тренажере корабля «Аполлон» экипажи «проигрывают» около 1500 нештатных ситуаций.
Небезынтересна такая деталь. У американцев создана специальная группа по особым случаям полета. У тех, кто в нее входит, – своя комната, свои пульты. Во время тренировок они создают неожиданные ситуации и требуют решения не только от экипажа, но и от персонала управления. Нам понравился такой подход и то, что тренирующиеся экипажи несут ответственность за учебный полет так же, как за настоящий. А вот роль инструкторов-методистов, готовящих программы тренировок и ведущих занятия, нам показалось, американцы недооценивают. Здесь наши взгляды несколько отличаются от американских. Но это была частность, которая не помешала совместной работе.
В Хьюстоне нам показали и авиационную технику, на которой тренируются американские астронавты. Мое внимание привлек турболет – летающий аппарат для отработки навыков, необходимых при посадке на Луну. Небольшая кабина, катапультируемое кресло, органы управления. Устройство очень напоминало летающую платформу, которая использовалась у нас много лет назад для подъема грузов.
Перед этим я знакомился с тренажером лунной кабины (лунного посадочного модуля). Он очень продуманно сделан, хорошо оснащен, позволяет воспроизводить все действия пилота при посадке, И я невольно подумал: «Зачем тогда турболет? Что он дает? Ведь на тренажере можно отработать все операции и сделать это без риска». Мысли свои высказал Дэвиду Скотту, американскому астронавту, командиру корабля «Аполлон-15».
Астронавт тотчас рассеял мои сомнения:
– Действительно, – сказал Дэвид, – мы не выигрываем практически ничего, если говорить о технической стороне дела и сравнивать турболет с тренажером. Но... Основной мотив, которым мы руководствовались,– ответственность. Именно это важное качество прививает астронавтам турболет. У нас было много споров: инженеры выступали против него, летчики – за. Повторяю: суть в том, что турболет прививает ответственность за каждое действие. Он не прощает мелочей. Обычный тренажер порой расхолаживает. Ведь всегда есть возможность «остановиться» и снова проиграть то или иное действие, исправляя ошибку. Турболет требует, чтобы все делалось без ошибок. Иначе... Случаи катапультирования у нас бывали.