Лекция №8. РЕМОНТНЫЕ МАСТЕРСКИЕ И ЗАВОДЫ

8.1. Общие требования проектирования и методика рационального размещения депо и РБ ПС

Проекты трамвайных и троллейбусных депо и ремонтных баз, как правило, составляют для двух очередей строительства: первой – при организации транспорта и второй – при расширения предприятия. В соответствии с этими требованиями выбирают площадь земельного участка и его местоположение в городе или населенном пункте.

Первую очередь строительства рассчитывают на 50 - 60 и редко 100 единиц подвижного состава. Количество подвижного состава для второй очереди строительства депо определяется технико-экономическим обоснованием полного развития предприятия.

При проектировании депо для вновь организуемого хозяйства ГЭТ обычно считают, что в течении 3 – 5 лет оно должно самостоятельно проводить и техническое обслуживание и все виды ремонтов подвижного состава, т.е. должно быть объединено с ремонтной базой. При последующей реконструкции или расширении хозяйства может возникнуть необходимость постройки нового депо, ремонтных мастерских или ремонтного завода.

Вопросы размещения трамвайных и троллейбусных депо и ремонтных баз решают в соответствии с технико-экономическими соображениями. Земельный участок при наличии в городе или населенном пункте одного депо выбирают в районе наиболее мощной жилой зоне или поблизости к ней по тем соображениям, что с утра, когда начинается движение транспорта, пассажиропотоки направлены из жилых зон к промышленным предприятиям, обычно находящимися на периферии, а вечером в конце работы городского транспорта – от периферии к жилым зонам.

При наличии в городе или населенном пункте двух или более депо их размещение должно быть таким, чтобы каждый маршрут был привязан не менее чем к двум депо. В крупных городах при большом количестве депо нулевые пробеги подвижного состава не оказывают значительного влияния на себестоимость перевозок, так как с началом движения утром пассажиры начинают пользоваться подвижным составом уже на нулевом рейсе до прибытия его на конечный пункт. Поэтому некоторое удаление депо от густонаселенных районов вполне допустимо, тем более что получение достаточной площади земельного участка в населенном районе города для депо не всегда возможно.

Размещение обособленных ремонтных баз (ремонтных мастерских или заводов) обычно производится на периферии с учетом возможности связи этих ремонтных предприятий с депо и железнодорожными станциями для удобства транспортировки ремонтируемого подвижного состава.

Ремонтные базы, предназначенные для обслуживания нескольких транспортных предприятий, называют районными. Такие базы располагают в центре или вблизи от обслуживаемых ими предприятий-заказчиков в расчете на минимальную стоимость транспортировки ремонтируемого подвижного состава.

8.2. Общие положения, исходные данные и схема проектирования депо и РБ

Проектирование новых и реконструкцию существующих депо и ремонтных баз ПС осуществляют по правилам проектирования промышленных производственных зданий и производят в две или три последовательно выполняемые стадии: техническое задание, технический проект и разработка рабочей документации. В настоящее время, как правило, все проекты трамвайных и троллейбусных депо и ремонтных мастерских выполняют в две стадии, они состоят из расширенного технического задания и рабочей документации.

Разработку проектов депо, РМ и РЗ производят специальные проектные институты по договорам с заказчиками. Заказчик выдает проектной организации техническое задание на проектирование, в котором приведены исходные данные.

Исходными данными являются:

1) назначение проектируемого сооружения, типы и инвентарное количество подвижного состава, подлежащего техническому обслуживанию и ремонту по очередям строительства;

2) коэффициент использования подвижного состава;

3) эксплуатационная скорость;

4) среднесуточное число часов работы подвижного состава на линии;

5) среднесуточный и среднегодовой пробег единицы подвижного состава;

6) кооперирование депо или ремонтных мастерских с другими

промышленными предприятиями по вопросам ремонта и

изготовления запасных частей и агрегатов;

7) местоположение и территория земельного участка проектируемого объекта;

8) организационное место объекта в системе хозяйства заказчика и

9) особые требования или замечания к проектируемому объекту.

Техническое задание и технический проект объекта состоят из:

1) технико-экономического обоснования;

2) технологической части;

3) архитектурно-строительной части;

4) санитарно-технической части;

5) энергетической части;

6) генерального плана с путями и дорогами;

7) сметно-финансовой части.

Задача технического задание – выявление технической возможности и экономической целесообразности проектирования объекта в намеченном месте, правильности выбора источников снабжения и определение стоимости объекта по очередям строительства.

Технический проект составляют на основе утвержденного технического задания. В нем разрабатывают технологические процессы, уточняют выбор технологического оборудования и принятые для него площади, уточняют стоимость строительства и технико-экономические показатели проектируемого объекта.

Состав технического задания:

1) обоснование необходимости постройки объекта и места его в хозяйстве с приложением выкопировки из плана города в масштабе 1 : 10000 – 1 : 20000 и нанесением на нем проектируемого объекта;

2) установление номенклатуры выполняемых проектируемым объектом работ и расчет потребной производственной программы или эксплуатационного плана;

3) установление основ технологического процесса производства и норм затрат времени при данном технологическом процессе;

4) установление режима работы по отдельным участкам;

5) определение состава объекта и функций отдельных участков;

6) расчет фондов рабочего времени по персоналу и оборудованию;

7) ориентировочное определение оборудования объекта;

8) ориентировочный расчет потребности в рабочей силе и штате объекта;

9) разработка организационной структуры предприятия;

10) разработка технологической планировки производственных зданий с указанием основных габаритов и с учетом внутреннего транспорта;

11) приближенный расчет площадей отдельный помещений;

12) разработка принципиальной схемы планировки объекта на участке с указанием расположения всех производственных и вспомогательных сооружений с ориентацией по странам света и нанесением горизонталей, розы ветров, границ, транспортных путей, существующих магистралей водоснабжения, канализации, электросети и пр.;

13) определение потребных размеров земельного участка;

14) обоснование правильности выбора земельного участка с указанием его местоположения и габаритов, характеристики с точки зрения существующей и проектируемой застройки смежных участков, сноса существующих строений и пр.; характеристики грунта и условий залегания грунтовых вод на основе гидрогеологических исследований и геологических разрезов, характеристики участка с точки зрения метрологических и санитарно-гигиенических данных;

15) разработка эскизных проектов проектируемых зданий;

16) описание конструкций проектируемых зданий с определением их основных размеров и материалов;

17) решение основных вопросов по электроснабжению, Отоплению, вентиляции, водоснабжению, противопожарным устройствам и т.д.;

18) составление сметно-финансового расчета потребных капиталовложений на строительство объекта;

19) составление основных технико-экономических показателей по проектируемому объекту;

20) документы, подтверждающие согласование проектного задания с заинтересованными организациями.

Техническое задание выполняют в виде чертежей и расчетно-пояснительной записки с таблицами, сводными ведомостями и графиками. В состав чертежей технологической части технического задания входит план проектируемого объекта с технологической планировкой отдельных цехов и помещений и генеральный план. Масштабы чертежей выбирают так, чтобы изображаемые предметы на них были четко видны.

В состав технического проекта входят:

1) разработка технологических процессов по всем видам работ, но без составления операционных карт;

2) расчет технологического оборудования и численности рабочего персонала в соответствии с разработанными технологическими процессами и производственной программой объекта;

3) составление рабочих графиков на производственные процессы с установлением состава бригад и цехов;

4) расчет штаба объекта, включая инженерно-технический, счетно-конторский, производственный, вспомогательный и обслуживающий персонал;

5) определение расхода основных материалов, топлива, электроэнергии и т. п. на производственные, бытовые и подсобные нужды;

6) расчет и разработка систем отопления, вентиляции, водотоков, канализации и т.п.;

7) расчет площадей производственных и др. помещений, с указанием размеров, размещением оборудования и вспомогательных устройств;

8) расчет и разработка энергетических устройств;

9) расчет и проектирование контактной сети;

10) расчет и проектирование устройств связи и сигнализации;

11) разработка специальных устройств;

12) расчет и проектирование средств внутреннего транспорта и всех путей и дорог на территории предприятия;

13) расчет и проектирование строительной части зданий и сооружений с их конструктивным и архитектурным оформлением;

14) полная разработка генерального плана в горизонталях с нанесением всех зданий, сооружений, коммуникаций и т. п.

15) разработка и проектирование мероприятий по благоустройству и озеленению;

16) составление генеральной сметы на строительство объекта и технических смет по каждому элементу в отдельности;

17) разработка проекта организации строительных и монтажных работ;

18) документальные материалы по утверждению проектного задания.

В состав рабочей документации входят:

1) чертежи по технологической части проекта;

2) спецификация технологического оборудования;

3) пояснительная записка к чертежам нестандартного оборудования и изменениям, внесенным в утвержденный проект.

Рабочую документацию, как правило, утверждает ответственный руководитель проектной организации.

8.3. Нормы и технические требования на проектирования депо и ремонтных баз

При разработке проектов депо и ремонтных баз подвижного состава городского электротранспорта руководствуются: нормами проектирования производственных зданий и промышленных предприятий; санитарными нормами; противопожарными нормами; габаритными нормами; техническими условиями и нормами проектирования трамвайных и троллейбусных депо, ремонтных мастерских и заводов, Правилами технической эксплуатации трамваев и троллейбусов и Правилами техники безопасности на городском электрическом транспорте.

Согласно требованиям и противопожарным нормам проектирования, между отдельно расположенными зданиями должны соблюдаться соответствующие противопожарные разрывы. Склад горюче-смазочных материалов площадью более 50 м2 должен быть выделен в отдельное помещение. Помещения аккумуляторной, регенерации масел, маслораздаточной и малярной при пульверизационном способе окраски должны иметь вытяжную принудительную вентиляцию с электродвигателями во взрывобезопасном исполнении.

В соответствии с санитарными нормами и требованиями при расчете отопления должны быть обеспечены температуры не ниже: во всех производственных помещениях и мастерских 16º С; в малярной при естественной сушке окраски 20º С; кузнице, термической, закрытой стоянке подвижного состава 5º С.

Во всех помещениях с вредными выделениями (гальваническая, аккумуляторная, пластмассовая, кузнечно-рессорная и др.) необходимо предусматривать принудительную вентиляцию.

Наши рекомендации