Институт радиотехнических систем и управления

Институт радиотехнических систем и управления

Кафедра систем автоматического управления

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

/Е.Ю. Косенко/

(подпись) (Ф.И.О.)

«___»_____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность

(наименование дисциплины)

Направление подготовки

15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»

Профиль

Автоматизация технологических процессов и производств в энергетике

Уровень образования

Академический бакалавр

Форма обучения заочная

Программа разработана Пьявченко Т.А., профессор, к.т.н., доцент
  (Ф.И.О., должность, ученая степень, звание)
 
  Рекомендована к утверждению на заседании кафедры Систем автоматического управления
  (название кафедры)
  протокол заседания от «27» августа 2014 г.№ 1
   
  Зав. кафедрой САУ В.И. Финаев
  (подпись) (Ф.И.О.)
     

Таганрог – 2014

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Настоящий курс предназначен для ознакомления студентов с базовыми понятиями и представлениями профиля «Автоматизация технологических процессов и производств в энергетике» направления подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств», с особенностями производства и эксплуатации систем и средств управления в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и медицине.

Дисциплина читается в 3 триместре 1 курса.

Задачидисциплины «Введение в специальность»:

- ознакомить студентов с методикой изучения вопросов автоматизации технологических процессов и производств в энергетике, с реальными автоматизированными производствами на примере предприятий города;

- научить студентов отличать автоматические системы от автоматизированных систем, возможностям применения средств автоматики и вычислительной техники для целей управления технологическими процессами и производствами в энергетике

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Введение в специальность» относится к к вариативной части Математического и естественнонаучного цикла ООП (Б2. В1).

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые сопутствующими дисциплинами:

- «Физика», «Математика», «Программирование и основы алгоритмизации», «Информатика в системах управления»

(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))

Знания: о физических основах производственных процессов, их алгоритмическом описании, форматах представления числовой информации в ЭВМ.

Умения: выделить входные и выходные переменные технологических процессов, установить связь между ними, реализовать примеры выполнения арифметических и логических операции по заданному алгоритму.

Навыки: работы в текстовом и графическом редакторах (Visio – для оформления блок-схем алгоритмов, Word – для оформления проектных заданий).

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- «Средства автоматизации и управления технологическими процессами и производствами»:

(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- Знакомство с указанными средствами позволит расширить эти знания и обеспечит необходимость углубленной проработки вопросов автоматизации и управления ТП и П.

- «Интегрированные системы проектирования и управления»:

(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- Знакомство с будущей специальностью позволит осознанно подходить к вопросам проектирования интегрированных систем управления производством.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВПО по данному направлению подготовки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- демонстрировать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, владеть культурой мышления, быть готовым к постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- обладать способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

- обладать способностью осознания социальной значимости своей будущей профессии и высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

- способностью использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления продукции требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ОПК-1);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2);

- способностью участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с автоматизацией производств, выборе на основе анализа вариантов оптимального прогнозирования последствий решения (ОПК-4);

проектно-конструкторская деятельность:

- способностью собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством; участвовать в работах по расчету и проектированию процессов изготовления продукции и указанных средств и систем с использованием современных информационных технологий, методов и средств проектирования (ПК-1);

- способностью участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры его взаимосвязей, определении приоритетов решения задач с учетом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, в разработке проектов изделий с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, в разработке проектов модернизации действующих производств, создании новых, в разработке средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации расчетов и проектирования (ПК-4);

- способностью участвовать в разработке проектов по автоматизации производственных и технологических процессов, технических средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством, в практическом освоении и совершенствовании данных процессов, средств и систем (ПК-7);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- историю института и кафедры САУ;

- особенности автоматических и автоматизированных систем управления при непрерывной разливке стали на современном производстве предприятия ТАГМЕТ;

- работу студенческого образовательного центра в корпусе К;

- основные понятия электротехники и электроники;

- основные понятия электромеханических и мехатронных систем;

- основные понятия теории автоматического управления;

- особенности разработки и производства модулей ввода/вывода, контроллеров на предприятии НИЛ АП.

уметь:

- обобщать основные понятия дисциплины «Введение в специальность» применительно к конкретному производству;

- применять знания по основным понятиям дисциплины «Введение в специальность» в своей научной тематике;

- выделять устройства электротехники, электроники и мехатронных систем в автоматических и автоматизированных системах управления на производстве.

владеть:

- навыками понятий дисциплины «Введение в специальность» для описания конкретного производства;

- навыками составления структурных автоматических и автоматизированных систем управления на производстве и в обучении;

- навыками применения понятий дисциплины «Введение в специальность» для формализованного описания реальных производственных систем.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины в зет 3 по плану в час 108 по плану из них 4 часа на зачет

Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре

№ модуля Наименование раздела (темы) Количество часов
Всего Аудиторная работа Внеауд. самост. работа
Л ПЗ ЛР
История института и кафедры САУ     -
Промышленные автоматические и автоматизированные системы на предприятиях г. Таганрога      
АСУ теплоэлектростанций      
  Контрольная работа        
  Доклад по теме реферата        
  зачет        
  Итого:

4.2. Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
История института и кафедры САУ История создания и развития института История создания и развития кафедры САУ реферат
САУ и АСУ на предприятиях г. Таганрога Экскурсия на ТАГМЕТ, Экскурсия на ОАО «Красный котельщик» Экскурсия на НИЛ АП   рефераты

4.3. Лабораторные работы по курсу не планируются

Практические занятия

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
  Доклад по теме реферата
       
Итого:

4.5. Курсовой проект (курсовая работа) не планируется

4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ модуля Темы, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
  Экскурсия по кафедре и подготовка реферата «История института и кафедры САУ»
  Экскурсии на предприятия города и подготовка рефератов
  Подготовка к докладам по материалам рефератов

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках курса «Введение в специальность» основными формами образовательных технологий являются практические и лекционные занятия. Лекционные занятия проводятся в тесном контакте с аудиторией, чтобы обеспечить лучшее понимание материала, приводится большое число примеров автоматических и автоматизированных систем управления на производстве и в обучении. При выполнении индивидуальных работ, студенты знакомятся с современными автоматическими и автоматизированными системами управления в институте и на предприятиях города. Контроль самостоятельной работы студента осуществляется с помощью регулярных собеседований, проверки рефератов и заслушивании докладов на практическом занятии.

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. Основная литература

N п/п Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы Кол-во экземпляров на кафедре САУ Кол-во экземпляров в НТБ Расположение электронного вида
Автоматизация производства и промышленная электроника. Энциклопедия современной техники в 4-х томах_______________________________. Таганрогский государственный радиотехнический университет. Энциклопедия в 2-х томах. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2002 г.________ Каляев А.В. 80 лет в ХХ веке. Воспоминания. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. 406 с.__________________________ Академик Анатолий Васильевич Каляев – ученый, Воин, Учитель / сост. И.А.Каляев, А.П.Кухаренко. Издание юбилейное. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2012.–330 с.__________________________ Дорф Р. Современные системы управления/ Р. Дорф, Р. Бишоп. Пер. с англ. Б.И. Копылова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 832 с.__________ Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009. – 608 с.     incampus, BBR, Ссылка на сайт кафедры
   
   
    С диском
   
   
             

7.2. Дополнительная литература

N п/п Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы Кол-во экземпляров на кафедре САУ Кол-во экземпляров в НТБ Расположение электронного вида
1. Н.Винер. Введение в кибернетику.        

Интернет-ресурсы

1. Энциклопедия современной техники » Скачать книгу бесплатно ...

24 мар 2010 ... Название: Энциклопедия современной техники. Автоматизация производства и промышленная электроника. В четырех книгах. Книга 2.
cityread.ru/.../38927-yenciklopediya-sovremennoj-texniki.html

2. Норберт Винер биография и фото математика

Норберт Винер (1894-1964) — американский математик. В своем фундаментальном труде «Кибернетика» (1948 год) сформулировал основные ее положения. ...
taina.aib.ru/.../norbert-viner.htm

3. Институт Проблем Управления РАН

Институт Проблем Управления им. В.А.Трапезникова Российской Академии Наук ...
www.ipu.ru/ipu0.htm

7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:

N п/п Название ПО ИКТ Авторы Место разработки Год разработки Расположение
1. Презентации по лекциям Пьявченко Т.А. Кафедра САУ 2013/2014 Incampus ЮФУ
2. SCADA система Trace Mode AdAstra. Research Group Ltd, Москва   1992/ www.adastra.ru www.tracemode

VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Программные средства

Среда MatLab представляет собой среду программирования, в которой можно разработать различные программные приложения, математические моделирования для различных цифровых систем управления, также в этой среде имеется среда визуального проектирования или моделирования с целью анализа и исследования характеристик цифровых систем управления. В части эксплуатации программного продукта, необходимо обновление его инструментальную базу в соответствии с лицензией ежегодно.

IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

«Введение в специальность»

Преподаватель Пьявченко Т.А.Кафедра Систем автоматического управления

Курс 1 трисеместр 3 Группа

Направление подготовки150304 «Автоматизация технологических процессов и производств»

Виды контрольных мероприятий Количество баллов за 1 контрольное мероприятие Количество баллов За мероприятие
Посещение лекций
Выполнение и защита лабораторных работ
Практические занятия
Контрольная работа
зачет min – 60, max - 100
Преподаватель   Пьявченко Т.А.
  (подпись) (расшифровка подписи)
Согласовано:    
Заведующий кафедрой САУ   В.И. Финаев
  (подпись) (расшифровка подписи)

Институт радиотехнических систем и управления

Кафедра систем автоматического управления

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель направления

/Е.Ю. Косенко/

(подпись) (Ф.И.О.)

«___»_____________ 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность

(наименование дисциплины)

Направление подготовки

15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»

Профиль

Автоматизация технологических процессов и производств в энергетике

Уровень образования

Академический бакалавр

Форма обучения заочная

Программа разработана Пьявченко Т.А., профессор, к.т.н., доцент
  (Ф.И.О., должность, ученая степень, звание)
 
  Рекомендована к утверждению на заседании кафедры Систем автоматического управления
  (название кафедры)
  протокол заседания от «27» августа 2014 г.№ 1
   
  Зав. кафедрой САУ В.И. Финаев
  (подпись) (Ф.И.О.)
     

Таганрог – 2014

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Настоящий курс предназначен для ознакомления студентов с базовыми понятиями и представлениями профиля «Автоматизация технологических процессов и производств в энергетике» направления подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств», с особенностями производства и эксплуатации систем и средств управления в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и медицине.

Дисциплина читается в 3 триместре 1 курса.

Задачидисциплины «Введение в специальность»:

- ознакомить студентов с методикой изучения вопросов автоматизации технологических процессов и производств в энергетике, с реальными автоматизированными производствами на примере предприятий города;

- научить студентов отличать автоматические системы от автоматизированных систем, возможностям применения средств автоматики и вычислительной техники для целей управления технологическими процессами и производствами в энергетике

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО

2.1. Учебная дисциплина «Введение в специальность» относится к к вариативной части Математического и естественнонаучного цикла ООП (Б2. В1).

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые сопутствующими дисциплинами:

- «Физика», «Математика», «Программирование и основы алгоритмизации», «Информатика в системах управления»

(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))

Знания: о физических основах производственных процессов, их алгоритмическом описании, форматах представления числовой информации в ЭВМ.

Умения: выделить входные и выходные переменные технологических процессов, установить связь между ними, реализовать примеры выполнения арифметических и логических операции по заданному алгоритму.

Навыки: работы в текстовом и графическом редакторах (Visio – для оформления блок-схем алгоритмов, Word – для оформления проектных заданий).

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:

- «Средства автоматизации и управления технологическими процессами и производствами»:

(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- Знакомство с указанными средствами позволит расширить эти знания и обеспечит необходимость углубленной проработки вопросов автоматизации и управления ТП и П.

- «Интегрированные системы проектирования и управления»:

(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))

- Знакомство с будущей специальностью позволит осознанно подходить к вопросам проектирования интегрированных систем управления производством.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВПО по данному направлению подготовки.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- демонстрировать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, владеть культурой мышления, быть готовым к постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- обладать способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);

- обладать способностью осознания социальной значимости своей будущей профессии и высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).

- способностью использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления продукции требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ОПК-1);

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2);

- способностью участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с автоматизацией производств, выборе на основе анализа вариантов оптимального прогнозирования последствий решения (ОПК-4);

проектно-конструкторская деятельность:

- способностью собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством; участвовать в работах по расчету и проектированию процессов изготовления продукции и указанных средств и систем с использованием современных информационных технологий, методов и средств проектирования (ПК-1);

- способностью участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры его взаимосвязей, определении приоритетов решения задач с учетом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, в разработке проектов изделий с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, в разработке проектов модернизации действующих производств, создании новых, в разработке средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации расчетов и проектирования (ПК-4);

- способностью участвовать в разработке проектов по автоматизации производственных и технологических процессов, технических средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством, в практическом освоении и совершенствовании данных процессов, средств и систем (ПК-7);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

- историю института и кафедры САУ;

- особенности автоматических и автоматизированных систем управления при непрерывной разливке стали на современном производстве предприятия ТАГМЕТ;

- работу студенческого образовательного центра в корпусе К;

- основные понятия электротехники и электроники;

- основные понятия электромеханических и мехатронных систем;

- основные понятия теории автоматического управления;

- особенности разработки и производства модулей ввода/вывода, контроллеров на предприятии НИЛ АП.

уметь:

- обобщать основные понятия дисциплины «Введение в специальность» применительно к конкретному производству;

- применять знания по основным понятиям дисциплины «Введение в специальность» в своей научной тематике;

- выделять устройства электротехники, электроники и мехатронных систем в автоматических и автоматизированных системах управления на производстве.

владеть:

- навыками понятий дисциплины «Введение в специальность» для описания конкретного производства;

- навыками составления структурных автоматических и автоматизированных систем управления на производстве и в обучении;

- навыками применения понятий дисциплины «Введение в специальность» для формализованного описания реальных производственных систем.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины в зет 3 по плану в час 108 по плану из них 4 часа на зачет

Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре

№ модуля Наименование раздела (темы) Количество часов
Всего Аудиторная работа Внеауд. самост. работа
Л ПЗ ЛР
История института и кафедры САУ     -
Промышленные автоматические и автоматизированные системы на предприятиях г. Таганрога      
АСУ теплоэлектростанций      
  Контрольная работа        
  Доклад по теме реферата        
  зачет        
  Итого:

4.2. Содержание модулей дисциплины

№ модуля Наименование модуля Содержание модуля Форма текущего контроля
История института и кафедры САУ История создания и развития института История создания и развития кафедры САУ реферат
САУ и АСУ на предприятиях г. Таганрога Экскурсия на ТАГМЕТ, Экскурсия на ОАО «Красный котельщик» Экскурсия на НИЛ АП   рефераты

4.3. Лабораторные работы по курсу не планируются

Практические занятия

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
  Доклад по теме реферата
       
Итого:

4.5. Курсовой проект (курсовая работа) не планируется

4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ модуля Темы, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
  Экскурсия по кафедре и подготовка реферата «История института и кафедры САУ»
  Экскурсии на предприятия города и подготовка рефератов
  Подготовка к докладам по материалам рефератов

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В рамках курса «Введение в специальность» основными формами образовательных технологий являются практические и лекционные занятия. Лекционные занятия проводятся в тесном контакте с аудиторией, чтобы обеспечить лучшее понимание материала, приводится большое число примеров автоматических и автоматизированных систем управления на производстве и в обучении. При выполнении индивидуальных работ, студенты знакомятся с современными автоматическими и автоматизированными системами управления в институте и на предприятиях города. Контроль самостоятельной работы студента осуществляется с помощью регулярных собеседований, проверки рефератов и заслушивании докладов на практическом занятии.

Наши рекомендации