Одновременно велись исследования по совершенствованию системы спасения экипажа в случае аварии ракеты-носителя на старте и участке выведения корабля на орбиту.
При этом оказалось необходимым установить на головном обтекателе корабля мощные пороховые двигатели. В случае аварии ракеты-носителя на старте они должны поднять переднюю часть головного обтекателя и корабль на высоту, необходимую для ввода парашюта. Если же авария произойдет на участке выведения корабля на орбиту, этим двигателям предстоит преодолеть аэродинамические силы и удалить спускаемый аппарат на безопасное от ракеты-носителя расстояние.
И, наконец, еще один пример – выбор общей компоновочной схемы корабля. Не вызывало сомнения то, что корабль должен иметь служебный или приборно-агрегатный отсек для размещения приборов бортовых систем, работающих в орбитальном полете, маршевой двигательной установки, системы двигателей малых тяг для причаливания и ориентации, блоков системы электропитания, антенн и другого оборудования, к которому при нормальном полете не требуется доступ экипажа.
Корабль «Союз» готовится к полету. |
Следовало найти решение для обитаемых, или жилых, отсеков. Сделать один «большой» спускаемый аппарат или принять схему с двумя отсеками, один из которых будет спускаемым аппаратом минимального объема и размеров, а другой – орбитальным отсеком? Анализ показал, что в весовом отношении с увеличением объема сверх 9 – 10 кубических метров схема с одним отсеком проигрывает – неминуемо растет вес теплозащитного покрытия и системы приземления.
С учетом возможности специализации отсеков, удобства размещения систем сближения и стыковки, создания более комфортных условий жизни, быта и работы экипажей предпочтение было отдано компоновочной схеме корабля с двумя жилыми отсеками.
Проект корабля «Союз» был разработан в начале 1963 года. В 1964 году началась его экспериментальная отработка. Она включала сбросы спускаемого аппарата с самолета, летные испытания системы аварийного спасения, отработку систем и агрегатов корабля на макетах и стендах, проверку прочности и герметичности конструкции, испытания спускаемого аппарата на случай посадки его на воду и многое другое. Вслед за этими экспериментальными работами были осуществлены испытания кораблей «Союз» в условиях орбитальных полетов.
А начиная с 1968 года советские космонавты много раз уходили в околоземное космическое пространство на кораблях «Союз» и выполняли самые разнообразные задачи, включая полеты к орбитальным станциям, в рамках советской национальной космической программы.
Что же представляет собой космический корабль «Союз», который был подготовлен для совместного полета с «Аполлоном»?
Корабль состоит из трех отсеков: спускаемого аппарата, орбитального отсека и приборно-агрегатного отсека. Он имеет стартовую массу 6,8 тонны, длину более 7 метров, размах солнечных батарей около 8,4 метра.
В верхней части корабля размещен орбитальный отсек, он соединен со спускаемым аппаратом. Спускаемый аппарат, в свою очередь, через лобовой теплозащитный экран соединен с приборно-агрегатным отсеком, на котором установлены солнечные батареи.
Спускаемый аппарат корабля предназначен для размещения экипажа на участке выведения корабля на орбиту, при управлении им в полете, а также во время управляемого спуска и приземления. Аппарат представляет собой герметичный отсек, оснащенный двумя боковыми обзорными иллюминаторами и одним иллюминатором, на котором установлен оптический визир-ориентатор. Корпус аппарата выполнен в основном из алюминиевого сплава, снаружи покрыт теплозащитой, а внутри – теплоизоляцией в сочетании с декоративной обшивкой. В верхней части отсека имеется люк-лаз с крышкой.
В спускаемом аппарате размещены: пульт космонавтов, ручки управления кораблем, приборы и оборудование основных и вспомогательных бортовых систем, контейнеры для возвращаемой научной аппаратуры и резервный запас для экипажа. Масса спускаемого аппарата – 2,8 тонны.
В спускаемом аппарате «Союза» Т. Стаффорд и А. Леонов. |