Закон электромагнитной индукции.
Непрерывно движущиеся заряженные частицы материи окружены электромагнитным полем, которое является особы видом материи и имеет две составляющие: электрическое и магнитное поля. Количественная взаимосвязь этих составляющих была найдена в 1831 г М.Фарадеем в результате серии опытов. Согласно закона электромагнитной индукции в контуре электрической цепи (рисунок 1.2), пронизанном магнитными силовыми линиями потока Ф наводится э.д.с., определяемая скоростью изменения потока
/
Рисунок 1.2. Е.д.с. в контуре
Однако приведенное выражение можно применить и к отрезку контура. Рассмотрим прямолинейный отрезок проводника длиною L, который перемещается со скоростью v в однородном магнитном поле с индукцией В (рисунок 1.3). За время dt проводник пересечет площадку, равную Lvdt , определяющую изменение потока на величину
.
Рисунок 1.3. Правило правой руки
Направление э.д.с., которая равна е=ВLv, можноопределить по правилу правой руки, расположив ладонь так, чтобы в нее входили силовые линии, а отогнутый большой палец направить по направлению движения проводника. При этом вытянутые пальцы ладони покажут направление э.д.с., которая стремится вызвать ток, препятствующий изменению магнитного потока.
1.3. Развитие электроэнергетического образования в России
Началом истории электроэнергетического образования в России условно можно считать выход в 1897 году первой книги «Электричество, получение его и применение в промышленности и ремёслах» в виде Т-2 Общедоступной промышленной энциклопедии (перевод с немецкого). В начале прошлого века подготовка инженеров-энергетиков проводилась в нескольких вузах России в небольшом количестве. Например, в Московском высшем техническом училище с момента открытия в 1905 году электротехнической специальности до 1917 года было подготовлено всего 74 инженера-электрика. В 1905 г в МВТУ впервые был подготовлен и прочитан Карлом Адольфовичем Кругом курс лекций «Теория переменных токов». В 1909 г. в Петербургском политехническом институте Владимир Фёдорович Миткевич подготовил курс «Теория электрических и магнитных явлений». Эти два курса послужили основой будущих теоретических основ электротехники и двух электротехнических школ: Московской и Петербургской. В 1918 году в МВТУ был организован электротехнический факультет.
После принятия в декабре 1920 года плана ГОЭЛРО значительно возрастает потребность в специалистах для развивающейся энергетики страны. Подготовка инженеров-энергетиков начинается в Политехническом и Электротехническом институтах Петрограда и на открывшихся электротехнических факультетах в Томском, Харьковском, Киевском и Новочеркасском институтах.
В 1930 году в Москве на базе электротехнического факультета МВТУ и электропромышленного факультета института народного хозяйства открывается Московский энергетический институт. Одной из первых в МЭИ формируется кафедра Теоретических основ электротехники (ТОЭ), которой с 1930 по 1952 г. заведует К.А. Круг. В 1932 г. в МЭИ создаётся электроэнергетический факультет с кафедрами «Электрические станции», «Электрические сети и системы», «Техника высоких напряжений». В 1943 г. на факультете открывается кафедра «Релейная защита и автоматизация энергетических систем».
В последствии были созданы Ивановский и Новосибирский энергетические институты, а в 1975 году энергетический институт в г. Алма-Ата.
В послевоенные годы электроэнергетические специальности открываются в ряде новых высших учебных заведений Советского Союза, в том числе и в Челябинском политехническом институте, который возник в 1951 г. в результате преобразования механико-машиностроительного института, образованного в декабре 1943 года.
Первый набор на энергетический факультет был проведен в августе 1951 г. по специальностям: «Электрические станции сети и системы» и «Электрификация промышленности». В начале 1954 года на факультете открывается кафедра «Электрические станции, сети и системы», а в июне 1956 года состоялся первый выпуск инженеров-электриков по специальности «Электрические станции, сети и системы».
С 2011 года высшая школа России перешла на трехуровневую систему образования. В соответствии с постановлением правительства определены направления подготовки и разработаны Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Эти документы направлены на революционные изменениям целевой установки всей системы образования - переход от знаний к компетентности. В качестве результата рассматривается не сума усвоенной информации, а способность выпускника действовать в различных ситуациях при выполнении профессиональных функций, решении жизненных проблем и социальных задач.
По мнению реформаторов существующая система образования, ориентированная на инструкции и предметные знания, в некоторой степени показала свою неспособность в подготовке студентов к самостоятельным действиям, к проявлению их интеллектуальных и практических компетенций.
Компетенция рассматривается как возможность установления связи между знанием и ситуацией, как способность найти процедуру, подходящую для решения проблем. Компетенция является характеристикой, которую можно извлечь на основе полученных знаний из наблюдений за действием или из совершения этих действий. Компетенция – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Подготовка бакалавров и магистров по направлению «Электроэнергетика и электротехника» со специализаций по профилям «Системы генерации электрической энергии», «Интеллектуальные электроэнергетические системы и сети» и «Интегрированные системы релейной защиты и автоматики» осуществляется на кафедре ЭССиС. Энергетические системы сегодня это сложнейшие технические системы, созданные человеком. Понять суть процессов, которые происходят в этих системах и их объектах, и использовать эти понятия при проектировании и эксплуатации можно только путем изучения различных дисциплин, объединяемых в энергетическую науку.
Энергетическая наука – это система знаний о свойствах и взаимодействии энергетических потоков, влиянии их на человеческое общество и окружающую среду. Энергетическая наука занимается изучением закономерностей в процессах и явлениях, связанных с получением энергоресурсов и созданием установок для выработки, преобразования, передачи и распределения энергии. Она тесно связана с электро-, тепло-, гидротехническими дисциплинами и требует глубоких знаний в области математики, физики, автоматики и кибернетики, а также экономики.
Освоение энергетической науки – главная цель подготовки бакалавров и магистров в высшем учебном заведении. Основные требования к объему знаний, умений и навыков по специальности определяются государственным образовательным стандартом. В соответствии с ФГОС формируются учебные планы и список дисциплин, которые должны быть освоены за время обучения в вузе.
Большое место в учебных планах отводится специальным дисциплинам, среди которых: Релейная защита и автоматизация, Энергетическая электроника, Переходные процессы в электроэнергетических системах, Микропроцессорные средства управления, Экономика и организация энергетического производства, Системы с силовыми полупроводниковыми преобразователями, Надежность электроэнергетических систем, САПР и модели оптимального развития, Изоляция и перенапряжения и др.
Среди дисциплин специализации изучаются: Дальние электропередачи сверхвысокого напряжения, Электроэнергетические сети и системы, Эксплуатация электрических сетей, АСДУ и оптимизация режимов энергосистем, Алгоритмизация задач электроэнергетики и др.
Кафедра располагает современным учебным оборудованием и развитой лабораторной базой.
В лаборатории диспетчерского управления
Энергия, единицы измерения
С понятием энергия человек сталкивается постоянно и подчас не задумывается о глубоком смысле и широте его. Энергия определяется как общая количественная мера различных форм движения материи. В соответствии с разнообразием форм движения и различают механическую, тепловую, электрическую, ядерную, химическую и другие виды энергии.
В соответствии с законом сохранения, открытым М.В. Ломоносовым, энергия не теряется, а сохраняется и преобразуется в другие виды энергии.
Поэтому энергия является тем стержнем, который связывает воедино все процессы и явления материального мира. Для объектов энергетики энергетический анализ является основным инструментом исследования процессов преобразования энергии с проверкой на каждом этапе технологического процесса выполнения условия баланса энергии. В процессе преобразования часть энергии может изменять свой вид, что часто усложняет количественный учет и проверку баланса.
Именно потребности измерений энергии на заре развития электротехники стимулировали активное обсуждение на международных выставках 1851 года в Лондоне и 1855 года в Париже необходимости введения единой системы мер и весов. На I Международном конгрессе электриков, состоявшемся в 1881 году, был предложен проект полной системы единиц СГС, в основу которой были положены сантиметр как единица длины, грамм как единица массы и секунда как единица времени. Но применение этой системы в инженерных расчетах создавало определенные трудности из-за малости основных единиц. В 1918 году во Франции, а в 1927 году и в СССР была принята система единиц МТС на основе метра, тонны и секунды. Однако и она оказалась неудобной, но уже из-за другой крайности.
В октябре 1960 года XI Генеральная конференция по мерам и весам утвердила проект единой системы единиц, над которым специальная комиссия работала с 1954 года. Эта система стала известна под наименованием Международная система единиц СИ. В 1961 году в СССР был утвержден ГОСТ 9867-61 «Международная система единиц», которым устанавливалось предпочтительное применение единиц СИ во всех областях науки, техники, образования и народного хозяйства.
Основными единицами СИ являются семь следующих единиц: длины – метр, массы – килограмм, времени – секунда, силы электрического тока – ампер, температуры – кельвин, количества вещества – моль, силы света – кандела.
Кроме основных единиц в состав СИ вводится большое число производных величин, определяемых по отраслям науки и техники. Ниже в табл. 3 приведены производные единицы СИ, которые применяются в электротехнике.
Таким образом, несмотря на разнообразие видов энергии все они измеряются в джоулях. Для механической работы, например, один джоуль определяется работой, выполненной единицей силы на пути в один метр, т.е. 1Дж=1Н·1м.
Производные единицы системы СИ Таблица 3
Величина | Наименование единицы | Обозначение единицы | Выражение через удобные единицы | Выражение через основные единицы |
Частота | герц | Гц | – | с-1 |
Сила | ньютон | Н | – | м кг с-2 |
Давление | паскаль | Па | Н/м2 | м-1 кг с-2 |
Энергия, работа | джоуль | Дж | Н м | м2 кг с-2 |
Мощность | ватт | Вт | Дж/с | м2 кг с-3 |
Количество электричества | кулон | Кл | – | с А |
Электрическое напряжение | вольт | В | Вт/А | м2 кг с-3А-1 |
Электрическая емкость | фарада | Ф | Кл/В | м-2 кг-1 с4 А2 |
Электрическое сопротивление | ом | Ом | В/А | м2 кг с-3 А-2 |
Электрическая проводимость | сименс | См | А/В | м-2 кг-1 с3 А2 |
Поток магнитной индукции | вебер | Вб | В·с | м2 кг с-2 А-1 |
Магнитная индукция | тесла | Тл | Вб/м2 | кг с-2 А-1 |
Индуктивность | генри | Гн | Вб/А | м2 кг с-2 А-2 |
Наряду с единицами системы СИ и их производными в специальных областях, в том числе и в энергетике, допускается применение единиц измерения из других систем и даже внесистемных единиц. Так, например, в энергетике для измерения тепловой энергии часто используется калория, имеющая простой физический смысл: за 1 калорию принимается такое количество теплоты, которое повышает температуру 1 грамма воды на 1 градус. Эта единица может рассматриваться как теплоемкость воды, равная 1 кал/(г·град). Из физики известно соотношение калории и джоуля
1 кал=4,187 Дж.
Для измерения электрической энергии повсеместно используется внесистемная единица кВт·ч. Соотношение между кВт·ч и джоулем можно получить используя системную единицу мощности – 1 Ватт:
1 кВт·ч = 103 Вт ·3600 с =3,6 ·106 Дж.
Учитывая предыдущее соотношение можно определить связь между единицами измерения электрической и тепловой энергии
1 кВт·ч = 3,6·106/4187=860 ккал.
Для измерения больших объемов энергии, имеющих промышленное значение, а также больших и малых значений других физических величин используются приставки кратных и дольных единиц, основные из которых с шагом 1000 перечислены в табл. 4.
Приставки кратных и дольных единиц Таблица 4
Приставка | Множитель | Сокращение | |
русское | международное | ||
тера | 1012 | Т | T |
гига | 109 | Г | G |
мега | 106 | М | M |
кило | 103 | к | k |
милли | 10-3 | м | m |
микро | 10-6 | мк | µ |
нано | 10-9 | н | n |
пико | 10-12 | п | p |
Применение полученных представлений об энергии и единицах измерения позволяет решать некоторые практические задачи по оценке важнейших технико-экономических показателей, которые характеризуют процессы получения и преобразования энергии с использованием в качестве первичных энергоресурсов органического топлива. Важнейшей характеристикой топлива является теплота сгорания, измеряемая в кДж/кг или в ккал/кг и определяющая количество тепловой энергии выделяемой при сгорании 1 кг натурального топлива. Для объективной оценки эффективности процессов выработки энергии на объектах, которые работают на разных видах топлива, вводят понятие условного топлива (у.т.), имеющего фиксированную теплоту сгорания, равную 7000 ккал/кг.
При решении задач будет использоваться понятие коэффициента полезного действия (КПД) как отношения полезной энергии к полной затраченной, и удельного расхода топлива, т.е. расходуемого на единицу полезно отпущенной энергии.
Задача № 2.1.
Сколько воды можно нагреть от температуры to=20 0C до кипения на электроплите при расходе электроэнергии W= 1 кВт·ч , если установка работает с КПД 0=50 %.
Решение
Определим общую энергию в ккал, которая поступает в систему нагрева воды из электрической сети
Q=1кВт·ч´860 ккал/ кВт·ч=860 ккал.
Энергия, которая используется для нагрева воды
.
Из условия нагрева воды при
.
Найдём массу воды
.
Задача № 2.2
Сколько мазута расходуется на ТЭС, работающей с КПД=40%, на выработку 1 кВт·ч электроэнергии, если теплота сгорания с=10000 ккал/кг.
Решение
Определим необходимое количество тепловой энергии, которая должна поступить для выработки 1 кВт·ч при известном КПД
.
Определим массу топлива
.
Задача № 2.3
Сколько воды можно нагреть от 200С до кипения в бытовом котле, работающем с при сжигании 0,215 кг мазута, имеющего с= 10000 ккал/кг.
Решение
Количество тепла, выделяемого при сжигании мазута,
.
Объём теплоты, идущий на нагрев воды,
.
Найдём массу воды .
Рассмотренные задачи позволяют оценить эффективностьдвух технологий нагрева воды по критерию расхода первичного энергоресурса – топлива.. Сравнение их показывает, что вторая технология существенно рациональней первой и является энергосберегающей, поскольку здесь первичный энергоресурс (топливо) используется для нагрева воды без промежуточного преобразования энергии, и общий относительный КПД технологии .
В первой же технологии первичная энергия преобразуется в электрическую с КПД , а затем в тепловую, идущую на нагрев с .
Общий КПД определяется как произведение относительных КПД этапов
.
Таким образом, для оценки эффективности различных технологий необходимо составить чёткую схему последовательного преобразования энергии, оценить КПД каждого звена этой схемы и найти общий КПД как их произведение
.
Задача № 2.4
Тепловая электростанция работает с мощностью и удельным расходом топлива в =400 г у.т./кВт·ч.
Определить суточный расход условного топлива и натурального, если теплота сгорания его с=3500 ккал/кг.
Решение
Определим выработку электроэнергии за сутки
.
Найдём расход условного топлива
Определим расход натурального топлива
.
Задача № 2.5
Определить КПД тепловой электростанции, если удельный расход топлива в =312 г у.т./кВт·ч.
Решение
Полезно отпущенная электроэнергия в 1 кВт·ч эквивалентна .
На выработку её расходуется 0,312 кг условного топлива, или в тепловом эквиваленте
Определим относительный КПД ТЭС
.
Задача № 2.6
Определить общий КПД преобразования энергии на ТЭС, если процесс сжигания топлива в котле с образованием пара имеет , преобразование энергии пара в кинетическую энергию в турбине имеет , а КПД преобразования в электрическую энергию имеет .
Решение
Все три звена в схеме преобразования энергии расположены последовательно, поэтому общий КПД
.
Задача № 2.7
На электростанции работают два блока, имеющие расходные характеристики
определяющие расход топлива в т у.т. как функции от часовой нагрузки блока в МВт. Общая нагрузка электростанции .
Найти оптимальную нагрузку каждого блока.
Решение
Критерием оптимальности является минимальный часовой расход топлива
при выполнении условия баланса .
Для определения оптимального режима воспользуемся методом направленного перебора по следующему алгоритму:
1) принимаем произвольное значение мощности первого блока ;
2) по расходной характеристике определяем ;
3) определяем нагрузку второго блока ;
4) находим расход топлива ;
5) определяем общий расход ;
6) изменяем мощность с шагом =20 МВт и повторяем расчёт.
Результаты расчета приведены в табл.
P1, МВт | P2, МВт | B1, т у.т. | B2, т у.т. | B, т у.т. |
14,4 | 109,2 | 123,6 | ||
19,6 | 92,0 | 111,6 | ||
25,6 | 76,4 | 102,0 | ||
32,4 | 62,4 | 94,8 | ||
40,0 | 50,0 | 90,0 | ||
48,4 | 39,2 | 87,6 | ||
57,6 | 87,6 | |||
52,9 | 34,4 | 87,3 |
Как следует из таблицы, оптимальная мощность блоков равна Р1=130 МВт, Р2=70 МВт, минимальный расход топлива на ТЭС В=87,3 т у.т. в час.