Решения в инновационном менеджменте.
Сущность инновационного менеджмента выражается чаще всего в конкретных управленческих решениях, направленных на формирование благоприятного инновационного климата на ИП или реализацию конкретных инновационных проектов. Умение и искусство принимать взвешенные решения отличает профессиональных, компетентных менеджеров от дилетантов или начинающих руководителей.
Решения, как и коммуникации, являются связующей компонентой инновационного менеджмента, так как проявляются практически во всех его предметных функциях. Примерный перечень наиболее общих и значимых решений, принимаемых в рамках отдельных функций менеджмента приведен в табл.3.1.
Управленческие решения в инновациях могут приниматься интуитивным способом или на основе научного подхода. Интуитивный способосновывается на эмоциональном восприятии и оценке ситуации и предполагает наличие у менеджера профессиональных знаний и значительного практического опыта. Научный (рациональный) подход, являющийся фундаментальной основой менеджмента, рассматривает принятие управленческих решений как целостный процесс, содержание которого позволяет всесторонне оценить возникающую проблему, проанализировать возможные варианты ее решения и выбрать наиболее эффективный из них. Научный подход обеспечивает принятие рациональных, а при соблюдении определенных условий и
Таблица 3.1. Состав основных решений по функциям инновационного менеджмента.
Функции менеджмента | Типичные управленческие решения |
Формирование целей | Принятие инновационной миссии ИП Формирование целевых параметров деятельности ИП Принятие стратегической концепции ИП Утверждение целевых параметров инновационного проекта |
Планирование | Формирование тематического плана НИОКР Утверждение календарного графика работ по проекту Утверждение сметы затрат по проекту Формирование производственной программы ИП Утверждение штатного расписания по подразделениям Запрос кредитных средств на инновации. Принятие финансового плана ИП Утверждение плана реализации продукции |
Организация | Создание ИП Выбор организационно-правовой формы ИП Принятие организационной формы ИП Утверждение положений о службах ИП и должностных инструкций Открытие филиала или дочерней фирмы ИП |
Контроль | Оценка состояния работы по проекту Оценка финансового состояния ИП Анализ работы служб и подразделений ИП Распоряжение об изменениях сроков проведения работ по проекту Оценка исполнения стратегической концепции ИП |
оптимальных решений. Рациональное решение отличается от интуитивного тем, что основывается на объективном аналитическом процессе и учитывает определенные формально-логические требования.
Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям:
· целевая направленность: решения должны быть направлены на достижение определенных инновационных целей;
· иерархическая субординация: решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям;
· обоснованность: решения должны иметь объективное обоснование рациональности;
· адресность: решения должны быть направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени;
· обеспеченность: решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их обеспечения;
· директивность: решения должны быть обязательными для исполнения и носить плановый характер.
Виды решений в инновационном менеджменте:
Дифференциация решений по предмету:
· Концептуальные решения: направлены в будущее и определяют принципиальные аспекты развития ИП. Эти решения требуют особо тщательного обоснования и предусматривают чаще всего проведения специальных исследований.
· Исполнительные решения носят рутинный характер и направлены на обеспечение выполнения, прежде всего, позиций концептуальных решений.
Дифференциация решений по признаку повторяемости:
· Разовые решения носят уникальный характер, принимаются при создании ИП или в форс-мажорных условиях и направлены на перспективу. Эти решения всегда формируются в новых, неопределенных и слабоструктурированных ситуациях, в которых невозможно использовать стандартную процедуру.
· Повторяющиеся решения,часто называют программированными, принимаются в штатных ситуациях, носят, как правило, исполнительный характер и осуществляются по строгим технологическим схемам (специальные положения, автоматизированные варианты информационных систем, системы делопроизводства и управления).
Дифференциация по форме принятия решений:
· Индивидуальная форма – ориентирована на оригинальные творческие подходы, оперативную подготовку и персональную ответственность менеджера. Она предполагает строгую структуризацию проблемы и штатную ситуацию при ее решении.
· Коллективная (групповая) форма решений обеспечивает высокую степень обоснованности и проработки проблемы, анализ большого числа альтернатив и поведенческую согласованность при реализации решения в перспективе. Эта форма принятия решений более предпочтительна при принятии разовых концептуальных решений, когда повышенные затраты на ее проведение окупаются глубиной проработки проблемы и достигнутым компромиссом в коллективе на стадии принятия решения.
Процесс принятия решений в инновационном менеджменте представляет собой циклический процесс, в котором исходная информация о состоянии деятельности ИП трансформируется в направленные воздействия на объект управления с целью приведения его в желаемое или требуемое состояние. В этом процессе можно выделить три относительно самостоятельные фазы:
· определение проблемы решения: сбор информации, оценка ситуации, формулирование проблемы;
· формирование альтернатив: формирование критериев оценки, определение ограничений, генерирование вариантов;
· принятие и реализация решения: оценка вариантов, принятие решения, контроль исполнения.
Систематизация методов инновационного менеджмента по областям их применения приведена в таблице 3.2.
Таблица 3.2. Методы инновационного менеджмента.
Тип метода | Наименование метода |
1. Методы выявления мнения | Интервью Анкетирование мнений Выборочные опросы Экспертиза |
2.Аналитические методы | Системный анализ Написание сценариев Сетевое планирование Функционально-стоимостной анализ Экономический анализ |
3.Методы оценки | Оценка продукта Оценка научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок Оценка организационно-технического уровня производства Метод деревьев значимости (ПАТТЕРН) Оценка порога прибыльности Оценка рисков и шансов Оценка эффективности инвестиций |
4. Методы генерирования идей | Мозговая атака Метод 6-3-5 Метод синектики Морфологический анализ Деловые игры и ситуации |
5. Методы принятия решений | Экономико-математические модели Таблицы решений Построение деревьев решений Сравнение альтернатив |
6. Методы прогнозирования | Экспертные Экстраполяции Аналогии Метод Дельфи Регрессионный анализ Эконометрические Имитационные модели |
7. Методы наглядного представления | Графические модели Физические модели Должностные описания и инструкции |
8. Методы аргументирования | Презентации Ведение переговоров |
ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ.
Планирование составляет один из основных элементов внутрифирменного управления инновационной деятельностью предприятия. Планирование инноваций – это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития предприятия и подготовку решений, необходимых для из безусловного достижения. В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет следующие семь частных функций:
1. Целевая организация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или предприятия в целом.
2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы всегда ориентированы в будущее и должны базироваться на обоснованных прогнозах развития ситуации.
3. Координация деятельности всех участников инновации. В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации: распорядительная, инициативная, программная и бюджетная.
4. Подготовка управленческих решений. Планы представляют собой наиболее распространенные в инновационном менеджменте управленческие решения. Планирование вносит высокий уровень экономической обоснованности и рациональности в систему менеджмента на предприятии.
5. Создание объективной базы для эффективного контроля. Планы устанавливают желаемое или требуемое состояние системы на определенный период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт – план».
6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса. Планы содержат важную для всех участников информацию о целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения инноваций.
7. Мотивация участников. Успешное выполнение плановых заданий, как правило, является объектом особого стимулирования и основанием для взаимных расчетов, что создает действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников.
Планированию инноваций на предприятии присущ ряд принципов, устанавливающих общие правила проектирования и эффективного функционирования этой подсистемы в инновационном менеджменте:
Единство научно-технических, социальных и экономических задач развития.Осуществление инновационной деятельности предприятия направлено на достижение определенных экономических результатов, задач хозяйственного и финансового развития. Однако как социально-экономическая система ИП должно обеспечить комфортные социальные и психологические условия в коллективе для эффективной творческой деятельности.
Принцип научной обоснованностипланирования реализуется в условиях, когда оно базируется на учете законов и тенденций научно-технического и экономического развития, учитывает объективные условия и специфические черты конкретного предприятия.
Принцип доминирования стратегических аспектовв планировании вытекает из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности предприятия.
Комплексность планирования инноваций означает системную увязку всех разрабатываемых на предприятии планов. Требование комплексности означает необходимость учета в планировании инноваций следующих аспектов единства и полноты:
· стадий и этапов инновационных процессов;
· охвата функциональных элементов проектируемых комплексов;
· учета всех сфер и направлений инновационной деятельности.
Принцип бюджетной сбалансированностиреализуется составлением во всех сферах и на всех уровнях предприятия материальных, трудовых, финансовых, энергетических и прочих балансов.
Принцип гибкости и эластичности планированияинноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов. При этом гибкость планов характеризует их способность реагировать на проявление случайных факторов в инновационных процессах, учитывая слабые и сильные стороны предприятия, а также способность отражать риски и шансы, свойственные условиям рыночной экономики. Эластичность планирования проявляется в способности сохранять необходимые резервы даже при оптимальных решениях и предусмотреть плановые альтернативы.
Непрерывность планирования инноваций включает два аспекта:
· преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности;
· требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с имеющимися условиями и возникновением отклонений.
СИСТЕМА ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ИННОВАЦИЙ.
Система планирования инноваций на предприятиях включает комплекс различных планов, направленных на осуществление основных функций и задач планирования и взаимодействующих друг с другом. Наиболее существенными факторами, определяющими состав и содержание этого комплекса, выступают организационная структура и профиль инновационной деятельности предприятия, состав осуществляемых инновационных процессов, уровень кооперации при их проведении, масштабы и постоянство инновационной деятельности.
Виды планов различаются по целям, предмету, уровням, содержанию и периодам планирования (табл.3.3.).
Стратегическое планирование инновациями заключается в определении миссии организации на каждой стадии ее жизненного цикла, формирование системы целей деятельности и стратегии поведения на рынке инноваций. При этом проводят глубокие маркетинговые исследования, масштабные прогнозные разработки, оценки сильных и слабых сторон организации, рисков и факторов успеха.
Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей поиск и согласование наиболее эффективных путей и средств реализации плановой стратегии развития предприятия. Оно предусматривает формирование продуктово-тематического портфеля предприятия, разработку календарных планов, составление бизнес-планов по отдельным проектам, выполнение расчетов потребных ресурсов, средств и источников их покрытия и пр. Оперативное планирование инноваций имеет своей задачей реализацию потенциала организации в форме достигнутой прибыли, доходов, объемов реализации и др.
Таблица 3.3. Виды внутрифирменного планирования инноваций.
Признак классификации | Виды планирования |
Цель планирования | Стратегическое Оперативное |
Содержание планирования | Продуктово-тематическое Технико-экономическое Объемно-календарное |
Предмет планирования | НИОКР Производство Сбыт Снабжение Персонал Финансы |
Уровень планирования | Организация в целом Подразделение Проект Отдельный исполнитель |
Период планирования | Долгосрочное (более 5 лет) Среднесрочное (от 1 до 5 лет) Краткосрочное (до 1 года) |
Продуктово-тематическое планирование инноваций заключается в формировании перспективных направлений и тематики научных исследований и разработок, подготовке программ и мероприятий по обновлению продукции, совершенствованию технологии и организации производства на предприятии, а на производственной стадии инновационных процессов - разработка и оптимизация производственных программ предприятия и цехов.
Технико-экономическое планированиевключает расчеты материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения номенклатурно-тематических заданий, а также оценку экономических результатов и эффективности инновационной деятельности организации. Этот вид планирования включает финансовое планирование, составление бизнес-планов, бюджетное планирование и т.п.
Объемно-календарное планированиеинноваций заключается в: планировании объемов работ, загрузки подразделений и исполнителей, построении календарных графиков проведения работ по отдельным проектам и всей совокупности планируемых работ, графиков загрузки оборудования и исполнителей, распределении работ по отдельным календарным периодам.
Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальные фазы:
· Постановка задачи планирования: формирование цели, анализ проблемы.
· Разработка плана: поиск альтернатив, прогнозирование, оценка, принятие планового решения.
· Реализация плана: доведение решения до исполнителей, реализация планового решения, контроль, анализ отклонения.
Важное значение отводится формированию целей планирования, во время которого должны выполняться следующие общие требования: реальность целей, ясность формулировки цели, адресность, согласованность, ранжирование целей, их иерархическая структура, актуальность целей.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИННОВАЦИЙ.
В современных условиях, когда динамично и непредсказуемо изменяется внешняя среда организации, прогнозирование инноваций становится жизненно необходимым.
Прогноз –комплексная вероятностная оценка содержания, направлений и объемов будущего развития науки и техники в той или иной области. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Основная функция научно-технического прогнозирования заключается в поиске наиболее эффективных путей развития исследуемых объектов на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций их изменения. В системе управления прогноз обеспечивает решение следующих важнейших задач:
· определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозируемого объекта;
· оценка социальных и экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;
· определение мероприятий, необходимых для обеспечения каждого из возможных вариантов развития прогнозируемых объектов;
· оценка ресурсов, необходимых для осуществления намеченных программ мероприятий.
Прогноз сокращает количество вариантных проработок при формировании плана, повышает глубину и качество обоснования плана, формирует его конечные цели, определяет условия выполнения плана, моделирует возможные пути развития объекта, необходимые для их осуществления мероприятия и ожидаемые результаты. Таким образом, прогноз, прежде всего, служит для обоснования плановых решений. Однако прогнозные разработки могут использоваться и для определения возможных последствий выполнения или невыполнения плановых решений. Необходимость разработки различных видов научно-технических прогнозов предопределяется сложностью инновационной сферы как объектов управления.
С учетом широты тематических рамок и уровня разработки выделяют прогнозы:
· научно-технического развития страны и регионов;
· развития отдельных направлений науки и техники, а также решения межотраслевых научно-технических проблем;
· развития самостоятельных инновационных предприятий;
· развития отдельных видов техники, совершенствования элементов техники;
· изменения отдельных параметров и характеристик проектируемой техники и продуктов.
Все эти прогнозы связаны между собой отношениями подчиненности и образуют иерархическую систему прогнозирования, которая обеспечивает органическое сочетание прогностической деятельности на различных уровнях управления и по всем направлениям и областям науки и техники.
По глубине описания будущего прогноз значительно опережает объективные изменения, отражающие закономерности развития науки и техники. Чем раньше обнаружены те или иные тенденции в развитии прогнозируемого объекта, тем оперативнее и действеннее плановое руководство инновационной деятельностью в этой сфере.
В целях глубокого обоснования подготавливаемых планов развития науки и техники предусматривается разработка трех типов прогнозов:
· краткосрочные прогнозы (до 1 года);
· среднесрочные прогнозы (от 1 года до 5 лет);
· долгосрочные прогнозы (до 15 лет и более).
В новых, быстро развивающихся областях науки и техники периоды прогнозирования укорачиваются, а сами прогнозы обновляются чаще, чем в традиционных областях.
По возможности воздействия на будущее прогнозы делятся на активные и пассивные.
По степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные.
По способу представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные.