Теперь, после полета, можно сказать, что эксперимент удался на славу

Солнечное «затмение» было длительнее, чем предполагалось. Более того, эксперимент продолжался и во время возвращения «Аполлона» к «Союзу» для повторной стыковки.

Это позволило отснять 125 кадров с интервалом в 3 секунды. Материал хорошего качества. На ряде снимков отчетливо видна внешняя корона Солнца на угловых расстояниях около 10 градусов. В настоящее время проводится фотометрическая обработка снимков – измеряется распределение яркости в полученных на них изображениях областей короны. Для проведения дальнейшего анализа американские ученые передали в ИЗМИР АН СССР цветной кинофильм, который позволит определить степень затененности иллюминатора «Союза» во время эксперимента.

Обработанный материал даст возможность исследовать те области короны, которые недоступны для изучения другими методами.

Одновременно получены весьма ценные данные по «атмосфере» корабля «Аполлон», имеющие большое научное и практическое значение.


«УФ-ПОГЛОЩЕНИЕ»

Цель эксперимента, который предложили американские ученые, – измерить концентрации кислорода и азота в космическом пространстве на высоте полета кораблей. В основе эксперимента лежит хорошо известный метод абсорбционной спектроскопии (то есть основанной на поглощении света).

На высотах, где летали корабли «Союз» и «Аполлон», кислород в основном находится в атомарном состоянии.

Его концентрация мало изучена, а плотность атомарного азота вообще неизвестна.

Эксперимент являлся попыткой измерить плотность атомарного кислорода и азота на высотах около 220 километров.

Как и в эксперименте с искусственным солнечным затмением, здесь требовалась четкая согласованность действий экипажа, высокая точность пилотирования кораблей.

И незначительные ошибки во взаимном положении объектов могли привести к ухудшению точности измерений и даже к их полному срыву.

Как проходил эксперимент? Спектрометр, установленный на корабле «Аполлон», посылал в направлении «Союза» последовательные импульсные сигналы с длиной волн 1200, 1304 и 1456 ангстрем. Попадая на уголковые отражатели корабля «Союз», эти сигналы возвращались на приемное устройство спектрометра «Аполлона». Различие в интенсивности посланного и принятого сигналов позволило определить поглощение, а затем уже подсчитать концентрацию атомов исследуемого вещества.

Конечно, на практике все было гораздо сложнее, так как приходилось учитывать целый ряд неблагоприятных для эксперимента факторов. Во-первых, влияние доплеровского сдвига (изменение частоты колебаний или длины волн, воспринимаемых наблюдателем, вследствие движения источника волн и наблюдателя относительно друг друга) по спектру между линиями излучения и поглощения. Этот сдвиг был обусловлен высокой скоростью поглощающих свет молекул атмосферы на высоте полета. Во-вторых, влияла «атмосфера» вокруг кораблей.

Спектрометр установили на стыковочном модуле корабля «Аполлон» так, что его оптическая ось была параллельна продольной оси корабля. А на «Союзе» разместили три уголковых отражателя: один по продольной оси корабля, два других – в направлении поперечных осей. Каждый отражатель состоит из трех основных частей: корпуса с крышкой, оптических поверхностей и механизма раскрытия крышки.

Оптические поверхности находятся в корпусе, закрытом до начала эксперимента герметичной крышкой. На корпусе и крышке размещены клапан наддува и дренажный клапан для продувок оптических поверхностей особо чистым азотом.

Такие предосторожности были вызваны тем, что оптические характеристики алюминиевых зеркал резко снижаются от воздействия окружающей среды.

Теперь, после полета, можно сказать, что эксперимент удался на славу - student2.ru Корабль «Аполлон» в эксперименте «УФ-поглощение».

Крышка открывалась по команде космонавта со специального пульта в орбитальном модуле корабля «Союз». На пульт приходил сигнал об открытии каждой крышки. Немало пришлось повозиться с хранением отражателей и, главное, их испытаниями. Они проводились после доставки в СССР из США, затем после доставки на космодром и, наконец, при комплексных испытаниях после установки на корабль «Союз». Для этого необходимо было создать стерильные условия. Перед началом испытаний на отражатели надевались прозрачные защитные мешки, внутренняя полость которых продувалась особо чистым азотом, что позволяло контролировать состояние оптических поверхностей отражателей, не подвергая их риску загрязнения.

И вот начался эксперимент на орбите. После окончательной расстыковки корабли разошлись на 20 метров. «Аполлон» осуществил маневр ухода вбок (перпендикулярно плоскости орбиты) для выхода в расчетную точку первого измерения.

Наши рекомендации