Институт радиотехнических систем и управления
Институт радиотехнических систем и управления
Кафедра систем автоматического управления
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
/Е.Ю. Косенко/
(подпись) (Ф.И.О.)
«___»_____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в специальность
(наименование дисциплины)
Направление подготовки
15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Профиль
Автоматизация технологических процессов и производств в энергетике
Уровень образования
Академический бакалавр
Форма обучения заочная
Программа разработана | Пьявченко Т.А., профессор, к.т.н., доцент | |
(Ф.И.О., должность, ученая степень, звание) | ||
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры Систем автоматического управления | ||
(название кафедры) | ||
протокол заседания от «27» августа 2014 г.№ 1 | ||
Зав. кафедрой САУ В.И. Финаев | ||
(подпись) (Ф.И.О.) | ||
Таганрог – 2014
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Настоящий курс предназначен для ознакомления студентов с базовыми понятиями и представлениями профиля «Автоматизация технологических процессов и производств в энергетике» направления подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств», с особенностями производства и эксплуатации систем и средств управления в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и медицине.
Дисциплина читается в 3 триместре 1 курса.
Задачидисциплины «Введение в специальность»:
- ознакомить студентов с методикой изучения вопросов автоматизации технологических процессов и производств в энергетике, с реальными автоматизированными производствами на примере предприятий города;
- научить студентов отличать автоматические системы от автоматизированных систем, возможностям применения средств автоматики и вычислительной техники для целей управления технологическими процессами и производствами в энергетике
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Введение в специальность» относится к к вариативной части Математического и естественнонаучного цикла ООП (Б2. В1).
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые сопутствующими дисциплинами:
- «Физика», «Математика», «Программирование и основы алгоритмизации», «Информатика в системах управления»
(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))
Знания: о физических основах производственных процессов, их алгоритмическом описании, форматах представления числовой информации в ЭВМ.
Умения: выделить входные и выходные переменные технологических процессов, установить связь между ними, реализовать примеры выполнения арифметических и логических операции по заданному алгоритму.
Навыки: работы в текстовом и графическом редакторах (Visio – для оформления блок-схем алгоритмов, Word – для оформления проектных заданий).
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- «Средства автоматизации и управления технологическими процессами и производствами»:
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
- Знакомство с указанными средствами позволит расширить эти знания и обеспечит необходимость углубленной проработки вопросов автоматизации и управления ТП и П.
- «Интегрированные системы проектирования и управления»:
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
- Знакомство с будущей специальностью позволит осознанно подходить к вопросам проектирования интегрированных систем управления производством.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВПО по данному направлению подготовки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- демонстрировать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, владеть культурой мышления, быть готовым к постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- обладать способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
- обладать способностью осознания социальной значимости своей будущей профессии и высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).
- способностью использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления продукции требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ОПК-1);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2);
- способностью участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с автоматизацией производств, выборе на основе анализа вариантов оптимального прогнозирования последствий решения (ОПК-4);
проектно-конструкторская деятельность:
- способностью собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством; участвовать в работах по расчету и проектированию процессов изготовления продукции и указанных средств и систем с использованием современных информационных технологий, методов и средств проектирования (ПК-1);
- способностью участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры его взаимосвязей, определении приоритетов решения задач с учетом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, в разработке проектов изделий с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, в разработке проектов модернизации действующих производств, создании новых, в разработке средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации расчетов и проектирования (ПК-4);
- способностью участвовать в разработке проектов по автоматизации производственных и технологических процессов, технических средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством, в практическом освоении и совершенствовании данных процессов, средств и систем (ПК-7);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- историю института и кафедры САУ;
- особенности автоматических и автоматизированных систем управления при непрерывной разливке стали на современном производстве предприятия ТАГМЕТ;
- работу студенческого образовательного центра в корпусе К;
- основные понятия электротехники и электроники;
- основные понятия электромеханических и мехатронных систем;
- основные понятия теории автоматического управления;
- особенности разработки и производства модулей ввода/вывода, контроллеров на предприятии НИЛ АП.
уметь:
- обобщать основные понятия дисциплины «Введение в специальность» применительно к конкретному производству;
- применять знания по основным понятиям дисциплины «Введение в специальность» в своей научной тематике;
- выделять устройства электротехники, электроники и мехатронных систем в автоматических и автоматизированных системах управления на производстве.
владеть:
- навыками понятий дисциплины «Введение в специальность» для описания конкретного производства;
- навыками составления структурных автоматических и автоматизированных систем управления на производстве и в обучении;
- навыками применения понятий дисциплины «Введение в специальность» для формализованного описания реальных производственных систем.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины в зет 3 по плану в час 108 по плану из них 4 часа на зачет
Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре
№ модуля | Наименование раздела (темы) | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Внеауд. самост. работа | ||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||
История института и кафедры САУ | - | |||||
Промышленные автоматические и автоматизированные системы на предприятиях г. Таганрога | ||||||
АСУ теплоэлектростанций | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Доклад по теме реферата | ||||||
зачет | ||||||
Итого: |
4.2. Содержание модулей дисциплины
№ модуля | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма текущего контроля |
История института и кафедры САУ | История создания и развития института История создания и развития кафедры САУ | реферат | |
САУ и АСУ на предприятиях г. Таганрога | Экскурсия на ТАГМЕТ, Экскурсия на ОАО «Красный котельщик» Экскурсия на НИЛ АП | рефераты |
4.3. Лабораторные работы по курсу не планируются
Практические занятия
№ занятия | № модуля | Тема | Кол-во часов |
Доклад по теме реферата | |||
Итого: |
4.5. Курсовой проект (курсовая работа) не планируется
4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ модуля | Темы, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Экскурсия по кафедре и подготовка реферата «История института и кафедры САУ» | ||
Экскурсии на предприятия города и подготовка рефератов | ||
Подготовка к докладам по материалам рефератов |
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В рамках курса «Введение в специальность» основными формами образовательных технологий являются практические и лекционные занятия. Лекционные занятия проводятся в тесном контакте с аудиторией, чтобы обеспечить лучшее понимание материала, приводится большое число примеров автоматических и автоматизированных систем управления на производстве и в обучении. При выполнении индивидуальных работ, студенты знакомятся с современными автоматическими и автоматизированными системами управления в институте и на предприятиях города. Контроль самостоятельной работы студента осуществляется с помощью регулярных собеседований, проверки рефератов и заслушивании докладов на практическом занятии.
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература
N п/п | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы | Кол-во экземпляров на кафедре САУ | Кол-во экземпляров в НТБ | Расположение электронного вида | ||
Автоматизация производства и промышленная электроника. Энциклопедия современной техники в 4-х томах_______________________________. Таганрогский государственный радиотехнический университет. Энциклопедия в 2-х томах. Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2002 г.________ Каляев А.В. 80 лет в ХХ веке. Воспоминания. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. 406 с.__________________________ Академик Анатолий Васильевич Каляев – ученый, Воин, Учитель / сост. И.А.Каляев, А.П.Кухаренко. Издание юбилейное. Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2012.–330 с.__________________________ Дорф Р. Современные системы управления/ Р. Дорф, Р. Бишоп. Пер. с англ. Б.И. Копылова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002. – 832 с.__________ Денисенко В.В. Компьютерное управление технологическим процессом, экспериментом, оборудованием. – М.: Горячая линия – Телеком, 2009. – 608 с. | incampus, BBR, Ссылка на сайт кафедры | |||||
С диском | ||||||
7.2. Дополнительная литература
N п/п | Автор, название, место издания, издательство, год издания учебной и учебно-методической литературы | Кол-во экземпляров на кафедре САУ | Кол-во экземпляров в НТБ | Расположение электронного вида |
1. | Н.Винер. Введение в кибернетику. |
Интернет-ресурсы
1. Энциклопедия современной техники » Скачать книгу бесплатно ...
24 мар 2010 ... Название: Энциклопедия современной техники. Автоматизация производства и промышленная электроника. В четырех книгах. Книга 2.
cityread.ru/.../38927-yenciklopediya-sovremennoj-texniki.html
2. Норберт Винер биография и фото математика
Норберт Винер (1894-1964) — американский математик. В своем фундаментальном труде «Кибернетика» (1948 год) сформулировал основные ее положения. ...
taina.aib.ru/.../norbert-viner.htm
3. Институт Проблем Управления РАН
Институт Проблем Управления им. В.А.Трапезникова Российской Академии Наук ...
www.ipu.ru/ipu0.htm
7.6. Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий:
N п/п | Название ПО ИКТ | Авторы | Место разработки | Год разработки | Расположение |
1. | Презентации по лекциям | Пьявченко Т.А. | Кафедра САУ | 2013/2014 | Incampus ЮФУ |
2. | SCADA система Trace Mode | AdAstra. Research Group Ltd, Москва | 1992/ | www.adastra.ru www.tracemode |
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Программные средства
Среда MatLab представляет собой среду программирования, в которой можно разработать различные программные приложения, математические моделирования для различных цифровых систем управления, также в этой среде имеется среда визуального проектирования или моделирования с целью анализа и исследования характеристик цифровых систем управления. В части эксплуатации программного продукта, необходимо обновление его инструментальную базу в соответствии с лицензией ежегодно.
IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в специальность»
Преподаватель Пьявченко Т.А.Кафедра Систем автоматического управления
Курс 1 трисеместр 3 Группа
Направление подготовки150304 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Виды контрольных мероприятий | Количество баллов за 1 контрольное мероприятие | Количество баллов За мероприятие |
Посещение лекций | ||
Выполнение и защита лабораторных работ | ||
Практические занятия | ||
Контрольная работа | ||
зачет | min – 60, max - 100 |
Преподаватель | Пьявченко Т.А. | |
(подпись) | (расшифровка подписи) | |
Согласовано: | ||
Заведующий кафедрой САУ | В.И. Финаев | |
(подпись) | (расшифровка подписи) |
Институт радиотехнических систем и управления
Кафедра систем автоматического управления
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
/Е.Ю. Косенко/
(подпись) (Ф.И.О.)
«___»_____________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Введение в специальность
(наименование дисциплины)
Направление подготовки
15.03.04 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Профиль
Автоматизация технологических процессов и производств в энергетике
Уровень образования
Академический бакалавр
Форма обучения заочная
Программа разработана | Пьявченко Т.А., профессор, к.т.н., доцент | |
(Ф.И.О., должность, ученая степень, звание) | ||
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры Систем автоматического управления | ||
(название кафедры) | ||
протокол заседания от «27» августа 2014 г.№ 1 | ||
Зав. кафедрой САУ В.И. Финаев | ||
(подпись) (Ф.И.О.) | ||
Таганрог – 2014
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Настоящий курс предназначен для ознакомления студентов с базовыми понятиями и представлениями профиля «Автоматизация технологических процессов и производств в энергетике» направления подготовки «Автоматизация технологических процессов и производств», с особенностями производства и эксплуатации систем и средств управления в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и медицине.
Дисциплина читается в 3 триместре 1 курса.
Задачидисциплины «Введение в специальность»:
- ознакомить студентов с методикой изучения вопросов автоматизации технологических процессов и производств в энергетике, с реальными автоматизированными производствами на примере предприятий города;
- научить студентов отличать автоматические системы от автоматизированных систем, возможностям применения средств автоматики и вычислительной техники для целей управления технологическими процессами и производствами в энергетике
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Введение в специальность» относится к к вариативной части Математического и естественнонаучного цикла ООП (Б2. В1).
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые сопутствующими дисциплинами:
- «Физика», «Математика», «Программирование и основы алгоритмизации», «Информатика в системах управления»
(наименование предшествующей учебной дисциплины (модуля))
Знания: о физических основах производственных процессов, их алгоритмическом описании, форматах представления числовой информации в ЭВМ.
Умения: выделить входные и выходные переменные технологических процессов, установить связь между ними, реализовать примеры выполнения арифметических и логических операции по заданному алгоритму.
Навыки: работы в текстовом и графическом редакторах (Visio – для оформления блок-схем алгоритмов, Word – для оформления проектных заданий).
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
- «Средства автоматизации и управления технологическими процессами и производствами»:
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
- Знакомство с указанными средствами позволит расширить эти знания и обеспечит необходимость углубленной проработки вопросов автоматизации и управления ТП и П.
- «Интегрированные системы проектирования и управления»:
(наименование последующей учебной дисциплины (модуля))
- Знакомство с будущей специальностью позволит осознанно подходить к вопросам проектирования интегрированных систем управления производством.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВПО по данному направлению подготовки.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- демонстрировать способность к обобщению, анализу, восприятию информации, владеть культурой мышления, быть готовым к постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- обладать способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность (ОК-4);
- обладать способностью осознания социальной значимости своей будущей профессии и высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8).
- способностью использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления продукции требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда (ОПК-1);
- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2);
- способностью участвовать в разработке обобщенных вариантов решения проблем, связанных с автоматизацией производств, выборе на основе анализа вариантов оптимального прогнозирования последствий решения (ОПК-4);
проектно-конструкторская деятельность:
- способностью собирать и анализировать исходные информационные данные для проектирования технологических процессов изготовления продукции, средств и систем автоматизации, контроля, технологического оснащения, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством; участвовать в работах по расчету и проектированию процессов изготовления продукции и указанных средств и систем с использованием современных информационных технологий, методов и средств проектирования (ПК-1);
- способностью участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры его взаимосвязей, определении приоритетов решения задач с учетом правовых и нравственных аспектов профессиональной деятельности, в разработке проектов изделий с учетом технологических, конструкторских, эксплуатационных, эстетических, экономических и управленческих параметров, в разработке проектов модернизации действующих производств, создании новых, в разработке средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством в соответствии с техническими заданиями и использованием стандартных средств автоматизации расчетов и проектирования (ПК-4);
- способностью участвовать в разработке проектов по автоматизации производственных и технологических процессов, технических средств и систем автоматизации, контроля, диагностики, испытаний, управления процессами, жизненным циклом продукции и ее качеством, в практическом освоении и совершенствовании данных процессов, средств и систем (ПК-7);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
- историю института и кафедры САУ;
- особенности автоматических и автоматизированных систем управления при непрерывной разливке стали на современном производстве предприятия ТАГМЕТ;
- работу студенческого образовательного центра в корпусе К;
- основные понятия электротехники и электроники;
- основные понятия электромеханических и мехатронных систем;
- основные понятия теории автоматического управления;
- особенности разработки и производства модулей ввода/вывода, контроллеров на предприятии НИЛ АП.
уметь:
- обобщать основные понятия дисциплины «Введение в специальность» применительно к конкретному производству;
- применять знания по основным понятиям дисциплины «Введение в специальность» в своей научной тематике;
- выделять устройства электротехники, электроники и мехатронных систем в автоматических и автоматизированных системах управления на производстве.
владеть:
- навыками понятий дисциплины «Введение в специальность» для описания конкретного производства;
- навыками составления структурных автоматических и автоматизированных систем управления на производстве и в обучении;
- навыками применения понятий дисциплины «Введение в специальность» для формализованного описания реальных производственных систем.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины в зет 3 по плану в час 108 по плану из них 4 часа на зачет
Модули дисциплины, изучаемые в 1 семестре
№ модуля | Наименование раздела (темы) | Количество часов | ||||
Всего | Аудиторная работа | Внеауд. самост. работа | ||||
Л | ПЗ | ЛР | ||||
История института и кафедры САУ | - | |||||
Промышленные автоматические и автоматизированные системы на предприятиях г. Таганрога | ||||||
АСУ теплоэлектростанций | ||||||
Контрольная работа | ||||||
Доклад по теме реферата | ||||||
зачет | ||||||
Итого: |
4.2. Содержание модулей дисциплины
№ модуля | Наименование модуля | Содержание модуля | Форма текущего контроля |
История института и кафедры САУ | История создания и развития института История создания и развития кафедры САУ | реферат | |
САУ и АСУ на предприятиях г. Таганрога | Экскурсия на ТАГМЕТ, Экскурсия на ОАО «Красный котельщик» Экскурсия на НИЛ АП | рефераты |
4.3. Лабораторные работы по курсу не планируются
Практические занятия
№ занятия | № модуля | Тема | Кол-во часов |
Доклад по теме реферата | |||
Итого: |
4.5. Курсовой проект (курсовая работа) не планируется
4.6. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
№ модуля | Темы, вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
Экскурсия по кафедре и подготовка реферата «История института и кафедры САУ» | ||
Экскурсии на предприятия города и подготовка рефератов | ||
Подготовка к докладам по материалам рефератов |
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В рамках курса «Введение в специальность» основными формами образовательных технологий являются практические и лекционные занятия. Лекционные занятия проводятся в тесном контакте с аудиторией, чтобы обеспечить лучшее понимание материала, приводится большое число примеров автоматических и автоматизированных систем управления на производстве и в обучении. При выполнении индивидуальных работ, студенты знакомятся с современными автоматическими и автоматизированными системами управления в институте и на предприятиях города. Контроль самостоятельной работы студента осуществляется с помощью регулярных собеседований, проверки рефератов и заслушивании докладов на практическом занятии.