Необходимость государственного регулирования инновационных процессов.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

Первым аспектомобщегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

Второй аспект- воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

Третий аспект– существенное влияние на институциональные экономические механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т.п.

Четвертый аспект –все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

Пятый аспект –влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

Шестой аспект -влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

Седьмой аспект –активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран, трансфер технологий.

Восьмой аспект –зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

Девятый аспект –взаимосвязь уровней научногопотенциала и национальной безопасности.

Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием. С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.

Ограниченность рыночных механизмов как среды продуцирования и распространения инноваций можно проследить по ряду направлений:

1. Отдельным хозяйствующим субъектам невозможно сконцентрировать средства, необходимые для осуществления масштабных инноваций.

2. Многие инновации могут оказаться экономически эффективными лишь при масштабах внедрения, превосходящих определенный критический минимум, и наличии достаточно емкого рынка.

3. Изолированное осуществление инноваций ведет к существенным потерям как для отдельных фирм, так и для экономики в целом.

4. Существуют инновационные процессы, которые вообще не могут осуществляться на коммерческой основе (фундаментальные науки, оборона, экология, охрана правопорядка и пр.).

5. Инновационные процесса в большинстве случаев характеризуются значительной степенью неопределенности результата и длительностью лага получения результата.

6. Экономический эффект инноваций проявляется в различных видах и во многих сферах. На микроуровне весьма сложно оценить полную эффективность проекта и принять обоснованное решение о его реализации.

7. Существует стремление к стабильному извлечению сверхприбыли за счет монополизации обладания научно-техническими достижениями. Развитие информационных систем, а также патентно-лицензионных механизмов позволяет предотвращать вступление этого, вполне понятного с коммерческой точки зрения стремления в острый конфликт с интересами общества в целом.

8. Высокая стоимость новых видов продукции и услуг часто делают их недоступными для массового потребления. Отсутствие внешней «подкачки» платежеспособного спроса может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих важное значение для экономики в целом.

Наши рекомендации