При первом же анализе возможностей «Союза» и «Аполлона» стало ясно, что пока не выполняется ни одно из этих условий.
Как видите, участникам проекта «Союз–Аполлон» надо было решить нелегкую задачу: приспособить корабли для выполнения программы совместного полета со сближением, стыковкой, взаимным переходом экипажей и выполнением общих научных экспериментов.
Поисками путей взаимного сближения, технических возможностей кораблей занялись специалисты обеих сторон в пяти рабочих группах. В. П. Легостаев с советской стороны, Д. Читем и Г. Смит – с американской возглавили группу, которой предстояло добиться совместимости систем сближения кораблей. Эти системы оказались совершенно несовместимыми. Правда, на обоих кораблях для измерения расстояния при сближении использовались радиосистемы, однако рабочие частоты и методы получения информации были разные. Мало того, на кораблях «Союз», например, относительная скорость измеряется с помощью радиосистемы, а на корабле «Аполлон» – наряду с радиосистемами используются оптические средства.
Немало пришлось потрудиться специалистам этой группы, чтобы найти нужное решение.
Группе специалистов под руководством В. С. Сыромятникова, Д. Уэйда и Р. Уайта досталась, пожалуй, наиболее трудоемкая работа. Дело в том, что стыковочные агрегаты на «Союзе» и «Аполлоне» хотя и построены по одной и той же общей схеме «штырь – конус», тем не менее были не способны работать совместно. Не осталось ничего иного, как разработать новую конструкцию, которая обеспечила бы стыковку корабля с любым другим, независимо от того активный он или пассивный. Так родилась конструкция принципиально нового типа – андрогинное периферийное стыковочное устройство.
Радиотехнические средства связи между кораблями и Землей по своим основным параметрам были настолько различны, что исключалась всякая возможность взаимодействия их в полете. Однако стараниями специалистов группы, которой руководили Б. В. Никитин и Р. Дитц, удалось обеспечить согласованную и надежную работу средств связи.
Особенно много терпеливого стремления к компромиссу потребовалось от специалистов группы, на долю которой выпало обеспечение совместимости систем жизнеобеспечения экипажей и средств перехода из корабля в корабль. Группой руководили И. В. Лавров и Ю. С. Долгополов с нашей стороны и Р. Смайли и У. Гай – от американцев. В кораблях «Союз» и «Аполлон» атмосферы отличаются настолько, что не могло быть и речи о непосредственном переходе из одного корабля в другой без специальных мер. Благодаря настойчивости, изобретательности советских и американских специалистов удалось прийти к единому решению через множество трудностей, порой принципиального характера.
Нелегкая задача досталась и специалистам во главе с А. С. Елисеевым и П. Франком, осуществлявшим взаимодействие советского и американского Центров управления полетом. Управлять полетом кораблей из двух мест, удаленных друг от друга на огромное расстояние, сложно само по себе. А здесь понадобилось координировать работу советских и американских специалистов, обладавших многолетними традициями и опытом, не всегда одинаковыми.
Томас Стаффорд, Владимир Шаталов и Алексей Елисеев обсуждают технические проблемы стыковки. |
Проектная увязка технических решений, баллистическое обеспечение, научные эксперименты и многое другое, относящееся к проекту в целом, легло, так сказать, на плечи группы специалистов, которой руководили В. А. Тимченко и П. Франк. Особо стоит упомянуть здесь О. Г. Сытина и К. Янга, много потрудившихся над баллистическими расчетами.
Кроме чисто технических задач совместимости в работе над проектом первого в истории международного космического полета специалисты столкнулись с такой проблемой, как организационная совместимость. Это: поиски соответствия в структурах различных подразделений специалистов и уяснение общих терминов, условных обозначений, выбор единых систем координат, исходных данных для совместных расчетов, формы и содержания документов, обеспечивающих взаимодействие и обмен информацией, согласование методики выполнения отдельных операций, вопросы подготовки космонавтов и наземного персонала.
Были свои трудности и в подготовке экипажей. И здесь приходилось решать свои проблемы совместимости. Благодаря упорному труду космонавты и астронавты успешно подготовились к полету, весьма полезным было и их участие в обсуждении технических вопросов, связанных с подготовкой и реализацией проекта. Хотелось бы отметить большую роль в этом деле руководителя подготовки советских космонавтов В, А. Шаталова.
В делах и заботах быстро летели год за годом. Порой казалось, что только вчера начались те или иные совместные работы, решение тех или иных технических вопросов, а уже наступало время подведения итогов. Остались позади октябрь 1972 года, когда была определена дата совместного экспериментального полета «Союз–Аполлон», и год 1973-й, когда начались наземные испытания взаимодействующего оборудования и тренировки экипажей. Был успешно пройден год 1974-й – апогей в совместной деятельности – когда каждый месяц или в Москве, или в Хьюстоне проводились те или иные совместные работы. Здесь и обсуждение технических или организационных вопросов по подготовке предстоящего полета, и совместные испытания, и тренировки экипажей и персонала управления полетом.
В Президиуме Академии наук СССР. На приеме у М. В. Келдыша советские и американские руководители ЭПАС. |
Наступил год 1975, а вместе с ним и завершающие этапы работ. Наконец, 22 мая 1975 года в Президиуме Академии наук СССР под председательством исполняющего обязанности президента Академии наук академика В. А. Котельникова и заместителя директора НАСА США доктора Дж. Лоу состоялось заседание представителей АН СССР и НАСА США для рассмотрения отчета директоров проекта «Союз–Аполлон» о готовности к полету. В заседании приняли участие с советской стороны руководители Совета «Интеркосмос» академик Б. Н. Петров, А. И. Царев, Г. А. Тюлин, М. В. Соколов, В. С. Верещетин, академик Р. 3. Сагдеев, все руководители смешанных рабочих групп ЭПАС от СССР, летчик-космонавт СССР А. А. Леонов и другие, с американской стороны – заместитель директора НАСА А. Фраткин, руководитель предстартовых операций на мысе Канаверал У. Каприян и заместитель руководителя НАСА по пилотируемым полетам Дж. Ф. Ярдли, руководители смешанных рабочих групп ЭПАС от США.