Концепция здоровьесберегающей технологии

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется нам как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии включены следующие составляющие:

1. Информационная - отвечает на вопрос: что?

Это концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач.

2. Инструментальная - отвечает на вопрос: чем?

К ней относится материальная база (помещения, классы, лаборатории, кабинеты, спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает также оборудование, инвентарь, технические средства, а также учебно-методическое обеспечение.

3. Социальная (кадры) - кто?

Это преподавательский и учебно-вспомогательный состав.

Его компетентность, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в образовании.

4. Финансовая - отвечает на вопросы: сколько? За счет каких средств? Бюджетные и внебюджетные поступления, их соотношение.

5. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального и муниципального уровней, собственных средств). Ведение делопроизводства по данному направлению.

Игровые технологии.

Игра так же, как труд и учение — одна из главнейших форм деятельности человека, уникальное явление нашего времени. Определение По описанию игра — это тип определённая ситуация, направленная на воспроизведение и изучение социального опыта, где вырабатывается и развивается управление своим поведением. В общественной деятельности игра выполняет следующую миссию: развлекательную (это главный назначение игры — развлечь, удовлетворить, вдохновить, пробудить интерес); коммуникативную: усвоение разновидностей общения; самовыражения в игре как полигоне человеческой практики; игротерапевтическую: переселение разных трудностей, появляющихся в других аспектах жизнедеятельности; распознавательная: обнаружение изменений нормативных поступков, самоизучение в игровой деятельности; корректировочная: введение положительных перемен в устройство индивидуальных данных; межнационального общения: освоение неделимых для всех людей социально-культурных ценностей; социализации: вовлечение в систему общественных взаимоотношений, освоение стандартов человеческого общежития. В строении игры как активной работы содержится планирование целей, составление плана, осуществление намеченной задачи, а также разбор достигнутого результата, в котором человек целиком реализовывается как субъект. Мотивирование игровой деятельности осуществляется её свободностью, реальностью выбора и компонентами соревновательности, удовлетворенность в реализации и утверждении самого себя. В конструкцию игры как действия входят: образы, выбранные для себя игроками; игровые процессы как методы осуществления таких образов; игровое использование предметов, т. е. замена настоящих вещей игровыми, условными; живые взаимоотношения между игроками; сюжет (содержание) — сфера реальности, условно воссозданная в игре. Игру как способ образования и воспитания, передачи ценностей старших поколений младшим люди пользовались испокон веков. Обширное использование игра обнаруживает в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орлёнок», КТД и др.). Игровые виды деятельности воссоздаются на занятиях с помощью игровых способов и условий, которые выдвигаются как средство воздействия, подталкивание учеников к учебным занятиям. Осуществление игровых способов и ситуаций при занятиях в форме урока происходит по таким ведущим назначениям: наставническая задача ставится перед учениками в игровой форме; учебная работа зависит от правил игры; учебным материалом пользуются в качестве её средства, в учебную работу вносятся элементы соперничества, которая меняет дидактическую задачу в игровую; благополучное исполнение дидактического задания сплетается с результатом игры. Место и роль игровой деятельности в учебном процессе, соединение компонентов игры и обучения часто зависят от осознания преподавателем целей и систематизировании педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Виды педагогических игр Виды образовательных игр делятся по видам деятельности на: физические (двигательные), мыслительные (умственные), рабочие, общественные и психологические. По виду педагогического процесса распознаются следующие группы игр: учебные, тренировочные, осматривающие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. Широка типология педагогических игр по образу игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу. Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т. д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т. п. По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т. п. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения. И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т. д. Особенности игровых технологий Все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст — учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст — учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать её в процесс развития ребёнка. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — одно из самых сложных действий педагогов. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра представляет проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Именно игровая ситуация с её двуплановым поведением, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения, даёт возможность говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя своё собственное «я».
Информация взята с сайта биржи Автор24: https://author24.ru/spravochniki/pedagogika/teoriya_obucheniya/igrovye_tehnologii_obucheniya/ .





Модульная технология.

Модульная технология – одна из самых молодых альтернативныхтехнологий, которая в последнее время получает широкомасштабное использование. Свое название модульное обучение получило от слова «модуль», одно из значений которого – «функциональный узел».

Прежде чем дать определение модульной технологии, надо понять, что вообще понимается под педагогической технологией. Если обращаться к истокам понятия «технология», то оно происходит из двух греческих слов: искусство, мастерство + учение. Таким образом, технологию можно определить как осознанное практическое искусство, осознанное мастерство. В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. 1. 1. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). 2. 2. Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). 3. 3. Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). 4. 4. Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). 5. 5. Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Перевод обучения на субъект-субъектную основу требует такой педтехнологии, которая бы обеспечила обучающемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, суть которого заключается в том, чтобы учить самостоятельно, учиться. Модульное обучениеосновывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности. Модуль –это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят: ü целевой план действий; ü банк информации; ü методическое руководство по достижению дидактических целей.   Модульможно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности обучающегося. Сущность модульного обучения: обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи преподавателя: ü мотивироватьпроцесс обучения, ü осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся через модуль, ü консультировать обучающихся. Направления реализации модульного обучения 1. I. Поуровневая дифференциация обучения 2. II. Учет индивидуального темпа усвоения учебного материала 3. III. Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи 4. IV. Организация индивидуального контроля 5. I. Поуровневая дифференциация обучения (Содержание обучения может быть представлено тремя уровнями сложности - А, В и С) ü Уровень Асоответствует минимальному уровню усвоения учебного содержания, рассчитан на обучающегося с низкой обучаемостью, низким уровнем учебных умений, имеющего пробелы в знании пройденного материала. ü Уровень Вдля обучающихся, которые при относительно невысокой обучаемости достигают хороших результатов в обучении, компенсируя недостаточное развитие способностей к отдельным мыслительным операциям прилежанием, организованностью, использованием рациональных приёмов в учении. ü Уровень Спредставляет собой углублённый вариант содержания материала, который рассчитан на обучающихся с высокой обучаемостью, положительным отношением к учению и высоким уровнем самоорганизации. II. Учет индивидуального темпа усвоения учебного материала Обучающиеся работают в индивидуальном темпе. При быстром усвоении тех или иных учебных элементов они могут свободно переходить от одного уровня сложности к другому, более высокому, в зависимости от самооценки своих возможностей. Это один из способов положительной мотивации учения. III. Индивидуализация через организацию помощи и взаимопомощи: В модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует ü парной, ü групповой, ü коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений. IV. Организация индивидуального контроля Входной контроль определяет степень готовности ученика к работе на уровне А, В или С. Выходной контроль соответствует минимальному уровню усвоения знаний. Требования к модульному обучению ü Разнообразие учебных элементов, предлагаемых обучающемуся на каждом модульном уроке. ü Каждый вид учебных элементов призван активизировать определённые мыслительные механизмы: память, восприятие, мышление и т.д. Использование табличных, иллюстративных, кино-видео УЭ позволяет построить зрительное представление об объекте или процессе. ü Текст, как носитель учебной информации, применяется наиболее часто как в традиционной школе, так и при модульном обучении. ü Строгая дозировка объёма текстового УЭ в модуле является его отличительной особенностью. ü Индивидуальный темп изучения материала обучающимися обусловлен скоростью чтения и понимания прочитанного. Основы технологии модульного обучения Приступая к разработке модульного урока, необходимо помнить, что он должен занимать не менее 2 академических часов, т.к. на подобном занятии необходимо определить исходный уровень знаний и умений обучающихся по изучаемой теме, дать новую информацию, отработать учебный материал и провести выходной контроль. ü Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний. Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом). Эти виды контроля позволяют выявить пробелы в усвоении знаний и немедленно устранить их. После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль, который должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. ü Важный критерий построения модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: - восприятие, - понимание, - осмысление, - запоминание, - применение, - обобщение, - систематизация. ü Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему с элементами модульного обучения. Затем лекционная система вполне сочетается с модульной. Очень хорошо вписывается в модульное обучение вся система методов, приёмов и форм организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Словом, модули можно использовать в любой системе обучения и тем самым усиливать её качество и эффективность. На всех этапах учитель выступает как организатор и руководитель процесса, а обучающийся выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешение которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. Модульный подход имеет массу преимуществ по сравнению с традиционным учебным процессом, как для обучающихся, так и для преподавателей. Преимущества для обучающихся: ü точно знают, что они должны усвоить, в каком объеме и что должны уметь после изучения модуля; ü могут самостоятельно планировать свое время, эффективно использовать свои способности; ü учебный процесс сконцентрирован на обучающемся, а не на учителе. Преимущества для преподавателей: ü имеет возможность концентрировать свое внимание на индивидуальных проблемах обучающихся; ü своевременно идентифицирует проблемы в обучении; ü выполняет творческую работу, заключающуюся в стимулировании мышления обучающихся, активизации их внимания, мышления и памяти, активизации нужных реакций, оказании всевозможной помощи обучающимся. Основные трудности для обучающихся: ü должны владеть самодисциплиной, чтобы добиваться поставленных целей; ü должны выполнять большой объем самостоятельной работы; ü сами несут ответственность за свое обучение. Основные трудности для преподавателей: ü трудно изменить привычный образ мыслей и действий, так как им необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником обучающегося в достижении поставленных целей; ü необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого обучающегося. Алгоритм составления модуля 1. Определение места модульного урока в теме. 2. Формулировка темы урока. 3. Определение и формулировка цели урока и конечных результатов обучения. 4. Подбор необходимого фактического материала. 5. Отбор методов и форм преподавания и контроля. 6. Определение способов учебной деятельности учащихся. 7. Разбивка учебного содержания на отдельные логически завершенные учебные элементы и определение цели каждого из них. 8. УЭ-0 – определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. 9. УЭ-1 – включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме: задания по овладению новым материалом и т.д. 10. УЭ-n (где n – номер следующего учебного элемента) – включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятий(оценка степени достижения целей урока), выбор домашнего задания (оно должно быть дифференцированным), рефлексию. 11. Составление модуля данного урока. 12. Подготовка необходимого количества копий текста урока. Для успешной работы обучающихся с модулем, учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы они его эффективно усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с обучающимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех. Памятка обучающемуся для работы по модулю Готовность ученика к работе на уроке по модульной программе определяется: ü умением слушать, логически мыслить, делать выводы, ü самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой. 1. Помни, что работу с учебным элементом (УЭ) необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь ее в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ. 2. У тебя есть право на получение консультации учителя. Используй это право! 3. Веди записи аккуратно, чтобы они помогли тебе в дальнейшей работе. 4. Работа в парах требует взаимоуважения, внимания друг к другу, умения выслушивать мнение каждого. Не забывайте об этом. Контроль учителя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле второго порядка. Кроме того, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д. В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе контроля), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить высокий балл – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Обучающийся четко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности. Лист контроля Группа ______ Фамилия Имя ___________________
Этапы работы Количество заданий Итого
УЭ - 1 № 1 № 2 № 3 № 4 № 5  
УЭ- 2            
Итого            

Лист контроля преподавателя

Ф.И.учащихся УЭ-1 УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4

Вывод: используя модульную технологию, учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью обучающихся.

Модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, а обучающемуся возможность саморазвития, самореализации. В то же время эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от обучающегося напряженного труда. Обучающиеся постепенно привыкают к модульным урокам и дают все более высокую оценку своей деятельности.

Можно надеяться, что при новой педагогической технологии увидим обучающегося

ü умеющего познавать мир: исследовать, моделировать, прогнозировать;

ü умеющего осознанно мыслить и действовать, жить по общим законам Мира;

ü обладающего верой в свои силы и успех.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. Рейтинговая Интенсивная Технология Модульного обучения. – 1993. – 67 с.

2. Ермаков В.Г. Развивающее образование и функции текущего контроля. В 3 частях. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2000. – 778 с.

3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. – 3-е изд. – М.: Издательский центр "Академия", 1999. – 512 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5. Селевко Г.К. Опыт системного исследования педагогических технологий (продолжение) // Школьные технологии. 1997, № 1. – С. 11-35.

6. Селевко Г.К. Технологии развивающего обучения // Школьные технологии. 1997, № 4. – С. 22-46.

7. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Совершенство, 1998. – 368 с.

Технология мастерских.

Как сделать процесс обучения увлекательным? Как раскрыть возможности каждого учащегося и пробудить его инициативу? Как сделать, чтобы всем было комфортно на уроке? Сегодня, пожалуй, не найдется преподавателя, которого не волновали бы эти вопросы. Традиционная классно – урочная система с преобладанием фронтальных форм работы неэффективна и мало способствует развитию учащихся. Для нее характерна низкая познавательная самостоятельность обучающихся, усреднение темпа и уровня изучения учебного материала. И учащиеся, и преподаватель становятся заложниками времени: нужно на уроке все успеть объяснить (понять, запомнить!), спросить (ответить!), оценить. Учащийся все время в состоянии оценивания, работает в режиме “спросил – ответил”. В результате его учебная деятельность сводится к запоминанию и воспроизведению. Развивающий и воспитывающий потенциал такого обучения, скорее, со знаком минус, чем плюс. Как, не поступаясь высоким уровнем обучения, сохранить учащемуся физическое и психическое здоровье, сформировать у него положительную учебную мотивацию?

Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к построению (“ открытию ”) знаний. В работе педагогической мастерской большая роль отводится мастеру (преподавателю), который:

1) Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2) Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы ( проблемы ).

3) Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания.

Не торопится отвечать на вопросы.

4) Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.

5) Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее самокоррекции.

Особое внимание следует уделять организации деятельности учащихся. Суть ее заключается в следующем:

1) Творческая, поисковая, исследовательская деятельность.

2) Групповая форма учебного взаимодействия.

3) Самостоятельность и свобода выбора на всех этапах работы.

4) Право на собственное мнение, право на ошибку, право высказаться и быть услышанным.

5) Допустимость ситуации незавершенности поиска ответов и решений.

Существуют определенные принципы и правила ведения педагогической мастерской:

1) Ценностно - смысловое равенство всех участников, включая мастера – руководителя мастерской.

2) Право каждого на ошибку. Самостоятельное преодоление ошибки – путь к истине.

3) Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности. Оценка заменяется сооценкой и самокоррекцией.

4) Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во - первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во - вторых, в праве не участвовать на этапе “предъявления продукта”; в – третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5) Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, с другой – психологический дискомфорт, желание выйти из него и, таким образом, стимулирует творческий процесс.

6) Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

7) Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задач каждого этапа.

8) Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера (руководителя) как авторитета на всех этапах мастерской. Мастер не ставит вопросы и не отвечает на них. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками.

В работе мастерской можно выделить несколько этапов.

1) “Индуктор” (“ наведение ”) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во – первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный, так или иначе, со смыслом дальнейшей деятельности. Во – вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, что психологически готовит или становится условием дальнейшего движения творческой мысли. Индуктор – слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

2) “Самоконструкция” - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста.

3) “Социоконструкция” - построение этих элементов группой.

4) “Социализация” - предъявление созданного продукта всем участникам, все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обсуждено, все мнения услышаны , все гипотезы рассмотрены.

5) “Афиширование” - вывешивание работ учащихся и мастера в аудитории и ознакомление с ними. Все читают, обсуждают или зачитывают вслух.

6) “Разрыв” - психологическое состояние участника мастерской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Это внутреннее осознание участниками мастерской несоответствия своего старого знания новому, желание углубиться в проблему, сверить новые знания с литературным или научным источником.

7) “Рефлексия” - осознание собственных мыслей, чувств и поступков или отражение того, о чем думает другой человек (группа людей), отражение ощущений, возникающих у участников в ходе мастерской.

Необходимо обращать внимание на эффективность организации мастерской. Можно смело сказать, что мастерская состоялась, если: индуктор вызвал интерес учащихся, обеспечил мотивацию дальнейшей учебной деятельности, построение новых знаний опиралось на имеющийся у учащихся личный жизненный опыт. Имел место взаимообогащающий диалог всех участников мастерской.

Была обеспечена самостоятельность и свобода учащихся в выборе способов выполнения заданий, в мнениях и суждениях, в построении объяснений изучаемых фактов, явлений.

Имело место сопоставление собственных ответов с культурными аналогами.

Отсутствовали оценочные высказывания учителя, навязывание своего мнения, подчинение “авторитетам”.

Педагогическая мастерская – форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Результатом работы мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество – явления самоценные.

Вашему вниманию предлагается урок, проведенный по этой технологии.

9. МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКЕ

Тема “Односоставные предложения и особенности их употребления в художественном тексте”

Цели –1. Обобщить знания учащихся о типах односоставных предложений.

2. Показать роль односоставных предложений в художественном тексте.

3. Уметь использовать данные конструкции в собственной речи.

На доске: Тема урока “Односоставные предложения и ……………………. .”

Слова песни Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не надо опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не надо придавать значение злословью,

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова,

Давайте жить, во всем друг другу потакая,

Тем более, что жизнь короткая такая.

Из учащихся сформированы временные творческие коллективы (ВТК) по знакам Зодиака, что предполагает объединение в группы по “мотиву случайности” Для каждого ВТК определен тип односоставных предложений (назывные, обобщенно - личные и т.д.)

10. Ход урока

1. Приветствие мастера

2. Индуктор. Звучит музыка Б. Окуджавы “Давайте восклицать!”

Мастер: Какие ассоциации – слова (воспоминания, ощущения) вызвали у вас строчки песни Б. Окуджавы? Запишите, покажите своим друзьям по мастерской, обсудите, приготовьтесь к ответу.

Самоконструкция: Учащиеся работают индивидуально, затем знакомят со своими ассоциациями товарищей по ВТК.

Социоконструкция:Идет обсуждение в группах, ответы записываются на доске (например, восторг, любовь, дружба и. т.д.)

Мастер:Я хочу вас познакомить со своими ассоциациями

11. Концепция здоровьесберегающей технологии - student2.ru

Мастер: Есть ли какая – то логика в моих ассоциациях? Какая?

( Учащиеся определяют, что объединяет все эти слова ).

Социализация:

Мастер: Выделите ключевое слово (Настроение)

Как связана данная ассоциация с темой урока?

(благодаря односоставным предложениям в тексте Б. Окуджавы, создается определенное настроение грусти, ностальгии, любви и т.д.

Мастер: Итак, какая цель нашего исследования? (Показать роль односоставных предложений в создании настроения текста, особенности их употребления в художественном тексте).

Мастер дописывает на доске тему “и особенности их употребления в художественном тексте”.

Мастер:Чтобы ощутить себя творцами, попробуйте в ВТК написать миниатюру об осени, используя односоставные предложения указанного типа. Обсудите. (Звучит муз П. Чайковского из “Времен года”)

Мастер: Прочитайте. Скажите, какие настроения создают односоставные предложения?

(Ответы учащихся)

Мастер: У вас на столах тексты с рассказами В. Астафьева “Затеси”

“Затеси” - это короткие рассказы – воспоминания, раздумья о жизни, о природе, о любви, бытовые зарисовки. В них звучит страстный призыв писателя к ответственности человека за все, что происходит на Земле и в его личной жизни.

(Работа со словарем - найти определение, что такое затесь)

Мастер: И сегодня мы с вами постараемся увидеть, почувствовать, как удается “творить чудеса” великим писателям, проследим, как у Виктора Астафьева в “Затесях” “работают” односоставные предложения.

(Работа в ВТК Обсуждают коллективно, делают заметки)

Афиширование:

Каждый творческий коллектив выступает перед другими группами со своими обобщениями.

Мастер:Прослушав все выступления, сделайте вывод, обсудив в группах. Постарайтесь определить роль односоставных предложений одним словосочетанием.

Представители ВТК записывают на доске: для оживления рассказа, выразить мысль, выяснить настроение текста и т.д.

Мастер:Определите опорное сочетание (настроение текста). Вспомните о том, что в начале урока опорным словом в наших ассоциациях тоже было слово настроение.

Рефлексия:

Итак, что узнали на уроке нового? Сегодняшний урок помог вам получить новые знания? Появилось ли желание углубиться в проблему? Мы с вами прошли теоретический и практический путь в построении знаний, было ли вам трудно? Уютно? Комфортно? Поделитесь своими мыслями, поблагодарите друг друга за работу. Скажите, как вам было приятно работать вместе. Помните призыв Б. Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”

Кейс-технология.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. ... Кейсовая технология(метод) обучения – это обучение действием.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ.

Вид технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных имультимедийных учебных материалов. Используется для самостоятельного изучения студентами учебногоматериала при традиционном или дистанционном обучении.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ CASE STUDY — ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ «CASE STUDY». Технология обучения, возникшая в середине ХХ в. в стенах Гарвардской школы бизнеса. Получила широкое применение при подготовке специалистов разного профиля, прежде всего в области экономики, юриспруденции

Кейс-технология – современн

Наши рекомендации