Стыковочный модуль фактически представляет собой шлюзовой отсек, который позволяет космонавтам и астронавтам переходить из корабля в корабль.
Стыковочный модуль – это цилиндр длиной более 3 метров и максимальным диаметром – 1,4 метра.
К передней части модуля крепится стыковочный агрегат нового типа, а к задней – агрегат стыковки старого типа «штырь–конус». Внутри стыковочного модуля имеется приборная секция, в которой расположены пульты управления его системами, радиостанция УКВ-диапазона, работающая на частоте, принятой в СССР, оборудование системы контроля окружающей среды, кислородные маски, огнетушители, светильники, телевизионное оборудование, часть оборудования для экспериментов, распределительная коробка для подключения средств связи и телекамер. Снаружи стыковочного модуля размещены баллоны с газообразным кислородом и азотом, необходимые для наддува модуля при переходах экипажей, контейнер с оборудованием для эксперимента «Ультрафиолетовое поглощение», а также антенны радиостанции УКВ-диапазона и стыковочная мишень, позволяющая экипажу корабля «Союз» контролировать причаливание и стыковку.
Масса стыковочного модуля составляет 2 тонны.
Общий вид корабля «Аполлон». 1 – Андрогинный периферийный агрегат стыковки 2 – Стыковочный модуль 3 – Командный модуль 4 – Служебный модуль 5 – Антенны УКВ-радиостанции (частота, принятая СССР) 6 – Антенны УКВ-радиостанции 7 – Антенны системы связи, передачи телеметрии, приема команд и траекторных измерений 8 – Антенна для связи с Землей через спутник-ретранслятор 9 – Бортовые огни ориентации 10 – Сопло маршевого двигателя 11 – Двигатели реактивной системы управления 12 – Контейнер спектрометра для эксперимента «УФ-поглощение» 13 – Кожуха шарбаллонов с кислородом и азотом 14 – Люк для посадки экипажа в корабль 15 – Иллюминаторы 16 – Мишень |
Рассмотрим назначение бортовых систем корабля «Аполлон».
Системы навигации и наведения, стабилизации и управления служат для вычисления инерциальной скорости корабля, определения положения корабля в пространстве и управления этим положением, выработки команд наведения во все время полета, управления направлением вектора тяги маршевого двигателя.
Система энергопитания использует топливные элементы, с помощью которых кислород и водород преобразуются в воду, при этом выделяется электрическая энергия. Аккумуляторные батареи являются дополнительными источниками тока во время пиковых нагрузок и для электропитания систем командного модуля при спуске.
Система контроля окружающей среды в течение всего полета регулирует атмосферу жилых модулей корабля, расход воды, температуру и давление, поддерживает желательную влажность, удаляет избыточную воду из газов, регулирует уровень загрязнения газов и вентиляцию кабины после приводнения. Система обеспечивает продувку стыковочного модуля из командного при открытом люке между ними. Давление в кабине командного модуля поддерживается на уровне 258 ± 15 мм ртутного столба стопроцентного кислорода при номинальном режиме.
Система радиосвязи состоит в основном из УКВ-аппаратуры, унифицированного оборудования дециметрового диапазона, используемого для связи корабля с наземными Центрами управления полетом и оборудования для радиообмена с Землей через спутник связи США ATS-6. Используя телевизионный передатчик и многоканальную антенну для передачи сигнала на спутник-ретранслятор ATS-6, американские специалисты обеспечили возможность длительное время вести телерепортаж из космоса о стыковке и о переходе экипажей из корабля в корабль.
Система межбортовой связи включает в себя кабельную связь в стыковочном модуле и линию телевизионной связи с разъемными соединениями. Разъемы этой связи имеются на конце стыковочного модуля в туннеле. Благодаря этому можно вручную присоединить линию кабельной связи стыковочного модуля к линии кабельной связи корабля «Союз».
Система обеспечения жизнедеятельности стыковочного модуля включает в себя запасы кислорода и азота для наддува и компенсации утечек, клапаны для контроля и выравнивания давления, кислородные маски, систему вентиляции и средства для проведения герметизации в аварийной ситуации.
Маршевая двигательная установка обеспечивает прирост скорости в направлении продольной оси корабля. Размещена установка в служебном модуле. Она состоит из реактивного двигателя тягой 9300 килограммов, работающего на двухкомпонентном топливе, топливных баков, средств наддува и подачи топлива.
Реактивная система управления состоит из двух полностью независимых систем, работающих на двухкомпонентном топливе: системы командного модуля и системы служебного модуля. Система командного модуля управляет угловым движением командного модуля по всем трем осям после отделения его от служебного модуля и имеет 12 двигателей малой тяги по 42 килограмма каждый.
К системе служебного модуля прибегают для управления вращением и скоростью вращения всего корабля по всем трем осям и для выполнения малых координатных перемещений центра масс всего корабля. Система имеет 16 двигателей малой тяги по 45 килограммов каждый.
Оптическая система для ручного выравнивания при стыковке включает в себя визирное устройство, устанавливаемое на одном из иллюминаторов командного модуля. Через него командир «Аполлона», наблюдая стыковочную мишень на «Союзе», управляет кораблем при причаливании и стыковке.
Система радионаведения состоит из УКВ-приемопередатчика, с помощью которого на борт корабля «Аполлон» поступают данные о расстоянии между кораблями и относительной скорости сближения. Эти данные закладываются в бортовую вычислительную машину, которая выдает необходимые рекомендации для проведения маневров сближения.
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ
КОРАБЛЯ «АПОЛЛОН»