Гидравлические и пневматические испытания
Этим видам испытаний подвергают в основном трубопроводы и резервуары сжатого воздуха. Испытания сжатым воздухом при высоком давлении опасны из-за возможности взрыва и поэтому их разрешается проводить только в присутствии инспектора котлонадзора с применением специальных мер безопасности. Без применения специальных мер безопасности разрешается проводить испытания сжатым воздухом при давлении не более 0,1 Мн/м2 (1 кГ/см2). Поэтому испытаний сжатым воздухом стремятся избегать. В отличие от них, гидравлические испытания безопасны. Этим испытаниям подвергают резервуары сжатого воздуха подвижного состава трамвая и троллейбуса при давлении 1,2 Мн/м2 (12 кГ/см2). Во время испытания, которое продолжается 3 мин, сварные швы остукивают легкими ударами молотка. Резервуар считают выдержавшим испытания при отсутствии течи и «слезок» — мелких просочившихся капель воды. Места течи обводят мелом и после прекращения испытаний исправляют (вырубают с последующей заваркой). После исправления резервуар проходит повторные испытания. Для гидравлических испытаний применяют простейшие гидравлические прессы с насосами пневматического или ручного действия. После гидравлических испытаний резервуары подвергают испытанию сжатым воздухом при давлении 0,72 Мн/м2 (7,2 кГ/см2) (давление срабатывания предохранительного клапана на вагоне). Кроме того, трубопроводы вместе с резервуарами и пневматическими приборами проверяют на утечку сжатого воздуха при давлении 0,6 Мн/м2 (6 кГ/см2). Для проверки на утечку места соединений обмыливают. Утечку сжатого воздуха обнаруживают по появлению пузырьков воздуха.
К гидравлическим испытаниям относят также испытания различных резервуаров (картеров редукторов, корпусов букс и др.) на плотность и отсутствие трещин. При этих испытаниях поверхность емкости покрывают водным раствором мела и высушивают, а внутрь ее наливают керосин. Пористость и трещины обнаруживают по выступившим на меловой обмазке пятнам просочившегося керосина.
Испытания изоляции
В настоящее время нет эффективных производственных методов испытания изоляции. Наиболее общими электрическими испытаниями изоляции являются проверка ее сопротивления и диэлектрической прочности, причем оба эти параметра зависят от целого ряда факторов и их количественная величина не позволяет сделать надежных выводов о качестве изоляции. Тем не менее оба эти метода испытания изоляции являются основными. Измерения сопротивления изоляции дают возможность обнаружить сквозные проводящие дорожки — следы перекрытий изоляции по ее объему или поверхности, повышенное увлажнение. Однако даже при наличии в изоляции значительных механических повреждений (трещин, проколов и т. д.) ее сопротивление может быть весьма высоким в то время, как, например, увлажнение поверхности, допустимое с точки зрения общего состояния изоляции, может быть причиной ее низкого сопротивления. Поэтому измерения сопротивления изоляции дополняют испытаниями ее диэлектрической прочности высоким напряжением.
Сопротивление изоляции измеряют мегомметрами или методом вольтметра. Для измерений сопротивления изоляции аппаратов и машин низковольтных цепей управления используют мегомметры на 500 в, для измерений сопротивления изоляции аппаратов и машин высоковольтных силовых цепей — мегомметры на 1000 в. Измерения производят при снятом напряжении; проверяют сопротивление изоляции отдельных аппаратов и машин, а также отдельных цепей электрической схемы по отношению к земле и друг к другу. При проверке сопротивления изоляции электрической проводки от нее отключают аппараты, приборы и машины.
При измерении сопротивления изоляции методом вольтметра проверяемые обмотки подключают обычно к напряжению контактной сети, а сердечник — к минусовому проводу контактной сети или земле через вольтметр с известным сопротивлением RB. Сопротивление изоляции обмотки (Мом)
R = RB(U/UB-l)W~e,
где U и UB —соответственно напряжение сети и показание вольтметра.
Электрическую прочность корпусной изоляции электрических цепей, аппаратов и тяговых двигателей проверяют переменным током промышленной частоты от повысительного трансформатора 220/3000 в мощностью не менее 2 ква. Трансформатор подключают к сети переменного тска 220 в двухполюсным рубильником и магнитным пускателем через автотрансформатор, который позволяет повышать испытательное напряжение плавно от нуля до расчетной величины. По требованиям техники безопасности испытания электрической прочности изоляции производят в специальной камере, дверь которой должна быть сблокирована с магнитным пускателем. Блокировка двери представляет собой контакт, который замыкается только при закрывании двери. Кроме того, дверь камеры часто дополнительно механически блокируется с заземляющим разъединителем. Испытательное напряжение измеряют обычно на стороне низкого напряжения вольтметром с учетом коэффициента трансформации.
Техника испытания электрической прочности корпусной изоляции состоит в следующем. Щупы высоковольтных выводов трансформаторов присоединяют к выводам обмотки и корпусу испытуемого объекта. Напряжение повышают плавно от нуля до испытательного, выдерживают 1 мин, затем плавно снижают до нуля. Трансформатор отключают и отсоединяют щупы. На пробой изоляции указывает резкое падение напряжения во вторичной обмотке трансформатора. Для ограничения тока при пробое в цепь щупов включают буферное сопротивление и иногда амперметр, который может служить индикатором вместо вольтметра.
Для испытания электрической прочности междувитковой и меж-слойной изоляции обмоток применяют различные устройства и приборы, определяемые конструкцией обмоток. Наиболее эффективным прибором для испытания междувитковой изоляции является аппарат СМ-ВЭИ (рис. XIV.5), который представляет собой генератор импульсов высокой частоты с крутым фронтом волны, питающийся от сети переменного тока 127 или 220 в промышленной частоты. Высокая крутизна фронта импульсов обеспечивает междувитковое напряжение до 500 в, достаточное для пробоя слабой изоляции. Принцип действия аппарата основан на сравнении полного сопротивления двух одинаковых обмоток или двух одинаковых частей одной обмотки. Схема аппарата (рис. XIV. 5, б) обеспечивает попеременную передачу импульсов в обе сравниваемые обмотки, которые дают изображение на экране электроннолучевой трубки. Если обе обмотки совершенно одинаковы, то кривые 1 от обеих импульсов на экране трубки сливаются в одну линию (схема г). Если же одна из обмоток имеет дефект, то импульсы будут различны и на экране появятся две линии 2. Каждому дефекту (витковое замыкание, обрыв, неправильное соединение концов секций, плохая пайка обмотки в петушках коллектора и др.) будет соответствовать своя форма кривых, что позволяет определить характер неисправности обмотки.
Для контроля якорных обмоток применяют универсальные приспособления с тремя электродами (рис. XIV.5, в). Электроды устанавливают на коллекторе якоря и прижимают к нему пружинами. Настройку приспособления для проверки якорей с коллекторами разных диаметров производят, перемещая электроды в их держателях, причем расстояние между крайними электродами всегда остается
Рис. XIV.5. Аппарат СМ-ВЭИ и приспособление к нему для испытания на между-витковое замыкание обмотки якоря:
■а — общий вид аппарата (/ — экран электроннолучевой трубки; 2 — ручка регулировки напряжения, подаваемого на испытуемые обмотки; 3— ручка настройки резкости изображения на экране трубки; 4 — выключатель развертки луча на экране трубки; 5— выключатель анодного напряжения; 6 — выводы к пластинам времени; 7— выключатель синхронного двигателя переключателя; 8 — выводы к пластинам явления; 9 — заземление; 10 — ручка емкости Ср для устранения естественной несимметрии испытуемых обмоток; И — шнур с вилкой для включения прибора в питающую сеть переменного тока), б — упрощенная схема аппарата (ГИ — генератор импульсов; ЭТ — электроннолучевая трубка; ЙО — испытуемая обмотка; Я— накал трубки; СП — синхронный переключатель; Сф — конденсатор-фильтр; Ср— конденсатор настройки; ПВ — пластины времени; ПЯ — пластины явления; Э — экран трубки); в — приспособление для контроля якорных обмоток; г — характер кривых на экране электроннолучевой трубки (/ — при отсутствии витковых замыканий; 2— при замыкании одного витка; 3 — при коротком замыкании обмотки)
равным полюсному делению. При проверке обмотки импульсы даются поочередно от среднего электрода к каждому из крайних.
Испытания на междувитковые замыкания катушек полюсов тяговых двигателей в малом ремонте производят без выемки из остова (рис. XIV.6). Выводные кабели катушек подключают к вторичной обмотке трансформатора 220/36 е. Индуктивную катушку 1 с подсоединенным к ней вольтметром 2 подносят поочередно к полюсам испытуемых катушек. О наличии повреждений в катушках судят по показаниям стрелки вольтметра: при междувитковых замыканиях показание вольтметра уменьшается вследствие размагничивающего действия короткозамкнутых витков, а при полном закорачивании катушки стрелка вольтметра устанавливается на нуль. Эффективность этого метода испытании невелика вследствие малости создаваемых междувитковых напряжений па переменном токе промышленной частоты.
Испытания на междувитковые замыкания снятых катушек производят па трансформаторе (рис. XIV. 6, б). Ярмо трансформатора состоит из неподвижной части 2, поворотной верхней части 4 и сменного сердечника 7, который изготовляют нескольких размеров для
испытания катушек различных типов. Для установки испытуемой катушки 8 в трансформатор его верхнюю часть 4 поднимают за рукоятку 6, поворачивая вокруг шарнира 3. Катушка / трансформатора состоит из двух секций, подключенных к зажимам а и б переключателя 5, что позволяет выдержать порядок испытания, предупреждающий короткое замыкание трансформатора при коротком замыкании испытуемой катушки. Вначале переключатель 5 ставят в положение а. При этом первичный магнитный поток в трансформаторе создается только одной секцией катушки и ток, потребляемый из сети, невелик даже при глухом коротком замыкании испытуемой катушки. Если же последняя не имеет замкнутых витков, стрелка амперметра А будет находиться около нуля. В этом случае переключатель устанавливают в положение б и в ярме создается большой магнитный поток, позволяющий обнаружить замкнутые витки. О наличии замкнутых витков судят по разности показаний амперметра при включении трансформатора без испытуемой катушки и с последней. При отсутствии витковых замыканий оба показания амперметра будут одинаковы, а при наличии замыканий — второе показание намного больше первого. Эффективность испытаний на трансформаторе при питании от сети переменного тока промышленной частоты мала по той же причине малости создаваемых в катушке междувитковых напряжении.
Для испытаний на междувитковое замыкание обмотки якоря тяговых двигателей часто используют седлообразные электромагниты. Седлообразный электромагнит (рис. XIV.7) имеет два полюсных наконечника / и 4, установленных на опорной конструкции 7. Один из них выполняют иногда передвижным. Якорь 3 устанавливают на роликах 2 конструкции 7. Катушка 6 электромагнита питается от генератора переменного тока с частотой 500—1000 гц и создает переменный поток Ф, пронизывающий якорь. При наличии в якоре короткозамкнутой секции С в ней индуцируется ток и создается поток Фп, замыкающийся через пазы, в которых находятся стороны
секции С. Замыкая поочередно соседние зубцы стальной пластинкой 10 или электромагнитом 9 с измерительной обмоткой, подключенной к милливольтметру или телефону, обнаруживают короткозамкнутую секцию в первом случае по дребезжанию стальной пластинки, а во втором случае — по показанию милливольтметра или появлению звука в телефоне Т. Во время проверки якорь 3 легко проворачивается от руки па роликах 2. При настройке установки для проверки якорей другого диаметра используют винт 5, которым сдвигают или раздвигают полюсные наконечники 1 и 4, и муфты 8, которыми регулируют установку якоря по высоте и зазор между якорем и полюсными наконечниками. Достоинством электромагнита является возможность точно найти короткозамкнутую секцию, по пропускная способность его невелика. Кроме того, для питания электромагнита требуется источник повышенной частоты, так как при питании от сети промышленной частоты э. д. с, индуцируемая в секциях, недостаточна для уверенных заключений о состоянии обмотки.