Понятия надежности и долговечности
По принятой терминологии надежностью называют свойство конструкции, обусловленное ее безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью. При этом под безотказностью понимают свойство конструкции непрерывно (без отказов) сохранять работоспособность в заданных режимах и условиях эксплуатации в течение заданного срока работы или пробега ПС, под долговечностью — способность длительно сохранять работоспособность с возможными перерывами на ремонт, под ремонтопригодностью — приспособленность конструкции к обнаружению и устранению неисправностей (отказов). Исправным (работоспособным) называют состояние конструкции, при котором все ее параметры функционирования (зазоры в сопряжениях, уставки по току или напряжению, уровень изоляции и т. д.) находятся в пределах установленных допусков, неисправным — когда величины параметров функционирования вышли из пределов допусков.
Различаются понятия теоретической (расчетной), заводской (производственной) и эксплуатационной надежности. При проектировании в конструкцию закладывается определенная теоретическая (расчетная) надежность, в процессе изготовления обеспечивается фактическая заводская (производственная) надежность, которая зависит от качества материалов, точности обработки и сборки, технологических процессов упрочнения и т. д. В эксплуатации поддерживается определенная эксплуатационная надежность, величина которой зависит от условий эксплуатации (климат, запыленность воздуха, план и профиль пути, режим эксплуатации), системы профилактического обслуживания и ремонта, ремонтной техники, квалификации водителей и обслуживающего персонала и пр.
Соотношение между расчетной, производственной и эксплуатационной надежностью для реально выполненных конструкций может быть самым различным. Обычно уровень заводской надежности ниже расчётной, а эксплуатационной — ниже заводской. Но и в производстве, и в эксплуатации можнозначительно поднять уровень надежности: в производстве — засчет применения более точной обработки и специальных технологических процессов упрочнения, в эксплуатации— за счет тщательногонаблюдения и профилактики, правильно поставленной модернизации ит. д.
Таким образом, надежность конструкций — это свойство, которое определяется и качеством проектирования, и качеством производства, и качеством эксплуатации. Различение понятий теоретической, заводской и эксплуатационной надежности как раз и полезно тем, что позволяет искать слабые места конструкций в ошибках проектирования и технологии производства или в неправильной эксплуатации.
Главной задачей изучения надежности является научное предвидение безотказной работы проектируемого ПС, обоснование и выбор конструкции, технологии производства и оптимальной системы технического обслуживания в эксплуатации. Эта задача решается и на стадии проектирования, и в производстве, и в эксплуатации, но основная роль в обеспечении необходимой надежности принадлежит конструктору: если при проектировании не будет заложен прочный фундамент надежности, то уже никакие ухищрения производства и эксплуатации не помогут.
К ПС ГЭТ предъявляют высокие требования надежности, причем все затраты, связанные с повышением его надежности, быстро окупаются. Ненадежность ПС проявляет себя в авариях и простоях ПС на линии, срывах графиков движения и планов пассажироперевозок, увеличении доли случайных и удорожании плановых ремонтов.
Проявлением ненадежности является отказ, т. е. частичная или полная утрата системой работоспособности, связанная с выходом ее параметров функционирования за пределы поля эксплуатационных допусков. Выход параметров функционирования за пределы допусков— это аварийная ситуация, хотя и не обязательно авария. В связи с этим большое значение для количественного исследования и оценки надежности имеет правильная классификация отказов. Пока такой общепринятой классификации отказов ПС нет. Отказы можно классифицировать по физической природе причин, вызвавших отказы: для тяговых двигателей, например, — пробой изоляции, недопустимое уменьшение сопротивления изоляции, размотка бандажей якоря, выработка коллектора и пр. По физической природе отказы делятся также на внезапные, связанные, например, с разрушением элементов оборудования вследствие явления усталости, и постепенные, связанные, например с процессами старения изоляции; первичные и вторичные (вызванные первичными в случаях лавинообразного развития отказов) и т. д. Отказы могут классифицироваться по времени задержек движения на маршруте, участке или районе движения, вызванных повреждением вагона или троллейбуса; времени, необходимом для устранения неисправности или ее последствий; стоимости восстановления исправного состояния подвижного состава и г. д.