Методы контроля, регулировки и испытаний тяговых электрических аппаратов
Для проверки качества изоляции и технических данных все аппараты перед установкой на подвижной состав подвергают циклу производственных электрических испытаний и регулируют на срабатывание при определенных значениях тока или напряжения. В объем работ испытательной станции входят: внешний осмотр и общая проверка качества сборки аппаратов, испытание электрической прочности изоляции, проверка сопротивления изоляции и омического сопротивления катушек, регулировка развертки групповых аппаратов, регулировка аппаратов защиты и реле на заданный ток или напряжение срабатывания, проверка давления, притирания и разрыва контактов и другие проверки в соответствии с техническими условиями на испытание и регулировку аппаратов. Для проведения всех этих работ испытательную станцию оборудуют специальными стендами. В зависимости от назначения стендов на них устанавливают соответствующие крепежные приспособления для испытуемых аппаратов, приборы и выводы источников тока и напряжения, а при необходимости и сжатого воздуха (при испытании электропневматических аппаратов).
При внешнем осмотре опробуют: свободное перемещение подвижных частей, отсутствие заеданий и недопустимых люфтов, наличие необходимых зазоров между токоведущими элементами и деталями корпуса, наличие и затяжку крепежных деталей, состояние контактов и полноту их соприкосновения, работу механических блокировок и механизмов фиксации положений привода, качество внутреннего электрического монтажа, герметичность кожухов и т. д.
Закончив внешний осмотр аппарата, приступают к проверке его технических данных: разрыва, провала (притирания) и давления контактов, омического сопротивления катушек и т. д. Для замеров омического сопротивления используют измерительные мосты или метод амперметра —вольтметра. Разрыв и притирание контактов измеряют миллиметровой линейкой или штангенциркулем. Разрыв контактов определяют как минимальное расстояние между ними в свету при выключенном аппарате (расстояние а на рис. XIV.9), притирание —как расстояние, которое проходит подвижный 2 контакт от момента соприкосновения с неподвижным / до их полного замыкания (разность расстояний Ь — а). Для измерения давления контактов (начального в момент соприкосновения и конечного после полного замыкания) используют пружинные динамометры и листочек бумаги, который при определении начального давления контактов закладывают между упором и держателем подвижного контакта, а лри определении конечного давления — между самими контактами (рис. XIV.9, б). Давление контактов определяют как показание динамометра, при котором зажатая полоска бумаги легко освобождается. Усилие динамометра должно быть приложено перпендикулярно к плоскости касания контактов. При больших давлениях иногда применяют специальные тяги в сочетании с системой рычагов (рис.Х1У.9, в).
Большинство аппаратов характеризуется многозвенностью размерных цепей и сложной кинематикой. Поэтому большое значение имеют вопросы их правильной регулировки. У групповых аппаратов регулируют контакты и проверяют развертку. Под проверкой развертки понимают получение определенного порядка включения и выключения контакторных элементов, который вытекает из условий работы электрической схемы экипажа и задается градусной разверткой. Кроме того, при регулировке обеспечивается заданный разрыв, притирание и давление контактов, а также правильное положение контакторных элементов на основаниях, рейках и барабанах валов. Момент включения и выключения контакторных элементов при регулировке градусной развертки групповых аппаратов может меняться двумя способами: 1) изменением положения контакторного элемента, заменой его на другой или подбором контактов различной толщины и 2) изменением профиля или заменой шайб кулачкового вала. Первый способ является способом подбора контакторных элементов по кулачковому валу, а второй — способом подбора профиля шайб кулачкового вала по контакторным элементам. На ремонтных предприятиях обычно применяют первый способ. Развертку регулируют по лимбу. Моменты включения и выключения контактов определяют контрольной лампой, включенной в цепь тех или других контактов. Допустимые отклонения градусной развертки определяются видом ремонта. В малом ремонте эти отклонения допускают до 3°, в среднем и капитальном —до Г. После предварительной регулировки и проверки технических данных аппараты подвергают электрическим испытаниям и регулировке под током или напряжением. Сопротивление изоляции низковольтных аппаратов проверяют мегомметром на 500 в, высоковольтных— мегомметром на 1000 в. Минимальное сопротивление изоляции любого аппарата по нормам должно быть не ниже 1 Мом. Проверку электрической прочности изоляции производят в течение 1 мин переменным током промышленной частоты при напряжении 2100 в на тех же установках, что и электрических машин. Регулировку аппаратов на заданный ток или напряжение включения или отключения (в некоторых случаях — на то и другое), а электропневматических аппаратов на включение и отключение при заданных давлениях сжатого воздуха производят на специальных стендах. Все регулировки, в том числе высоковольтных аппаратов, производят обычно на низком напряжении. Для этого, например, все реле напряжения, работающие последовательно с добавочным сопротивлением от сети 550 в, регулируют на ток срабатывания, который определяют как отношение напряжения срабатывания, указанного в нормах, на полное сопротивление цепи (сопротивление катушки реле плюс величина добавочного сопротивления). Катушку реле подключают к регулируемому напряжению постоянного тока, а контакты — на контрольную лампу обычно к низковольтной сети переменного тока. В процессе регулировки проверяют и упорными регулировочными винтами устанавливают нормальный разрыв контактов (ближе к верхнему пределу), затем, плавно повышая напряжение, замечают показание амперметра, при котором реле срабатывает и своими контактами замыкает цепь контрольной лампы. Если ток срабатывания реле отличается от расчетного, регулировочным винтом увеличивают или уменьшают натяжение регулировочной пружины. Затем наблюдают притирание контактов. Когда окажется, что при включении реле контакты имеют недостаточное притирание или якорь неполностью притягивается к сердечнику, ослабляют отключающую пружину, а своевременного включения реле добиваются другими средствами, в частности уменьшением в пределах допусков первоначального магнитного зазора между якорем и сердечником. Если реле не поддается регулировке и в этом случае, меняют отключающую пружину на 'более мягкую и регулировку повторяют. Реле, для которых устанавливают и ток (или напряжение) включения, и ток (или напряжение) выключения, имеют обычно еще один регулировочный винт, которым регулируют зазор между сердечником и якорем в притянутом состоянии. Изменяя этот зазор, регулируют величину тока или напряжения отпадания реле.
Аппараты, рассчитанные на большие токи (автоматические выключатели, линейные контакторы), регулируют током от контактной сети через водяной реостат, от низковольтного двигатель-генератора или статического преобразователя постоянным током или переменным током от трансформатора. Недостатки первой схемы заключаются в ее повышенной опасности в связи с использованием высокого напряжения и сравнительно большом расходе электрической энергии, но она не требует специальных источников питания и позволяет проверить аппарат при полной разрывной мощности, т. е. в условиях, близких к эксплуатационным. Чаще используют схему испытаний с нагрузкой аппарата от низковольтного источника постоянного тока, так как она безопасна и более экономична. Хорошо зарекомендовала себя и схема регулировки сильноточных аппаратов на переменном токе от сварочного трансформатора с вторичным напряжением 60—70 в и регулирующим дросселем. Недостатком этой схемы является необходимость пересчета показаний амперметра с переменного на постоянный ток, так как при одинаковом натяжении регулировочной пружины аппарат срабатывает на постоянном токе при меньших токах, чем при переменном. Для такого пересчета можно пользоваться специально построенным графиком поправок.
Примером электропневматических аппаратов является регулятор давления. Автоматические регуляторы давления в процессе испытаний подвергают внешнему осмотру, электрическим испытаниям и регулировке. При осмотре проверяют отсутствие заеданий подвижной системы регулятора при включении и отключении от руки. Выключающий механизм должен действовать четко, обеспечивая мгновенный резкий разрыв контактов при переходе через нейтральное положение. Подключив регулятор давления к магистрали, проверяют утечку сжатого воздуха при давлении 0,8 Мн/м2 (8 кГ/см2). При наличии*утечки ее устраняют, подтягивая болты диафрагм. Замеряют омическое сопротивление дугогасительной катушки двойным мостом или по методу амперметра — вольтметра. Отклонения сопротивления не должны выходить за пределы от —5 до +8%. Электрическую прочность изоляции между токоведущими деталями регулятора и корпусом испытывают напряжением 3000 в переменного тока в течение 1 мин.
Для регулировки регулятор давления включают в схему испытательной станции на место АК2 через выключатель ВУ2 (см. рис. 9.13). Перед регулировкой проверяют пределы изменения давления выключения и давления включения. В настоящее время для подвижного состава городского электрического транспорта выпускают регуляторы давления типа АК-П. Упрощенная схема этого регулятора показана на рис. XIV.10. Здесь: 1 — неподвижный контакт, 2 — подвижный контакт, 3 — рычаг выключающего механизма (механизма свободного расцепления), 4 — пружина выключающего механизма, 5 — резиновая диафрагма, 6 — шток, 7— главная пружина, 8 — винт для регулировки давления выключения, 9 — винт для регулировки разрыва контактов (давления включения). В регуляторах АК-П предусмотрена раздельная регулировка давлений выключения и включения. Давление выключения регулируют головкой винта 8 в пределах 0,3—0,9 Мн/м2 (3—9 кГ/см2): при полностью ослабленной пружине 7 регулятор должен выключаться при давлении 0,3 Мн/м2 (3 кГ/см2), а при полностью ввернутом винте 8 — при давлении 0,9 Мн/м2 (9 кГ/см2). После этой проверки регулируют номинальное давление выключения регулятора [0,65 Мн/м2 (6,5 кГ/см2) для троллейбусов, 0,55—0,6 Мн/м2 (5,5—6 кГ/см2) для вагонов трамвая] и головку винта 8 пломбируют. Давление включения регулируют винтом 9, который позволяет изменять раствор контактов регулятора, последний должен быть 5-М5 мм. Величина разрыва контактов определяет разность между давлениями включения и выключения (перепад давлений), который при растворе контактов, равном 15 мм, должен составлять 0,18—0,21 Мн/м2 (1,8—2,1 кГ/см2), а при растворе 5 мм — не более 0,14 Мн/м2 (1,4 кГ/см2). Определив пределы перепада давлений при максимальном и минимальном растворе контактов, регулируют его так, чтобы получить требуемое давление включения регулятора [0,5 Мн/м2 (5 кГ/см2)], а затем законтривают винт 9 контргайкой и заливают эмалью ГФ-92-ХК. При этой регулировке нужно стремиться получить максимальный разрыв контактов, так как это улучшает условия дугогашения. Для получения правильных результатов регулировки давление воздуха нужно поднимать и снижать не быстрее, чем на 0,1 Мн/м2 (1 кГ/см2) за 15 сек. При несоблюдении этого условия регулировка может оказаться неправильной.
После регулировки проверяют давление контактов регулятора, которое должно быть 45 ±
±5 н (4,5±0,5 кГ), и дугогашение. Испытание на дугогашение проводят при длительном токе 5±0,2 а. Оно состоит в 15-кратном включении и выключении регулятора. Регулятор считают выдержавшим испытание, если при разрыве цепи двигатель-компрессора не наблюдается электрической дуги между контактами регулятора и на них нет следов подгара.