Состав полимерцементных растворов

Наименование компонента Состав полимерцементного раствора по массе, %, при соотношении цемента к песку
1:0 1:2 1:3 1:4 1:3 1:4
Для окраски Для шпаклевки при заделке крупных трещин Для заделки отколов, раковин, пустот и других дефектов
Эмульсия полихлорвинилацетатная 4,3 3,5 4,5 3,5
Портландцемент марки 400-500 59,5 21,5
Песок мелкозернистый (до 0,3 мм) - 64,5 - -
Песок обыкновенный (до 3 мм) - - - -
Вода 28,5 9,7 10,5 7,5 6,5

5.3.7.Полимерцементная краска должна готовиться на месте производства работ не ранее чем за 3-4 ч до начала работ.

Краска наносится в два слоя кистью на поверхность бетона, предварительно увлажненную 10 %-ным раствором полимерной эмульсии. Второй слой наносится через 1-2 ч после первого.

5.3.8.В агрессивной среде мелкие трещины на поверхности бетона должны окрашиваться химически стойкими перхлорвиниловыми материалами (например, лаком марки ХСЛ). Окрашиваемая поверхность промывается растворителем Р-4, грунтуется слоем лака марки ХСЛ и затем покрывается слоем смеси лака марки ХСЛ с цементом, смешиваемым в соотношении 1:1 по массе. После просушки обоих слоев наносится слой перхлорвиниловой эмали марки ПХВ-32 или ПХВ-23.

5.3.9.Железобетонные бандажи, применяемые для ремонта опор с вертикальными трещинами, должны иметь поперечную рабочую арматуру, а для ремонта опор с горизонтальными трещинами - продольную рабочую арматуру.

Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона. В месте наложения бандажа поверхность бетона опоры насекается зубилом.

Рабочую арматуру бандажа рекомендуется выполнять из стали периодического профиля диаметром 16 мм, нерабочую (поперечную) арматуру - из катанки диаметром 5-7 мм; толщина бетонного слоя должна быть 8-10 см.

После установки арматуры устанавливается опалубка, пространство между поверхностью опоры и опалубкой заполняется бетоном.

5.3.10.В местах больших сколов бетона (с обнажением арматуры) крепится арматурная сетка, которая затем заполняется бетоном.

5.3.11.Перед нанесением защитных покрытий или заделкой дефектов поверхность бетона следует очистить от грязи и пыли, а отслоения бетона - удалить.

Очистку поверхности бетона и обнаженной арматуры следует производить стальными щетками или скребками; масляные пятна удаляются ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или других растворителях.

5.3.12.Выправка промежуточных одностоечных свободностоящих одноцепных и двухцепных опор, имеющих наклон поперек ВЛ, производится созданием тяжения в сторону, противоположную наклону опоры. Тяжение создается с помощью тягового механизма, обеспечивающего плавное увеличение усилия, прилагаемого к тяговому тросу. Механизм должен быть удален от опоры, подлежащей выправке, на расстояние не менее 1,2 ее высоты.

Тяговый трос крепится на опоре на высоте около 4 м от уровня земли.

По окончании выправки вершина опоры должна перейти на 20-30 см за вертикальное положение.

До начала работ по выправке опор со стороны, противоположной наклону опоры, откапывается узкий котлован по диаметру стойки глубиной 1,2-1,5 м. При откапывании грунта экскаватором котлован должен быть ориентирован вдоль линии, возможно ближе к стволу опоры, чтобы избежать чрезмерного нарушения грунта в плоскости действия тягового усилия.

Выправке подлежат опоры при угле наклона стойки более 1° (т.е. при отклонении вершины опоры от вертикального положения более чем на 25-40 см при длине стоек от 16 до 26 м). При наклоне стойки опоры на угол более 3° от вертикали выправка должна производиться немедленно.

В скальных и мерзлых грунтах выправка опор запрещается.

5.3.13.Выправка опоры с оттяжками производится следующим образом:

опор с тросовыми оттяжками - изменением длины и тяжения в тросах оттяжек путем подтягивания гаек анкерных U-образных болтов;

опор с оттяжками из круглой стали (стержневой арматуры) - регулированием длины оттяжек с помощью талрепов.

Выправленные опоры и их детали не должны иметь отклонения, превышающие допустимые (см. разд. 4).

5.3.14.Все виды оттяжек опор (в том числе оттяжки внутренних связей опор, шпренгельные оттяжки траверс и др.) независимо от их конструктивного выполнения (из тросов, круглой стали) должны быть натянуты без видимой слабины.

5.3.15.Виды ремонта тросовых оттяжек в зависимости от степени уменьшения площади поперечного сечения троса оттяжек указаны в п. 4.6.3.

5.3.16.Тросы оттяжек и элементы крепления их к опоре и анкерным болтам должны периодически смазываться, оттяжки из круглой стали должны окрашиваться. В качестве антикоррозионных покрытий могут быть использованы смазки типа ЗЭС.

Ремонт металлических опор

5.4.1.Элементы опор, потерявшие из-за коррозии более 20 % поперечного сечения, должны быть заменены или усилены при капитальном ремонте ВЛ (см. разд. 4).

5.4.2.Элементы опор, получившие в процессе эксплуатации прогибы свыше допустимых, должны быть либо заменены, либо выправлены с помощью домкратов или стяжных болтов. Заменяемые поврежденные участки пояса или решетки опоры вырезаются, на их место накладываются равнопрочные отрезки металла необходимого профиля и длины, которые соединяются с поясами или решеткой сваркой или на болтах.

При сварке соединений запрещается накладывать поперечные сварные швы. Длина швов, размеры и количество болтов должны быть определены расчетом.

Обнаруженные в сварных швах трещины должны быть заварены.

5.4.3.Ослабленные заклепочные соединения должны быть усилены расклепкой или заменой заклепок, а ослабленные болтовые соединения - подтягиванием гаек.

5.4.4.Заваренные места, накладки и другие вновь установленные детали должны быть тщательно очищены от коррозии и окрашены.

5.4.5.Металлические опоры, имеющие недопустимые наклоны, выправляются прокладками под опорные «башмаки» опоры. Прокладки применяются также для устранения неплотного прилегания пят опор к фундаментам. Суммарная высота прокладок не должна превышать 40 мм. Если при выправке опор необходимо одновременно освободить анкерные болты более чем на одной «ноге» опоры, опору следует предварительно укрепить расчалками.

5.4.6.Выправку опор с оттяжками и ремонт оттяжек следует производить в соответствии с приведенными выше требованиями (см. пп. 5.3.13-5.3.15).

5.4.7.Металлические опоры (подножники) перед окраской должны быть тщательно очищены от ржавчины, остатков старой краски и грязи. Особое внимание при очистке следует обратить на узлы соединения отдельных деталей опор и подножников, а также места крепления опор к подножникам и фундаментам. Перед окраской опоры и подножники очищаются от грязи и ржавчины металлическими щетками и специальными металлическими скребками.

Подготовка поверхности металлических опор под окраску может производиться и без очистки ржавчины - путем обработки ее химическими реактивами (преобразователем ржавчины).

5.4.8.Для окраски металлических опор следует применять атмосферостойкие красители (на натуральных маслах, на эпоксидной основе).

При отсутствии указанных красок допускается применение лаков на битумной основе, которые наносятся на опору не менее чем в два слоя; второй слой наносится после высыхания первого (не менее чем через 15-16 ч). Для продления срока службы такого покрытия необходимо в верхний слой битумного лака добавлять 15 % алюминиевой пудры (по массе).

Смешивание битумного лака с алюминиевой пудрой должно производиться непосредственно перед окраской в количестве, не превышающем потребность для работы одной смены (при более продолжительном хранении пудра теряет способность всплывать на поверхности лака). Во избежание взрыва при открывании и пересыпке алюминиевой пудры запрещается применять металлический инструмент.

5.4.9.Окраска металлических опор каменноугольным лаком запрещается.

5.4.10.Очистка и окраска опор производится, как правило, сверху вниз, т.е. сначала работы производятся на тросостойках и траверсах, а затем на стойках или стволе опоры.

5.4.11.При окраске верхних частей опор на ВЛ, находящихся под напряжением, следует соблюдать особую осторожность при работе на угловых опорах, на средней и нижней траверсах двухцепных опор, на опорах типа «рюмка».

5.4.12.Ведра с краской не должны подвешиваться на опоре над проводами и изоляторами. Подвешивать ведра с краской на траверсах разрешается не ближе 1 м от места крепления изолирующих поддерживающих подвесок.

При окраске концов траверс промежуточных опор для предотвращения попадания краски на изоляторы на шапку верхнего изолятора подвески должен надеваться специальный поддон.

5.4.13.Перед окраской металлических подножников последние должны быть очищены от земли и коррозии металлическими скребками и щетками, а затем просушены.

Подножники должны покрываться битумным лаком, применяемым для окраски опор (без пудры), не менее чем 2 раза.

5.4.14.Металлические подножники, как правило, окрашиваются на глубину 0,7-1 м (в зависимости от уровня грунтовых вод). При необходимости окраски подножников на полную глубину необходимо соблюдение следующих требований:

при установке опоры на четырех подножниках одновременно может быть отрыто не более двух подножников, расположенных по диагонали;

при установке опоры на одном подножнике последний может быть отрыт после укрепления опоры расчалками; схема крепления опор расчалками должна приниматься в каждом отдельном случае руководителем работ.

5.4.15.Окраска подножника производится снизу вверх; покрытию подлежат также пяты опоры и анкерные болты, расположенные на уровне земли.

После высыхания антикоррозионного покрытия, которое длится от 14 до 20 ч (в зависимости от свойств покрытия, температуры и влажности окружающего воздуха), котлован засыпают; засыпка котлованов должна сопровождаться тщательной трамбовкой грунта. При этом надо следить, чтобы с землей в котлован не попали камни, которые могут повредить антикоррозионное покрытие.

5.4.16.Окраска металлических опор и подножников должна производиться краскораспылителем или вручную - кистями ровным слоем, без пузырьков и подтеков.

5.4.17.Работы по окраске металлических опор и подножников должны, как правило, выполняться одновременно. Окраска влажных частей опоры, а также окраска опоры при температуре окружающего воздуха ниже 5 °С не допускается.

Ремонт деревянных опор

5.5.1.Неисправные (отбракованные) детали деревянных опор должны быть заменены новыми или усилены путем установки накладок. При замене рекомендуется применение железобетонных приставок, свай, а при необходимости и железобетонных опор.

5.5.2.До вывоза на трассу ВЛ деревянные и железобетонные детали, предназначенные для замены неисправных деталей деревянных опор, должны быть проверены для определения качества их изготовления и соответствия проектным параметрам.

При обнаружении дефектов (некачественная пропитка, гниль древесины, трещины, сколы, оголение арматуры железобетонных деталей, отступления размеров деталей от указанных в чертежах и т.п.) детали должны быть отбракованы. Отбракованные детали не допускается устанавливать на ВЛ.

5.5.3.При развозке деталей опор на трассе ВЛ рекомендуется:

производить вывозку деталей опор зимой в местностях, где их вывозка в весеннее и летнее время затруднена из-за бездорожья;

около ремонтируемых опор детали укладывать так, чтобы облегчить их установку на опоре.

5.5.4.Перед заменой каждой деревянной детали опоры она повторно проверяется на загнивание.

5.5.5.Для увеличения срока службы деталей деревянных опор независимо от способа первичной пропитки опоры рекомендуется в условиях эксплуатации проводить дополнительную пропитку (допропитку) древесины. Допропитку опор следует производить диффузионным методом с применением водорастворимого антисептика.

В качестве антисептика могут быть использованы Доналит УА, Доналит УАлл или антисептики подобного типа, обеспечивающие быстрое проникновение солей антисептика в древесину.

Допропитку следует производить до появления массового загнивания деталей опор. Если при очередной проверке обнаружено загнивание древесины, то независимо от количества опор, имеющих загнивание, допропитку следует произвести на всех опорах ВЛ.

Работы по допропитке опор следует производить в теплое время года, по возможности сразу же после весенних паводков, а на участках, где трассы проходят по болотистым грунтам, - летом, когда уровень почвенно-грунтовых вод наиболее низкий.

Допропитке не подлежат опоры, имеющие внешнее загнивание более одной десятой части диаметра. Она не рекомендуется также для опор, имеющих сильное внутреннее загнивание или глубину червоточины более 2 см.

5.5.6.Допропитке должны подвергаться следующие детали опор:

подземная часть опор - на глубину 0,5-0,6 м;

надземная часть опор - на высоте 0,1-0,2 м от уровня грунта;

вершины стоек и приставок опор;

трещины на всех деталях опор;

места сочленения отдельных деталей опор.

Допропитку подземной и надземной частей опоры и мест соединений деталей следует выполнять путем установки антисептических бандажей, допропитку вершин стоек и приставок, а также трещин - нанесением антисептической пасты.

5.5.7.Антисептические бандажи изготавливаются из двух слоев: внешнего (пергамин, полиэтиленовая пленка или рубероид); внутреннего (мешковина или однородная ткань с нанесенной на нее антисептической пастой).

Перед установкой бандажей детали должны быть очищены от земли и гнили. Бандаж должен плотно прилегать к опоре; внешний слой бандажа должен быть обтянут проволокой или битумной лентой.

5.5.8.Покрытие антисептической пастой вершины стоек и приставок следует защищать от чрезмерного увлажнения и выщелачивания антисептика пластмассовыми, шиферными, жестяными колпачками с отверстиями (для прохождения дождевой воды, что способствует растворению антисептика и проникновению его в древесину). Колпачки должны быть жестко закреплены на древесине (гвоздями).

5.5.9.Для предупреждения возгорания деревянных опор в районах, подверженных интенсивному загрязнению изоляции, необходимо:

обеспечить надежный контакт в соединениях деталей опор; для этого под всеми болтами должны быть установлены шайбы, а болты надежно подтянуты. Диаметры отверстий в деталях опор не должны превышать диаметра болтов; врубки в соединяемых деталях должны быть хорошо подогнаны;

применять специальные грязестойкие изоляторы и своевременно менять неисправные изоляторы;

производить чистку изоляторов от загрязнения.

Если перечисленные меры окажутся недостаточными, то соединения деталей опор и места крепления изолирующих подвесок необходимо шунтировать бандажами из проволоки (предпочтительно медной) диаметром не менее 2 мм, укрепляемой по окружности бревен 12 гвоздями длиной 50-70 мм (рис. 5.1 и 5.2). Для предупреждения коррозии гвоздей шунтирующие бандажи следует покрывать битумом.

В районах со слабой грозовой деятельностью допускается соединять между собой шпильки изолирующих подвесок металлическими проводниками.

Состав полимерцементных растворов - student2.ru

Рис. 5.1. Устройство шунтирующего бандажа:

а - в месте крепления траверсы к стойке; б - в месте крепления поддерживающей изолирующей подвески

Состав полимерцементных растворов - student2.ru

Рис. 5.2. Закрепление шунтирующего бандажа гвоздями

Наши рекомендации