Лингвистическое (онтологическое) обеспечение

Лингвистическое (онтологическое) обеспечение - набор согласованных правил, методик, словарей, алгоритмических языков высокого уровня, языков управления и манипулирования данными, позволяющий специалистам, разработчикам, пользователям и эксплуатационникам говорить на одном языке. Это средство общения с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых в данной информационной системе.

Деляться на 2 группы:

1. традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические, моделирования)

2. языки диалога с компьютером (информационно-поисковые, языки СУБД, операционных средств, языки ППП).

Информационный продукт

Эторезультат интеллектуальной деятельности по созданию новой информации или смысловой переработки имеющейся информации, представленный на материальном носителе (чаще всего, в форме документа). Студент, будущий информатик-аналитик, в ходе своей учебной деятельности не создает нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы он также готовит информационные продукты – рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы, в которых найденная в разных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке.

Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме (книга, реферат, диссертация, произведения исскуства, алгоритм, программа, веб-ресурс, вебинар и т.д).

Базой для создания информационных продуктов являются информационные ресурсы.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах).

Эти массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создавшие их.

Т.о. информационные ресурсы (ИР)– это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, программ, произведений искусства, литературы, науки.

ИР страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Какие же структуры являются источниками ИР? Это так называемые центры-генераторы ИР современного общества.

В качестве таких центров в современном обществе выступают:

· Когнитивные структуры общества – научные и образовательные организации, аналитические центры и другие структуры, в которых собственно и формируются новые знания

· Органы государственного, регионального и муниципального управления, формирующие различного рода правовые и управленческие документы

· Органы государственной системы статистики, обрабатывающие коллосальные потоки экономико-статистической информации

· Информационные центры различных министерств и ведомств, формирующих и распространяющих информационные ресурсы соответствующего профиля, а также межведомственные информационные центры и системы

· Предприятия промышленности, сферы обслуживания, культуры

· Средства массовой информации (редакции журналов, газет, рекламных объявлений, а также телевизионных и радиопрограмм)

Примерами таких систем в России могут являться:

· Государственная система научно-технической информации

· Федеральная служба госстатистики

· Государственная библиотечная сеть

· Государственный архивный фонд

· Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

· Единая информационная система природопользования

· Система гидрометеоинформации

· Система правовой информации (официальный интернет-портал правовой информации)

· Система пенсионного фонда и социального обеспечения

· Федеральная служба по труду и занятости

· Система информации по здравоохранению(Минздравсоцразвития России)

Виды ИР

В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:
1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.
2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.
4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию.
В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения.
Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.
5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.
Информационный портал - это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени. Примером информационного портала может служить портал информационной поддержки единого государственного экзамена

Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:

· По целевому предназначению

o личные,

o корпоративные,

o СМИ,

o бизнес,

o образовательные,

o политика,

o учреждения и организации,

o сервисы и услуги,

o доски объявлений,

o культура,

o чаты,

o хранилища ПО,

o спорт,

o отдых,

o изображения и фото,

o развлекательные порталы

· По способу представления

o Web-страницы

o Базы данных

o Файловые серверы

o Телеконференции

· По виду носителя

o твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)

o на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)

o на канале связи (TV, радио)

· По способу организации хранения и использования

o документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)

o массив документов

o фонд документов

o архив

o автоматизированные формы

· По форме собственности

o общероссийское национальное достояние

o государственная собственность

o собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)

o частная (личная, корпоративная) собственность

· По содержанию

o Тематическая информация

o Научные публикации

o Рекламная информация

o Справочная информация

o Новости

o Вторичная (библиографическая) информация

· По национально-территориальному признаку.

· Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.

o По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.

o По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Навряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.

Кроме того, сами информационные ресурсы могут подразделяться по разным признакам:

· Поиск по полноте отражения информации. Выделяются полнотекстовые (подробней >>) и реферативные (подробней >>) и библиографические информационные ресурсы (подробней >>).

· Поиск по тематике информации: политематические (универсальные) и тематические. Пример: Политематическая база данных АРБИКОН http://www.arbicon.ru/services/. Тематическая база данных: Центральная научная сельскохозяйственная библиотека, тематика сельскохозяйственная, в т.ч. экономика сельского хозяйства http://www.cnshb.ru/.

· Поиск по глубине архива. Глубина архивирования данных определяется периодом записи. Например: БД ведется с 1998 г.

· Поиск по режиму доступа

o открытая информация (без ограничения)

o информация ограниченного доступа

o государственная тайна

o конфиденциальная и приравненная к ней информация

o локальный

o удаленный

Свободный доступ подразумевает, что воспользоваться базой данных может любой пользователь с любого компьютера в удобное для него время. Примером ресурса свободного доступа может служить база данных Института научной информации по общественным наукам http://www.inion.ru/

Доступ по подписке - доступ к базе данных предоставляется на договорной основе. Ресурсом по подписке - БД ВИНИТИ (Всесоюзный институт научно-технической информации www.viniti.ru)

Главное для пользователя при обращении к информационным ресурсам различного уровня - это возможность как можно быстрее найти необходимую ему информацию. Для этого в поисковых системах применяют индексирование и нормализацию документов. Под нормализацией документа подразумевается приведение его к виду, стандартному для данной системы. Применяется с целью распознавания его в системе документов.

Индексирование - поиск не напрямую по документам из имеющихся в базе данных, а по информации о них, расположенной в избыточной индексной структуре. Для индексирования текстов используют несколько способов: инвертированный файл (подробней >>), файл сигнатур (подробней >>), хэширование (подробней >>), различные виды деревьев для многомерного индексирования и т.п.

Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Информационная услуга –предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с его информационными запросами. Информационные услуги представляются библиотеками и информационными службами, рекламными агентствами, дизайн-студиями и др. Например, поиск информации по запросу, выполнение справок, выдача литературы, копирование документов, консультации библиотекаря или информационного работника и др.

Информационные продукты и информационные услуги – это тесно взаимосвязанные, понятия, разделить которые порой бывает весьма сложно. Границы между информационными продуктами и услугами условны. Как правило, результатом оказания информационной услуги является предоставление потребителю информационного продукта. Например, заказ на проведение поиска в Интернете данных по определенной теме, об определенном лице или фирме предполагает выдачу клиенту либо распечатки требуемых сведений, либо копировании их на какой-либо материальный носитель (флеш, винчестер и т.п.).

Существует следующая классификация информационных услуг.

1. выпуск информационных изданий

2. ретроспективный поиск информации

3. традиционные услуги научно-технической информации

4. дистанционный доступ к удаленным базам данных

5. подготовка и оказание информационных услуг

6. предоставление первоисточника

Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографические указатели, реферативные сборники, обзорные издания, справочные издания.

Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.

Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:

Ú подготовку обзоров в виде рукописей

Ú подготовку переводов текстов

Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дист. Доступа к базам данных возрастает благодаря:

Ú все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей

Ú высокой оперативности представления услуг

Ú возможности отказа от собственных информационных систем

В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, располагающими мощными ЭВМ. Дист. доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Услуги дист. доступа можно классифицировать следующим образом:

1. непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями.

2. косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователей.

3. услуга Down loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой ПК для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных.

4. регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

Подготовка и оказание информационных услуг:

1. связь (телефонная , телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг

2. обработка данных в вычислительных центрах

3. программное обеспечение

4. разработка информационных систем

5. разработка информационных технологий

Рынок информационных услуг

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если имеется рынок информационных продуктов и услуг.

Наши рекомендации