Объекты интеллектуальной собственности.
Как понятие «интеллектуальная собственность» существует с 1967г. в соответствии с решением Стокгольмской конференции. Именно тогда была создана Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO). Цель создания ВОИС – придание интеллектуальной собственности экстерриториального, наднационального характера путем признания единых норм в области интеллектуальной собственности, соглашения с ними основных норм национального законодательства.
Интеллектуальная собственность –совокупность авторских и других прав на результаты инновационной, творческой деятельности, охраняемые законодательными актами государства. Интеллектуальный капитал, как объект собственности, обладает рядом преимуществ перед физическими средствами производства: он не подвержен физическому отчуждению, после продажи или передачи информации другим людям или организациям сами знания сохраняются у непосредственных собственников.
На сегодняшний день общепринято, что стабильный экономический рост страны может быть достигнут лишь на инновационной основе. Только в этом случае и Россия может реализовать свои шансы на высокое качество роста, ресурсосбережение, эффективность производства, выпуск конкурентоспособной продукции. Однако российская статистика утверждает, что в нашей стране мало создается образцов новой техники с использованием лицензий патентов и других средств правовой защиты объектов интеллектуальной собственности, замедляется рост инновационно-активных предприятий. В России накоплено интеллектуальной собственности на 400 млрд. руб. и наукой занимается 12% ученых всего мира. Однако плодотворной инновационной деятельностью занимается лишь 15% предприятий. Доходы России от экспорта наукоемкой продукции составляют всего 1 млрд. дол., в то время как доходы США, которые контролируют 43% наукоемкой продукции, превышают 800 млрд. дол. Если в России не будут созданы условия для создания и реализации объектов интеллектуальной собственности, то рано или поздно они окажутся там, где их использование действительно поощряется государством.
Современная экономика опирается на применение высоких технологий, которая предполагает использование определенных объектов интеллектуальной собственности. Согласно статье 2 Конвенции ВОИС интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:
· литературным, художественным и научным изображениям;
· исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепрограммам;
· изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
· научным открытиям;
· промышленным образцам;
· товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
· защите от недобросовестной конкуренции.
Объекты промышленной собственности:
1. патенты на изобретения;
2. свидетельства на полезные модели;
3. патенты на промышленные образцы;
4. свидетельства на товарные знаки (знаки обслуживания);
5. фирменные наименования (свидетельства о регистрации юридического лица);
6. свидетельство на право пользования наименования места происхождения товара;
7. ноу-хау.
Изобретения:устройства, вещества; способы; штамм микроорганизмов, культуры клеток растений и животных; применение указанных объектов по новому назначению. Изобретения призваны обеспечить высокий технический уровень и качество изделий путем осуществления их на основе научных идей, воплощенных в новые технические решения.
Полезная модель –конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.
Промышленный образец –художественно-конструкторское решение, определяющее его внешний вид. Наряду с техническим уровнем производства внешний вид изделия – его составляющий элемент, определяющий уровень конкурентоспособности.
Товарный знак (знак обслуживания) -это обозначения, отличающие соответственно товары и услуги одних юридических (или физических) лиц от однородных товаров и услуг других юридических лиц. Обладание таким знаком дает большие конкурентные преимущества, способствует увеличению рынка сбыта. Можно владеть, распоряжаться товарным знаком и запрещать его незаконное использование.
Наименование места происхождения товара –наименование места любого географического названия – страны, населенного пункта, местности, - используемого для обозначения товара. Сюда включаются не только современные, но и старые географические названия, ставшие уже историческими.
Право на использование наименования места происхождения товара принадлежит в равной степени всем производителям, находящимся в данной местности и производящим специфический для данной местности товар, для изготовления которого используются особые природные и людские ресурсы.
Ноу-хау –технические знания и практический опыт технического, коммерческого, управленческого, финансового и иного характера, которые представляют коммерческую ценность, применимы в производстве и профессиональной практике и не обеспечены правовой защитой. Как объект промышленной собственности ноу-хау не имеет четких границ и не требует государственной регистрации.
Как знание ноу-хау может существовать в материальной и нематериальной форме. В первом случае оно представлено в виде чертежей, документов, фотографий, программ для ЭВМ и т.д. Подобные виды ноу-хау называются технической информацией или технической документацией.
Нематериальная форма ноу-хау также представляет собой знания, и их передача осуществляется в виде обучения персонала, консультаций специалистов, наблюдения и помощи в наладке производственного оборудования и т.п. Такие формы ноу-хау получили название технической помощи, технических услуг, управленческих услуг и т.д.
К объектам авторского праваотносятся: литературные произведения (литературно-художественные, речи, лекции, доклады, письма, личные заметки и др.); драматические произведения; музыкальные произведения; сценарии; аудиовизуальные произведения; произведения изобразительного и декоративного искусства.