Контроль за работой подвижного состава на линии, линейный ремонт и скорая техническая помощь

Трамвайные вагоны и троллейбусы, выпущенные на линию, находятся в распоряжении службы движения ТТУ, а водители и кондукторы подчинены линейным работникам службы движения. Исключения составляют Москва, Санкт-Петербург и другие города, где поездные бригады находятся в штате депо и на линии подчиняются работникам движения только оперативно.

Служба движения обеспечивает оперативный контроль бесперебойной работы подвижного состава на линии, соблюдение расписания движения и ведет наблюдение за состоянием подвижного состава на линии.

Главную роль в этом наблюдении играет водитель, от ухода и работы которого зависит работоспособность подвижного состава на линии и безотказность движения.

Чтобы повысить ответственность за качество работы и сохранность подвижного состава, за водителями закрепляют определенный вагон, поезд или троллейбус. За одним поездом или троллейбусом закрепляют три водителя (при трехсменной работе), один из водителей назначается старшим.

При таком закреплении водитель имеет возможность достаточно хорошо изучить особенности работы отдельных узлов и агрегатов поезда и при малейших отклонениях своевременно сделать заявку линейному слесарю или записать в книгу поезда.

Некоторые дефекты в оборудовании подвижного состава при техническом обслуживании не всегда могут быть выявлены визуальным осмотром, а обнаруживаются лишь во время движения на линии под нагрузкой. Поэтому наблюдение водителя позволяет своевременно заметить неисправность и сделать соответствующую заявку об исправлении. Кроме того, снижение износа деталей в значительной степени предопределяется бережным отношением к подвижному составу в процессе работы его на линии, что также зависит от опыта и поведения водителя.

В процессе работы подвижного состава на линии водитель должен обращать внимание на регулировку тормозной системы, равномерный износ бандажей колесных пар и шин троллейбусов, утечку в пневматической системе сжатого воздуха, достаточную смазку трущихся частей, состояние крепления узлов и агрегатов, работу токоприемников и т. п.

Наблюдение водителя за тормозной системой дает возможность обеспечить надежное торможение, уменьшить износ тормозных колодок и удельное сопротивление движению.

Обнаружение неравномерного износа бандажей колеса или шин позволяет произвести внеплановую кантовку колесных пар или тележек и перестановку колес на троллейбусе. Устранение сжатого воздуха дает возможность улучшить работу компрессора и продлить срок его работы, а также уменьшить число случаев замерзания конденсата в пневматической системе подвижного состава. Своевременное крепление агрегата или узла предотвращает его повреждение, а иногда предупреждает аварию не только агрегата, но и подвижного состава.

Кроме наблюдения за работой подвижного состава, водитель должен изучить контактную сеть, рельсовые пути или состояние дорожного покрытия на своем маршруте. Своевременное обнаружение неисправности контактной сети, рельсовых путей и дорожного покрытия (просадка пути или дорожного покрытия, выбоины на дороге, лопнувшие или плохо скрепленные стыки и т. д.), позволяет водителю сделать соответствующую заявку для своевременного исправления замеченной неисправности.

Для исправления мелких неисправностей на трамвайных вагонах и троллейбусах водители имеют необходимый набор материалов, запасных частей и инструмента. Эти запасные части и инструмент хранятся в специальном ящике, на котором масляной краской написан номер вагона и троллейбуса, прикрепленного к водителю. Вместе с рукоятками управления он передается в кладовую при сдаче подвижного состава в депо.

Кроме водителя, за работой подвижного состава на линии наблюдают оперативные работники службы движения (начальники маршрутов и линейные контролеры), по указанию которых подвижной состав может быть снят с линии, если он не отвечает требованиям правил технической эксплуатации трамваем и троллейбусов.

Линейный ремонт

Под линейным ремонтом подразумевают устранение мелких неисправностей подвижного состава, обнаруженных в процессе его работы на линии.

По своему характеру линейный ремонт относится к мелкому случайному ремонту, аналогичному заявочному, не требующему подъемки кузова вагона или троллейбуса. Для производства линейного ремонта трамвайных вагонов и троллейбусов предусматриваются линейные ремонтные пункты, которые организуются на конечных станциях маршрутов. На трамвайном ремонтном пункте укладывают запасной рельсовый путь, а на троллейбусном отводят площадку для установки ремонтируемого подвижного состава. При обслуживании линейным ремонтным пунктом до 50 поездов на нем работает один слесарь в смену. При обслуживании линейным ремонтным пунктом свыше 50 поездов на нем работает по два линейных слесаря в смену. При нескольких линейных ремонтных пунктах один из линейных слесарей назначается бригадиром, в обязанности которого входит снабжение линейных ремонтных пунктов инструментом, запасными частями и материалами, а также инструктаж и контроль за работой линейных слесарей.

Линейный ремонтный пункт обслуживает слесарь не ниже 4-го разряда, имеющий навыки слесарных и электромонтажных работ и знакомый со всеми видами оборудования ремонтируемого им подвижного состава. Для линейного ремонтного пункта на конечной станции выделяется комната площадью 10-12 м2, которая должна иметь телефонную связь с диспетчерской и депо. Помещение линейного ремонтного пункта оборудуется слесарным верстаком с тисками, стеллажом для запасных частей и деталей, шкафом для материалов, письменным столом. В этом помещении хранятся различного рода приспособления для ремонта и по комплекту слесарного и электромонтажного инструмента.

Линейный слесарь устраняет неисправности на подвижном составе не только по заявкам водителей, но и замеченные им самим. Если на выполнение линейного ремонта требуется не более 3 мин., слесарь, устраняя неисправности, не отмечает ее в книге ремонта. В этом случае кратковременная задержка подвижного состава на конечной станции не фиксируется как простой.

Линейный ремонт продолжительностью от 3 мин. до 1 ч. Линейный слесарь записывает в книгу линейного ремонта с отметкой времени простоя подвижного состава в ремонте. Если линейный слесарь обнаружил неисправность, для устранения которой требуется более продолжительное время или необходима подъемка кузова, он сообщает об этом диспетчеру и получает от него разрешение на отправку неисправного подвижного состава в депо. В суточном рапорте линейного слесаря, который ежедневно по окончании работы подвижного состава отправляется им в депо, особо отмечаются номера вагонов или троллейбусов, подлежащих ремонту в депо. Случай, когда слесарь на исправление неисправности затратил более 1 ч., расценивают не как простой в линейном ремонте, а как возврат в депо.

При линейном ремонте по заявкам водителей наиболее часто встречаются следующие работы:

1) для трамвайных вагонов: регулировка тормозной системы, смазка крана машиниста, тормозного крана или крана управления дверями; добавление смазки в наружно-осевые буксы, компрессор или редуктор; устранение утечки сжатого воздуха через междувагонный рукав; отогревание конденсата в пневматической системе; ремонт дверных механизмов с электрическим и пневматическим приводами; прочистка шнурового бандажа тягового электродвигателя; замена угольных щеток электрических машин; замена губки или блокировка контактора; замена контакторного элемента в контроллере управления; замена контактов в реверсоре; правка дуги токоприемника и его регулировка; запиловка контактной вставки токоприемника; устранение неисправностей в цепях освещения, отопления, сигнализации, радиофикации; зачистка коллекторов электрических машин; замена сгоревших электрических ламп и др.;

2) для троллейбусов: замена угольной контактной вставки, закрепление или замена головки токоприемника; закрепление или протяжка штангового провода; правка штанги или замена пружины токоприемника; добавление масла в компрессор или редуктор; замена колеса; закрепление поручня или дивана; регулировка дверного механизма; замена крана управления дверями; замена тормозной камеры; замена ступицы или полуоси; закрепление клеммы реостатов; замена губки или блокировки контактора; проверка секвенции; замена аккумуляторов; замена сигнала звонка, кнопки, угольных щеток в электрических машинах; зачистка коллектора электрических машин; отогревание конденсата в пневматической системе; регулировка механического тормоза, устранение утечки сжатого воздуха; замена сгоревших электрических ламп; исправление цепей освещения, отопления. сигнализации, радиофикации и др.

Скорая техническая помощь

Под скорой технической помощью подразумевают работы по восстановлению нарушенного на линии движения, связанного с потерей способности подвижного состава к самостоятельному передвижению. Задачей скорой технической помощи является срочный ремонт подвижного состава или эвакуация его в депо. Особой четкости требует организация скорой технической помощи для подвижного состава рельсового транспорта, так как при остановке на линии неисправного трамвайного поезда нарушается все движение остальных поездов на данном маршруте или районе движения. Поэтому для срочной ликвидации задержек и движении должны быть созданы такие средства, с помощью которых в кратчайшее время можно восстановить нарушенное движение.

Техническими средствами скорой помощи являются всякого рода подъемные, тяговые и другие приспособления и механизмы, специальный и обычный инструмент, отдельные запасные части и детали. В примерный комплект такого оборудования входят: домкраты ручные или гидравлические специальные- реечные до 30 кн. и бутылочные- до 50кн. тележки для транспортировки вагонов с неисправной колесной парой, обрезки шпал длиной до 0,5 м. лопаты, ломы, цепи и тросы, набор слесарного инструмента и другое оборудование.

Набор механизмов, приспособлений и инструмента производится в соответствии с работами, выполняемыми на линии при оказании подвижного составу скорой технической помощи. Ручные и гидравлические домкраты применяют при подъемке кузова в случаях схода вагона с рельсов и при поломке оси колесной пары.

Для эвакуации трамвайных вагонов с поломанной осью с линии в депо применяется специальная двухколесная тележка с диаметром колес 130 мм. В стальном сварном корпусе тележки в верхней части ее сделана сферическая выемка по радиусу, соответствующему диаметру колеса эвакуируемого вагона с выемкой для реборды.

Наиболее часто встречающимися неисправностями и происшествиями , при которых оказывается скорая техническая помощь подвижному составу является:

для трамвайных вагонов: поломка оси колесной пары, соскакивание бандажа с колесного центра, ослабление колесного центра на оси, заедание в шестеренной передаче редуктора и в подшипниках качения тягового электродвигателя, поломка рамы тележки, поломка рессоры, сход вагона с рельсов, наезды и столкновения вагонов с вагонами или другими видами транспорта;

для троллейбусов: неисправности рулевого механизма, большие токи утечки, повреждения тягового электродвигателя, поломки рессоры, поломка штанги токоприемника, повреждения карданного вала, наезды и столкновения.

Скорая техническая помощь должна быть оказана неисправному вагону или троллейбусу в кратчайшее время. Для срочного выезда на место происшествия для скорой технической помощи в трамвайных депо используют специальную автомашину типа АТ-2М на базе грузового автомобиля ГАЗ-53. Машина имеет закрытый кузов, внутри которого установлен слесарный верстак с тисками, специальные и обычные стеллажи и ящики с запасными частями и инструментом.

Для скорой технической помощи троллейбусов используется специальная автомашина типа АБ-2. В ее кузове устанавливают слесарный верстак с тисками, стойку для троллейбусных колес, специальные стеллажи и ящики для запасных частей и инструмента.

Скорая техническая помощь обслуживается квалифицированными слесарями под руководством бригадира или мастера, которые подчиняются начальнику вагонного отделения трамвайного депо или начальнику цеха эксплуатации троллейбусного депо.

Пункт скорой технической помощи располагают с таким расчетом, чтобы автомашина после вызова ее по телефону могла прибыть на место происшествия через 15-20 мин., не позднее.


Наши рекомендации