Все новшества проверялись на специальных макетах, установках и на электрическом аналоге корабля.
Испытывались не только доработанные элементы конструкции и системы, но и отсеки, и корабль в целом. Только после этого начались летные испытания.
В соответствии с советской программой подготовки к совместному полету «Союз–Аполлон» были намечены и успешно проведены весной и летом 1974 года два полета беспилотных кораблей типа «Союз» («Космос-638» и «Космос-672»). А в декабре 1974 года на «Союзе- 16» почти неделю работали в космосе А. В. Филипченко и Н. Н. Рукавишников.
«Союз-16» был аналогичен кораблю, которому предстояла космическая встреча с «Аполлоном». В ходе полета «Союза-16» были успешно проведены испытания бортовых систем, модернизированных в соответствии с требованиями совместного полета, а именно: нового стыковочного агрегата и его автоматики, системы ориентации и управления движением, комплекса систем жизнеобеспечения. Отрабатывались также режимы работы бортовой аппаратуры и действия экипажа при решении задач, одинаковых с теми, которые предстояло решать участникам полета «Союз–Аполлон».
Рассмотрим состав основных бортовых систем корабля «Союз» и их назначение.
Система ориентации и управления движением обеспечивает выработку команд управления при ориентации и движении корабля, при поддержании ориентированного положения корабля и при стабилизации корабля во время работы сближающе-корректирующей двигательной установки. Часть этой системы, размещенная в спускаемом аппарате, обеспечивает управление движением этого аппарата на участке спуска. Система работает как в автоматическом, так и в ручном режимах.
Система реактивных двигателей причаливания и ориентации предназначена для гашения угловых возмущений при отделении космического корабля от ракеты-носителя, для обеспечения разворотов корабля относительно его центра масс вокруг трех осей, обеспечения координатных малых перемещений центра масс вдоль каждой из этих трех осей. В ее состав входят 14 реактивных двигателей причаливания и ориентации тягой по 10 килограммов, 8 реактивных двигателей ориентации (тяга каждого – 1 килограмм), топливные баки с однокомпонентным топливом, трубопроводами, системой подачи топлива и автоматикой системы.
Система исполнительных органов спускаемого аппарата обеспечивает управление движением спускаемого аппарата после разделения отсеков корабля. В ее состав входят: 6 реактивных двигателей ориентации, топливные баки с однокомпонентным топливом, трубопроводами, системой подачи топлива и автоматикой системы.
Сближающе-корректирующая двигательная установка корабля призвана обеспечить изменение скорости в направлении продольной оси корабля при проведении коррекции орбиты и при торможении, когда корабль сходит с орбиты. В ее состав входит: сближающе-корректирующий однокамерный реактивный двигатель с тягой 417 килограммов и дублирующий двухкамерный реактивный корректирующий двигатель с тягой 411 килограммов, топливные баки с двухкомпонентным топливом, система подачи топлива и автоматика установки.
Система единого электропитания обеспечивает аппаратуру корабля постоянным током с напряжением 27 вольт. Она включает в себя основную систему и резервную батарею. Основная система состоит из солнечных батарей с полезной площадью 9 квадратных метров и химических аккумуляторных батарей, используемых в буферном режиме.
Резервная батарея может обеспечить кратковременный полет и спуск корабля в случае отказа основной системы.
Еще одна автономная батарея обеспечивает электропитанием системы спускаемого аппарата после отделения его от остальных отсеков корабля.
Системы радиосвязи корабля включают: командную радиолинию, систему радиотелефонной и радиотелеграфной связи, радиотелеметрическую систему, телевизионную систему и систему радионаведения. Они призваны обеспечить надежную связь с наземными пунктами и Центром управления полетом, а также между кораблями в полете.
Командная радиолиния позволяет принимать передаваемые на борт команды с выдачей сигналов о правильности приема, а также траекторные измерения на участке выведения и при орбитальном полете.
Система радиотелефонной и радиотелеграфной связи обеспечивает двухсторонний контакт между экипажами и наземными станциями и передает с борта сигналы оперативной телеметрии. Она посылает и сигналы пеленга для поиска спускаемого аппарата на участке парашютирования и после его посадки на Землю.
При совместном полете с помощью установленных УКВ-радиостанций обеспечивается двухсторонняя радиосвязь между экипажами кораблей, связь корабля с наземными пунктами связи, а также телефонная связь по внутренней проводной связи, образующейся после стыковки кораблей.