Нашим коллегам, по их словам, очень понравилась методика комплексных испытаний, да и результаты тоже. Совместный экспресс-отчет о работе стороны подписали с удовлетворением.

Мы, к сожалению, не могли наблюдать комплексную отработку систем жизнеобеспечения командного модуля корабля «Аполлон». Поскольку в них ничего не менялось, комплексные испытания не были запланированы. Что же касается стыковочного модуля, то отработка его систем регулирования окружающей среды была проведена в два этапа. Работа велась в корпусе лаборатории систем жизнеобеспечения Центра пилотируемых полетов имени Джонсона в Хьюстоне. На первом этапе, в январе 1974 года, испытания проводились без соблюдения тепловых режимов. На втором этапе, в августе 1974 года, стыковочный модуль был помещен в термобарокамеру объемом 1000 кубических метров с наведением внешних тепловых потоков и в условиях глубокого вакуума.

На первом этапе макет стыковочного модуля был установлен в небольшой барокамере. Во время испытаний отрабатывался процесс изменения газового состава в отсеке, наддув, выравнивание и сброс давления. Часть экспериментов проходила с участием американских испытателей.

Выяснилось, что параметры систем стыковочного модуля соответствуют заданным и обеспечивают необходимые изменения состава атмосферы и регулирование давления для осуществления переходов экипажей из корабля «Аполлон» в «Союз» и обратно.

Основной задачей второго этапа испытаний была проверка теплового режима стыковочного модуля при работе систем регулирования окружающей среды. В испытаниях принимали участие экипажи астронавтов. По туннелю из шлюзовой камеры они переходили в стыковочный модуль, где управляли системами регулирования окружающей среды, изменяли газовый состав и давление в стыковочном модуле и т. д.

Советские специалисты, принимавшие участие в испытаниях, лично убедились в достаточной отработке систем.

Полет по программе «Союз–Аполлон» успешно осуществлен. Самочувствие экипажей хорошее. Что может быть выше этой оценки проделанной работы?!

Мы рады успеху, но он был бы немыслим без слаженной, четкой работы многих производственных и исследовательских коллективов, проявивших энтузиазм и ответственность за порученное дело.

P. 3. Сагдеев, академик АН СССР В. А. Ольшевский, инженер СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ

НАУЧНЫЙ БАГАЖ

Июля 1975 года спускаемый аппарат корабля «Союз-19» коснулся Земли. Из него вышли усталые, но очень довольные космонавты: программа технических и научных экспериментов была выполнена. Мы благодарим Алексея Архиповича Леонова и Валерия Николаевича Кубасова за отличные научные результаты, привезенные с орбиты содружества.

Какие же материалы были доставлены на Землю? Фотопленка с кадрами «Искусственного солнечного затмения», два прибора «Ритм-1» – эксперимент «Зонообразующие грибки», три патрона с образцами плавки в универсальной печи, 64 пробирки в укладках с образцами микрофлоры. Информация по эксперименту «УФ-поглощение» передавалась наземным измерительным пунктам по радиолинии «Аполлон»–Земля.

Это лишь то, что касается совместных экспериментов. Но ведь выполнялась и автономная научная программа.

Чем же еще был наполнен контейнер спускаемого аппарата «Союза»?

Это прежде всего шесть капсул с микроорганизмами, рыбами и другими биологическими объектами по экспериментам «Рост микроорганизмов», «Эмбриональное развитие рыб» и «Генетические исследования».

Кроме того, кассеты фото- и кинопленок, на которых запечатлены дневной и сумеречный горизонт, кадры по экспериментам «Исследование рефракции и прозрачности верхних слоев атмосферы» и «Фотографирование Земли».

Вот какой багаж вынесли из спускаемого аппарата члены поисковой группы. Часть его была срочно отправлена в соответствующие лаборатории, где работа велась с предельной нагрузкой: руководители проекта и Академии наук СССР ждали первых результатов. И они были получены.

Сразу же оговоримся, что в приведенном далее материале дается лишь предварительный анализ полученных данных. А пока расскажем о том, какова была научная программа проекта, как подготавливались и осуществлялись научные исследования.


СОВМЕСТНЫЕ
НАУЧНЫЕ
ЭКСПЕРИМЕНТЫ

Разумеется, при обсуждении научной программы ЭПАС прежде всего надо было решить, какие конкретно эксперименты включить в программу совместного полета. Было ясно, что каждый эксперимент должен представлять научный интерес для ученых обеих стран.

Но этого мало.

Наши рекомендации