Выпуск чугуна и шлака и контроль качества чугуна
Нормальная работа доменной печи невозможна без своевременного выпуска чугуна и шлака. Передержка продуктов плавки приводит к нарушению ее хода и авариям при выпуске. Выпуск чугуна производится периодически 9-18 раз в сутки по строго установленному графику. При наличии нескольких чугунных леток выпуск чугуна производится поочередно через каждую из леток. Выпуск шлака начинается через 30-40 минут после окончания выпуска чугуна и производится непрерывно по мере накопления шлака до начала следующего выпуска чугуна. При частом выпуске чугуна весь шлак выпускается через чугунную летку. Если выпуск чугуна по каким либо причинам был неполным, необходимо принять меры для освобождения горна при следующем выпуске или сократить время между выпусками, а в случае необходимости организовать дополнительный выпуск чугуна. При задержке выпуска чугуна и шлака более, чем на 30 мин следует переводить печь на тихий ход. Если продукты плавки выданы не полностью, принимаются меры к освобождению горна на следующем выпуске, сократив время между выпусками, а в случае необходимости – организовав дополнительный выпуск. Для контроля над полнотой выпуска мастером рассчитывается теоретический выход продуктов плавки и результаты расчета заносятся в печной журнал. Наполнение ковшей чугуном и шлаком выше, чем 250 мм от верха ковша не допускается
Для определения химического состава чугуна от каждого выпуска из печи при равномерной струе из желоба отбираются пробы в соответствии с ГОСТ 805-80, ГОСТ 7565-81.
Выпуску чугуна предшествует выполнение ряда подготовительных работ: ремонт футляра летки, ремонт главного желоба (или его замена), ремонт отверстия разделительной плиты, установка отсечных лопат и устройство перевалов, очистка от скрапа и шлака чугунных и шлаковых желобов, зарядка электропушки и проверка ее механизмов и т.д.
Футляром называют набивку из огнеупорной массы, заполняющей окно в раме чугунной летки. Она предохраняет раму от соприкосновения с жидкими продуктами плавки. В набивке вырезается отверстие, в которое заходит носок пушки при закрытии летки. Футляр должен быть всегда в таком состоянии, чтобы носок пушки плотно прижимался к огнеупорной массе. Разгар и разрушение огнеупорной массы футляра препятствует проходу запорной массы в канал летки.
Ремонтируют футляр раз в сутки. К вскрытию чугунной летки приступают только после полного завершения всех операций по подготовке к выпуску и установке под носки желобов чугуновозов и шлаковозов. Вскрывают чугунную летку бурильной машиной под постоянным углом к горизонту (не более 17о). Когда сверло бурильной машины достигает твердой корки, бурение прекращают. Сжатым воздухом продувают канал чугунной летки и измеряют ее длину. Если конец леточного канала черный, то бурение продолжают, если же он красный, то леточный канал пробурен полностью. Длина чугунной летки должна быть не менее 1,7-2,0 м.
Если огнеупорная масса в период между выпусками не успела высохнуть, на что указывает мягкое продвижение сверла по каналу при бурении, то леточный канал пробуривается до твердой корки, а затем подсушивается коксовым или природным газом. Пробивка твердой корки осуществляется пневматическим молотком. В случае заполнения канала летки во время выпуска чугуна коксом, необходимо выполнять шуровку канала длинной металлической пикой.
Во время выпуска чугуна обслуживающий персонал следит за ходом чугуна по желобам, не допуская перелива чугуна и шлака через край желоба во время бурного хода чугуна и шлака при разгаре летки; маневрирует отсечными лопатами или поворотными желобами, распределяя чугун и шлак по ковшам.
После полного освобождения горна от чугуна и шлака через чугунную летку начинает прорываться горящий газ, что указывает на окончание выпуска чугуна. В этот момент необходимо установить пушку в летку и закрыть канал летки огнеупорной массой. Чрезмерная продувка газа через летку недопустима, так как это разрушает канал летки, приводит к выбросу большого количества кокса из печи, который может помешать установке пушки и проходу леточной массы.
Закрывать летку следует только после продувки ее газом, на полном ходу печи, когда в канале летки нет кокса. В момент закрытия, носок пушки должен плотно зайти в футляр летки, что обеспечивает подачу полного заряда леточной массы. Количество огнеупорной глины для забивки летки должно соответствовать состоянию летки и нагреву доменной печи. При горячем ходе печи количество леточной массы должно быть большим, так как горячий чугун и шлак интенсивней разрушают чугунную летку. После закрытия летки из главного желоба спускают остатки чугуна и шлака. Через 5-10 мин после закрытия пушку отводят и начинают подготовку к следующему выпуску.
Подготовка к выпуску шлака начинается с разборки и удаления из шлаковой летки старой набивки из огнеупорной массы. После разборки набивки производится осмотр охлаждающей арматуры летки и шлакового стопора. Если арматура летки исправна, установлена на месте и не дает течи, набивают шлаковую летку свежей огнеупорной массой. Шлаковый желоб заправляют огнеупорной массой и песком на расстоянии не менее 1-2 м от шлаковой летки.
После установки шлаковозов под носки шлаковых желобов открывается шлаковая летка. Для этого поднимается шлаковый стопор, а образовавшаяся в шлаковой фурме корка пробивается ломом. Во время выпуска шлака обслуживающий персонал следит за наполнением ковшей, и при наполнении их маневрирует отсечными лопатами или поворотными желобами. В случае закрытия летки кусками кокса производится шуровка длинной металлической пикой. При снижении уровня шлака ниже шлаковой летки начинает вырываться горящий газ. Необходимо сразу же закрыть шлаковую летку.
Ковши для налива шлака обязательно должны быть смочены известковым молоком. Трещины в ковшах, образующиеся от длительного их употребления должны тщательно замазываться огнеупорной глиной. Недопустима постановка под налив ковшей, на дне которых находится вода или мокрый мусор. При соприкосновении жидкого шлака с водой или мокрым мусором происходят сильные выбросы шлака.