Основы информационных технологий
Составляющие информационной технологии
Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии.
Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.
Технологический процесс переработки информации представлен в виде иерархической структуры по уровням:
Пример.Как следует понимать этапинформационной технологии. Технология создания документа в среде текстового процессора Word состоит из следующих этапов:
• этап 1 — запуск текстового процессора Word;
• этап 2 — установка параметров документа (страницы);
• этап 3 — набор текста в соответствии с правилами набора;
• этап 4 — сохранение документа на носителе.
То есть, на первом уровне выбирается уже инструментарий (программные средства).
Пример.Как следует понимать операциюинформационной технологии. Рассмотрим этап 2:
• операция 1 — установка размера страницы;
• операция 2 — установка ориентации страницы;
• операция 3 — установка полей;
• операция 4 — установка отступов.
3-й уровень: действия — совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели. Каждое действие изменяет содержание экрана.
Пример.Как следует понимать действиеинформационной технологии. Рассмотрим операцию 2.
• действие 1 — открытие ленты (окна) «Разметка страницы»;
• действие 2 — выбор пункта Ориентация;
• действие 3 — выбор книжной или альбомной ориентации страницы.
4-й уровень — элементарные операциипо управлению мышью и клавиатурой.
Пример.Как следует понимать элементарную операциюинформационной технологии. Ею может быть: ввод команды, нажатие правой кнопки мыши, выбор пункта меню и т.п.
Итология
В 90-е годы произошло становление науки об информационных технологиях. Она получила название итология (ИТ–наука).
Она изучает:
- ИТ,
- процессы, связанные с созданием ИТ,
- процессы, связанные с применением ИТ.
Основные методы итологии:
- архитектурная спецификация – создание эталонных моделей важнейших видов ИТ;
- фундаментальная спецификация – представление ИТ-систем, которое может наблюдаться на интерфейсах этих систем;
- таксономия – классификация профилей ИТ, обеспечивающая уникальность идентификации в пространстве ИТ;
- методы формализации и алгоритмизации знаний;
- методы конструирования прикладных ИТ (языки программирования, базовые технологии и т.д.)
- другие методы.
Таким образом, одной из основных задач итологии является стандартизация ИТ.
Существует три группы организаций, поддерживающие процесс стандартизации:
· Международные организации, входящие в структуру ООН:
- ISO (International Organization for Standardization – Международная организация по стандартизации),
- IEC (International Electrotechnical Commission – Международная электротехническая комиссия),
- ITU-T(International Telecommunication Union – Telecommunications – Международный союз по телекоммуникации – Телекоммуникации).
· Промышленные, профессиональные или административные организации:
- IEEE (Institute Electrical and Electronic Engineers – Институт инженеров по электротехнике и электронике),
- Internet и IAB(Internet Activities Board – Совет управления деятельностью Internet),
- Regional WOS(Workshops on Open System – Рабочие группы по открытым системам).
· Промышленные консорциумы:
- ECMA (European Computer Manufacturers Association – Европейская ассоциация производителей вычислительных машин),
- OMG(Object Management Group – Группа управления объектами),
- X/Open(Организовано группой поставщиков компьютерной техники),
- NMF (Network Management Forum – Форум управления сетями),
- OSF (Open Software Foundation – Основание открытого программного обеспечения).
Инструментарий ИТ – это средства и методы, участвующие в обработке и производстве новой информации (средства и методы реализации информационных процессов).
Техническое обеспечение
Техническое обеспечение — комплекс технических средств, средств эксплуатационной поддержки и документация на эти средства и технологические процессы, внутренние стандарты предприятия. Это:
· технические средства сбора, регистрации, накопления, обработки, отображения, размножения, доставки, сохранения и обеспечения безопасности информации;
· компьютеры любых моделей, мощные серверные и сетевые устройства, оргтехника;
· телекоммуникационная техника и средства связи;
· общесистемная документация, включающая государственные, отраслевые и корпоративные стандарты по техническому обеспечению;
· специализированная документация, содержащая методические материалы по всем этапам проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и применения технических и технологических средств;
· нормативно-справочная документация для выполнения технического обеспечения.
Выделяют 3 формы организации технического обеспечения:
· централизованное техническое обеспечение – базируется на использовании в ИС больших ЭВМ и вычислительных центров
· децентрализованное – предполагает реализацию функциональных подсистем на ПК непосредственно на рабочих местах
· частично децентрализованное – организация технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из Пк и большой ЭВМ для хранения БД, общих для функциональных подсистем.
Программное обеспечение
Непосредственно реализует функции накопления,обработки, хранения, отображения, поиска и анализа данных, обеспечивает взаимодействие пользователя с ЭВМ посредством пользовательского интерфейса. ПО находится в прямой зависимости от технического обеспечения. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.
К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Информационное обеспечение
Совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки.
Математическое обеспечение
Совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.
К средствам математического обеспечения относятся:
ü средства моделирования процессов управления;
ü типовые задачи управления;
ü методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.
Организационное обеспечениепредставляет собой комплекс методов,средств и докумен-тов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техниче-скими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Таким образом, организационное и методическое обеспечение увязывают дейст-вия персонала по работе с техническими и программными средствами в единый техноло-гический процесс.
Правовое обеспечение
Правовое обеспечение - федеральные законы и указы президента РФ, постановления государственных органов власти, приказы, отраслевые инструкции, нормативные акты налоговых органов и таможенной службы.
На этапе разработки ИС: нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика ИС, правовое регулирование споров, обеспечение этапов разработки и внедрения охраной прав интеллектуальной собственности.
На этапе функционирования ИС: определения статуса и сферы действия ИТ в конкретных органах управления и контроля, прав и обязанностей персонала, процедуры сбора и обработки информации, обеспечение прав доступа пользователям, нормативная документация о работе с информацией, содержащей секретные и конфиденциальные сведения.
Обучение персонала и сертификация систем и оборудования - набор требований к уровню подготовки специалистов и обслуживающего персонала, учебно-методическая и плановая документации подготовки и повышения квалификации. Требования и спецификации для подготовки разработанных систем для сертификации в отраслевых, государственных и международных сертифицирующих организациях (Госстандарт, Оборонсертифик, ISO, SEI и т. д.).
Информационный продукт
Эторезультат интеллектуальной деятельности по созданию новой информации или смысловой переработки имеющейся информации, представленный на материальном носителе (чаще всего, в форме документа). Студент, будущий информатик-аналитик, в ходе своей учебной деятельности не создает нового знания, однако на основе изучения и анализа соответствующей литературы он также готовит информационные продукты – рефераты, доклады, курсовые и дипломные работы, в которых найденная в разных источниках информация перерабатывается и подчиняется логике автора, подлежит сопоставлению и критической оценке.
Информационный продукт – совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме (книга, реферат, диссертация, произведения исскуства, алгоритм, программа, веб-ресурс, вебинар и т.д).
Базой для создания информационных продуктов являются информационные ресурсы.
Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах).
Эти массивы информации не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены знания, которыми обладали люди, создавшие их.
Т.о. информационные ресурсы (ИР)– это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, программ, произведений искусства, литературы, науки.
ИР страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Какие же структуры являются источниками ИР? Это так называемые центры-генераторы ИР современного общества.
В качестве таких центров в современном обществе выступают:
· Когнитивные структуры общества – научные и образовательные организации, аналитические центры и другие структуры, в которых собственно и формируются новые знания
· Органы государственного, регионального и муниципального управления, формирующие различного рода правовые и управленческие документы
· Органы государственной системы статистики, обрабатывающие коллосальные потоки экономико-статистической информации
· Информационные центры различных министерств и ведомств, формирующих и распространяющих информационные ресурсы соответствующего профиля, а также межведомственные информационные центры и системы
· Предприятия промышленности, сферы обслуживания, культуры
· Средства массовой информации (редакции журналов, газет, рекламных объявлений, а также телевизионных и радиопрограмм)
Примерами таких систем в России могут являться:
· Государственная система научно-технической информации
· Федеральная служба госстатистики
· Государственная библиотечная сеть
· Государственный архивный фонд
· Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
· Единая информационная система природопользования
· Система гидрометеоинформации
· Система правовой информации (официальный интернет-портал правовой информации)
· Система пенсионного фонда и социального обеспечения
· Федеральная служба по труду и занятости
· Система информации по здравоохранению(Минздравсоцразвития России)
Виды ИР
В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:
1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.
2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.
4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию.
В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения.
Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.
5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.
Информационный портал - это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени. Примером информационного портала может служить портал информационной поддержки единого государственного экзамена
Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:
· По целевому предназначению
o личные,
o корпоративные,
o СМИ,
o бизнес,
o образовательные,
o политика,
o учреждения и организации,
o сервисы и услуги,
o доски объявлений,
o культура,
o чаты,
o хранилища ПО,
o спорт,
o отдых,
o изображения и фото,
o развлекательные порталы
· По способу представления
o Web-страницы
o Базы данных
o Файловые серверы
o Телеконференции
· По виду носителя
o твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)
o на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)
o на канале связи (TV, радио)
· По способу организации хранения и использования
o документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)
o массив документов
o фонд документов
o архив
o автоматизированные формы
· По форме собственности
o общероссийское национальное достояние
o государственная собственность
o собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)
o частная (личная, корпоративная) собственность
· По содержанию
o Тематическая информация
o Научные публикации
o Рекламная информация
o Справочная информация
o Новости
o Вторичная (библиографическая) информация
· По национально-территориальному признаку.
· Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.
o По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.
o По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Навряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.
Кроме того, сами информационные ресурсы могут подразделяться по разным признакам:
· Поиск по полноте отражения информации. Выделяются полнотекстовые (подробней >>) и реферативные (подробней >>) и библиографические информационные ресурсы (подробней >>).
· Поиск по тематике информации: политематические (универсальные) и тематические. Пример: Политематическая база данных АРБИКОН http://www.arbicon.ru/services/. Тематическая база данных: Центральная научная сельскохозяйственная библиотека, тематика сельскохозяйственная, в т.ч. экономика сельского хозяйства http://www.cnshb.ru/.
· Поиск по глубине архива. Глубина архивирования данных определяется периодом записи. Например: БД ведется с 1998 г.
· Поиск по режиму доступа
o открытая информация (без ограничения)
o информация ограниченного доступа
o государственная тайна
o конфиденциальная и приравненная к ней информация
o локальный
o удаленный
Свободный доступ подразумевает, что воспользоваться базой данных может любой пользователь с любого компьютера в удобное для него время. Примером ресурса свободного доступа может служить база данных Института научной информации по общественным наукам http://www.inion.ru/
Доступ по подписке - доступ к базе данных предоставляется на договорной основе. Ресурсом по подписке - БД ВИНИТИ (Всесоюзный институт научно-технической информации www.viniti.ru)
Главное для пользователя при обращении к информационным ресурсам различного уровня - это возможность как можно быстрее найти необходимую ему информацию. Для этого в поисковых системах применяют индексирование и нормализацию документов. Под нормализацией документа подразумевается приведение его к виду, стандартному для данной системы. Применяется с целью распознавания его в системе документов.
Индексирование - поиск не напрямую по документам из имеющихся в базе данных, а по информации о них, расположенной в избыточной индексной структуре. Для индексирования текстов используют несколько способов: инвертированный файл (подробней >>), файл сигнатур (подробней >>), хэширование (подробней >>), различные виды деревьев для многомерного индексирования и т.п.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.
Информационная услуга –предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с его информационными запросами. Информационные услуги представляются библиотеками и информационными службами, рекламными агентствами, дизайн-студиями и др. Например, поиск информации по запросу, выполнение справок, выдача литературы, копирование документов, консультации библиотекаря или информационного работника и др.
Информационные продукты и информационные услуги – это тесно взаимосвязанные, понятия, разделить которые порой бывает весьма сложно. Границы между информационными продуктами и услугами условны. Как правило, результатом оказания информационной услуги является предоставление потребителю информационного продукта. Например, заказ на проведение поиска в Интернете данных по определенной теме, об определенном лице или фирме предполагает выдачу клиенту либо распечатки требуемых сведений, либо копировании их на какой-либо материальный носитель (флеш, винчестер и т.п.).
Существует следующая классификация информационных услуг.
1. выпуск информационных изданий
2. ретроспективный поиск информации
3. традиционные услуги научно-технической информации
4. дистанционный доступ к удаленным базам данных
5. подготовка и оказание информационных услуг
6. предоставление первоисточника
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции: библиографические указатели, реферативные сборники, обзорные издания, справочные издания.
Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя:
Ú подготовку обзоров в виде рукописей
Ú подготовку переводов текстов
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме. Популярность услуг дист. Доступа к базам данных возрастает благодаря:
Ú все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей
Ú высокой оперативности представления услуг
Ú возможности отказа от собственных информационных систем
В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, располагающими мощными ЭВМ. Дист. доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам. Услуги дист. доступа можно классифицировать следующим образом:
1. непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде. В противном случае следует воспользоваться услугами, предоставляемыми специальными организациями.
2. косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователей.
3. услуга Down loading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой ПК для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных.
4. регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг:
1. связь (телефонная , телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг
2. обработка данных в вычислительных центрах
3. программное обеспечение
4. разработка информационных систем
5. разработка информационных технологий
Рынок информационных услуг
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если имеется рынок информационных продуктов и услуг.
Информационное общество
Основы информационных технологий
Оглавление
Основы информационных технологий. 1
Итология. 6
Техническое обеспечение. 8
Программное обеспечение. 8
Информационное обеспечение. 9
Математическое обеспечение. 9
Правовое обеспечение. 10
Лингвистическое (онтологическое) обеспечение. 10
Виды ИР. 12
Рынок информационных услуг. 18
Информационное общество. 21
Контрольные вопросы.. 24
Понятие «информационная технология» базируется на понятиях «Информация» и «технология».
Наиболее распространенным является определение, зафиксированное в различных энциклопедиях и словарях: «ТЕХНОЛОГИЯ (от греч.techne — искусство, мастерство, умение и ...логия) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции...».
Исходя из этого определения можно выделить основные составляющие технологии:
объект технологии, т. е. то, на что направлены действия, осуществляемые в рамках технологии (сырье, материалы, полуфабрикаты);
— цель технологии, т. е. конечный результат действий, осуществляемых в рамках технологии (обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы);
— средства технологии и методы их применения, т. е. способы осуществления действий над объектом технологии для достижения цели технологии.
Технология | ||
Объект | Средства и методы | Цель |
Различия технологий проявляются в том, на что направлена деятельность людей в той или иной сфере, т. е. в объектах технологий. Для промышленного производства, как уже указывалось, это сырье, Материалы, полуфабрикаты — все, что составляет материально-вещественные ресурсы производства.
Если в качестве объекта деятельности, а следовательно, и соответствующих способов ее осуществления выступают энергетические ресурсы (например, электрическая энергия), то мы получаем энергетические технологии (производство, передача, преобразование, распределение, потребление энергии).
Финансовые ресурсы как объект деятельности порождают финансовые технологии (банковские и бухгалтерские технологии, технологии работы на рынке ценных бумаг, технологии финансового и экономического анализа и т. п.).
Информация как общественный ресурс тоже является объектом деятельности и, следовательно, связана с соответствующими технологиями — информационными технологиями.
Выделим объект, цель, средства и методы ИТ
ИТ | ||
информация | Инструментарий ИТ | Информационный продукт |
Исходя из этого можно дать следующее определение ИТ
ИТ – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта» (Информатика: уч. для вузов. Под ред. Н. В. Макаровой)
Вспомним определение «Информация»
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают степень неопределенности, неполноты имеющихся о них знаний.
Новая информационная технология — это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.
Внедрение ПК в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения слова «новая», «компьютерная» или «современная».
Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.
Новая информационная технология— информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
Особенности «современной», «новой» ИТ:
1. Использование персональных компьютеров и сетей ПК.
2. Наличие коммуникационных средств.
3. Наличие диалоговой (интерактивной) работы с компьютером.
4. Наличие интеграционного подхода, то есть сквозная информационная поддержка на всех этапах прохождения информации на основе интегрированной БД, которая предусматривает единую форму введения, поиска, отображения, обновления и защиты информации
5. Гибкость процессов изменения данных и постановок задач.
6. Органическое "встраивание” компьютеров в существующую на предприятиях технологию управления.
7. Дружественный интерфейс пользователя, который выражается:
§ в обеспечении права пользователя на ошибку благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий на компьютере;
§ в наличии широкого набора иерархических меню, системы подсказок и обучения и т.п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с ПК;
§ в наличии системы "отката", позволяющей при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким-либо причинам не удовлетворили пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы.
8. Работа пользователя в режиме манипулирования (без программирования) данными. Пользователь не должен знать и помнить, а должен видеть (устройства вывода) и действовать (устройства ввода)
9. Безбумажный процесс обработки документа, во время которого на бумаге фиксируется только его окончательный вариант, а промежуточные версии и необходимые данные, записанных на носителях, поставляются пользователю через экран дисплея ПК
10. Коллективное изготовление документа на основе группы ПК, объединенных средствами коммуникации
11. Адаптивная переработка формы и способов подачи информации в процессе решения задачи.
Новые информационные технологии бывают следующих базовых типов:
· когнитивные технологии, направленные большей частью на получение, хранение и актуализацию знаний, принятие интеллектуальных решений;
· инструментальные технологии, направленные большей частью на использование в качестве инструментария, среды для построения других технологий и для обслуживания их;
· прикладные технологии, направленные большей частью на решение проблем некоторой проблемной области (или областей);
· коммуникативные технологии, направленные большей частью на решение проблем связи, коммуникаций, общения.