Общие меры безопасности при вождении боевых машин
1. При проведении занятий по вождению необходимо:
- строго соблюдать установленный порядок и правила вождения боевых машин;
- не допускать посторонних лиц и транспорт на участки вождения, на исходной линии и на маршруте должно находиться строго ограниченное количество людей; их задачи, местонахождение и порядок перемещения определяются руководителем занятия;
- определять маршруты и порядок движения машин, обеспечивающие безопасность вождения;
- маршруты не должны проходить вблизи танкоопасных мест; танкоопасные места должны быть огорожены и обозначены ясно видимыми знаками, запрещающими движение;
- все люки должны быть закрыты и застопорены, а личный состав должен находиться на своих местах (в случае необходимости инструктору по команде руководителя занятия разрешается открыть люк);
- на все занятия по вождению выделять дежурного врача (фельдшера, санинструктора) и санитарную машину;
- использовать для обучения вождению только технически исправные машины, имеющийся на машинах ЗИП должен быть правильно уложен и закреплен.
2. Производить пуск двигателя и начинать движение машины разрешается только по команде руководителя занятия.
Перед пуском двигателя проверяется положение рычага переключения передач, который должен находиться в нейтральном положении, и подается предупредительный звуковой сигнал. Подача звукового сигнала повторяется при трогании машины с места.
3. Команды на движении машин с исходной линии должны подаваться руководителем занятия по радио или с помощью светофора. Инструктор (командир машины), находясь в машине, должен иметь постоянную связь по МГУ с обучаемым и по радио – с руководителем занятия.
4. Во время движения по маршруту объезжать впереди стоящую машину разрешается только по команде руководителя занятия или инструктора (командира машины). На машине, остановившейся из-за технических неисправностей, должен быть немедленно выставлен хорошо видимый знак аварийной остановки (красный флажок на башне или крыше, а ночью – красный свет). Машина должна быть в кратчайший срок отведена с маршрута на расстояние, обеспечивающее безопасность движения других машин.
При вождении ночью экипаж (механик-водитель) машины, остановившейся на маршруте, обязан немедленно доложить по радио руководителю занятия об остановке и показать место стоянки включением фар, сигнальным фонарем, а при необходимости и ракетой. Для этой цели на каждой машине должны быть 3–5 ракет красного огня и сигнальный фонарь.
5. Перед преодолением танком препятствий (заграждений), на которых возможно утыкание пушки в грунт, необходимо придать ей необходимый угол возвышения или развернуть башню пушкой назад.
6. Движение машины задним ходом разрешается только по сигналам, подаваемым регулировщиком, находящимся впереди машины не ближе 10 м, или по командам инструктора (командира машины), подаваемым по ТПУ при наблюдении через открытый люк. Движение бронетранспортеров задним ходом, кроме того, разрешается, если водитель просматривает путь движения назад через люки или открытую дверь.
7. Личный состав, назначенный для восстановления препятствий и для контроля за качеством вождения, при прохождении машины должен находиться в стороне от препятствий в обозначенном месте (безопасном), осматривать препятствия только после прохождения машин. Руководитель должен иметь связь с личным составом, находящимся у препятствий. Наряд, регулировщики и личный состав на препятствиях должны знать сигналы управления машиной и иметь флажки (ночью – сигнальные фонари) для остановки ее при необходимости.
8. На машинах, находящихся ночью на маршруте, должны быть включены габаритные фонари и, кроме того, на башнях танков, БМП (корпусов бронетранспортеров) установлены световые знаки (фонари) с номерами, по которым можно следить за движением машин.
Запрещается:
- садиться в машину, выходить из нее и находиться впереди и сзади нее при работающем двигателе;
- начинать движение без команды руководителя занятия, инструктора или сигнала регулировщика;
- двигаться с незастопоренными люками и без подачи предупредительного сигнала;
- находиться во время движения на корпусе и башне машины;
- находиться вбоевой машине без шлема и в количестве, превышающем состав экипажа;
- использовать для вождения технически неисправные машины;
- останавливать машину у закрытых поворотов;
- ремонтировать машину на маршруте и на проходной линии;
- продолжать движение при отсутствии видимости.
1.3.5. Меры безопасности при вытаскивании
и буксировке машин
Перед началом эвакуации застрявших (затонувших) машин тщательно проверить исправность и крепление всех применяемых тяговых и такелажных средств, анкерных устройств, буксирных тросов.
Все работы по эвакуации проводятся под командой ответственного лица, назначенного командиром. Лица, не имеющие отношения к выполняемой работе, к месту эвакуации не допускаются.
Нагрузка на лебедки, тросы, блоки, полиспасты не должна превышать предельно допустимой.
Тросы должны иметь не менее двукратного запаса прочности. Не допускаются перегибы («жучки»), участки с уменьшенным диаметром сечения или передавленные. Работать с тросами положено в рукавицах.
Соединять тросы следует с помощью канатных зажимов. Размеры их должны соответствовать диаметру троса и предполагаемой нагрузке. Все соединения тросов опробовать путем предварительной нагрузки с последующей подтяжкой зажимов.
Подвижные и неподвижные блоки не должны соприкасаться с землей. Для этого под них следует укладывать подставки или устраивать специальные «салазки».
Правильность монтажа полиспаста, крепление блоков, тросов, соединительных деталей, анкеров необходимо проверять путем постепенного увеличения нагрузки на ходовой конец троса полиспаста.
Вытаскивать машины следует плавно, не допуская резких рывков и внезапных остановок.
В процессе вытаскивания машин запрещается:
- находиться у натянутых тросов на расстоянии ближе длины сцепа;
- стоять сзади (по направлению эвакуации) вытаскиваемой машины или находиться на ней;
- выглядывать из люка механика-водителя вытаскиваемой машины;
- стоять сбоку машины при самовытаскивании с использованием бревна по направлению оси бревна ближе 5 м;
- находиться под поднятой машиной (или ее частью), пока под нее не будут подведены надежные опоры.
При буксировке необходимо поддерживать надежную связь между экипажами буксирующего тягача и буксируемой машины.
Перед буксировкой башню буксируемого танка, БМП и САУ повернуть стволом назад и надежно застопорить пушку и башню.
Если тяговым средством является танк, то у него башня и пушка должны быть застопорены стволом вперед.
Перед троганием с места механик-водитель тягача (танка) должен убедиться, что перед машиной и в зоне сцепа никого нет, и только после этого начинать движение. Во время буксировки на остановках необходимо тщательно проверить крепление тросов для жесткой сцепки.
При буксировке машин по ледяной переправе, мостам, высоким насыпям, крутым спускам и подъемам крышки люков башни и люка механика-водителя должны быть открыты, а в тягаче и буксируемой машине должны находиться только механики-водители.
Во время буксировки запрещается:
- идти между буксируемой машиной и тягачом или же рядом со сцепом на расстоянии менее 3 м;
- удерживать буксируемую машину от наката на тягач или толкать ее с помощью подручных средств (бревна, рельса, шпалы и т. п.);
- останавливаться на подъемах, спусках, перевалах, мостах и других ограниченных проходах (при вынужденных остановках принять немедленно меры к эвакуации машины с препятствия);
- буксировать неуправляемые машины на мягкой сцепке.
1.3.6. Меры противопожарной безопасности
Основными причинами возникновения пожаров является:
- хранение химических веществ, способных вступать в реакцию в одном помещении (кислород и ГСМ);
- разведение костров и применение открытого огня, курение вблизи с хранилищами и техникой;
- обслуживание деталей и узлов бензином, керосином и другими горючими жидкостями;
- оставление в машинах загрязненных топливом и маслом обтирочных материалов;
- скопление на двигателе и под ним грязи, смешанной с топливом и маслом;
- прогревание двигателя непосредственно открытым пламенем (паяльной лампой и т.д.).
Средства тушения пожаров в частях,
подразделениях и на технике
В воинской части приказом командира назначается внештатная пожарная команда (как правило – ремонтная рота), которая оснащается пожарным автомобилем и огнетушителями.
На территории парков, частей и подразделений должны размещаться пожарные краны, пожарные водоемы и противопожарные щиты и ящики с песком, укомплектованные согласно «Наставлению по противопожарной охране в воинских частях и организациях ВС РФ».
В зимнее время огнетушители необходимо помещать в отапливаемых помещениях с подписью: «Здесь находятся огнетушители!».
На объектах БТВТ для тушения пожаров имеется система ППО, кроме этого, бронетанковая и автомобильная техника укомплектована огнетушителями.
Основные правила и способы тушения пожаров
Личный состав пожарных и нештатных пожарных команд для работы непосредственно в зоне пожара без боевой одежды и снаряжения не допускается.
Работа личного состава пожарных команд в местах с наличием газов и паров жидкостей допускается только в специальных герметизированных защитных комплектах и изолирующих или фильтрующих противогазах. Для снятия концентрации газов и паров объекты следует орошать распыленной водой.
При сильном тепловом излучении личный состав, работающий со стволами, должен обеспечиваться теплоотражательными костюмами, защитными экранами и выполнять работу под защитой водяных струй.
При явной угрозе обрушения или взрыва личный состав выводится в безопасное место по заранее установленному сигналу руководителя тушения пожара.
При работе на высотах следует применять страхующие приспособления, исключающие падение работающих. Работа на лестнице со стволом, ножницами допускается только при закреплении карабином.
Для работы со стволом на высотах выделяется не менее двух человек.
До начала тушения и разборки объекта необходимо обесточить все расположенные на участке работы сети, отключить газовые сети и приборы. Отключение электропроводов путем их резки допускается при напряжении в сети не выше 220 В и только в том случае, когда другими способами обесточить сеть нельзя. Не выяснив, что обнаруженный провод обесточен, следует считать его под напряжением и принимать необходимые меры безопасности.
Запрещается сбрасывание с этажей и крыши объекта предметов без предварительного предупреждения об этом работающих у объекта.
Работая с пеной, растворами пенообразователей, нужно избегать попадания их на кожу и, особенно, глаза.
Недопускать применения пенных огнетушителей для тушения оборудования, находящегося под напряжением электрического тока свыше 36 вольт.
При тушении пожара в помещениях с наличием химических веществ следует выяснить у начальника объекта их характер и не допускать применения средств, вступающих в реакцию с этими веществами.
При разборке конструкций зданий принимать меры, чтобы не ослаблять несущих конструкций и не вызывать обрушений, по возможности не повреждать электросети и электроустановки.
В результате разборки конструкций материалы, затрудняющие действия по тушению пожара, своевременно удаляются.
При разборке конструкций, угрожающих падением, место предполагаемого их падения оцепляется составом наряда, высылаемого на пожар от воинской части, а работающий личный состав по соседству предупреждается или удаляется.
Работа на пожаре в дыму допускается только в изолирующих или фильтрующих противогазах.
При тушении пожара зимой нужно принимать меры к предупреждению переохлаждения и обморожения работающих.
При тушении пожара зимой на чердаках передвигаться по крыше и чердаку следует с предосторожностями, не ходить по обвисшей кровле и на участках перекрытия с признаками горения.
На затяжных пожарах зимой руководитель тушения пожара обязан предусмотреть регулярную смену и отдых личного состава в теплых помещениях, организовать медицинское обслуживание.
При тушении пожара в парках боевых машин немедленно эвакуировать горящую технику, одновременно с эвакуацией техники охлаждать несущие конструкции здания.
2. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ
БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ