Расчет площадей производственных отделений
Площади зон ТО и ремонта SЗ ориентировочно рассчитывают по числу машино-мест (постов) ПЗ находящихся в зоне, с учетом площади, занимаемой машиной в плане SМ, и площади рабочих мест fм, а также в зависимости от расположения постов и наличия проездов.
При расположении тупиковых параллельных постов один ряд без проезда:
Площадь рабочих мест, организуемых для одного рабочего поста, обычно составляет 40…80 м2 (для крупногабаритных машин больше).
При наличии общего проезда площадь зоны
где, kпл – коэффициент плотности расстановки постов (в зависимости от габаритных размеров машин, числа и расположения постов kпл = 5…7, а для поточных линий kпл = 4…4,5.
Если в зонах ТО и ремонта предусматривается установка оборудования вне рабочих постов,
где, SО – суммарная площадь, занятая оборудованием, находящимся в зоне вне рабочих постов.
Площади производственных помещений рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием:
Где, kпл – коэффициент плотности расстановки оборудования, учитывающий рабочие проходы и проезды в отделении, участке.
SО – суммарная площадь установленного оборудования в плане.
Допускается рассчитывать площадь отделения по числу работающих в наиболее нагруженную смену
где, f1 и f2 – удельные площади, приходящиеся соответственно на первого и каждого последующего рабочего, м2;
NР – число работающих в данном отделении в наиболее нагруженную смену.
Удельные площади f1 отделений, где предусматривается один работающий, могут быть увеличены для смешанного парка машин в 1,2…1,5 раза.
Удельные площади и коэффициенты плотности расстановки оборудования в отдельных предприятиях даны в табл 5.1. Приложения 5.
Окончательно площади зон и участков определяются графическим методом с учетом сетки колон.
2.2.6. Объемно – планировочные решения и строительные требования
При проектировании и реконструкции мастерских дорожных хозяйств необходимо руководствоваться требованиями, которые даны в следующих документах:
* СНиП II-М. 2-72 “Производственные здания промышленных предприятий”;
* СНиП II–93–74 “Предприятия по обслуживанию автомобилей”;
* СНиП II-М. 3-68 “Вспомогательные здания и помещения промышленных предприятий”;
СП 245-71 “Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий”.
В зависимости от конструкции производственные здания могут быть бескаркасные, с неполным каркасом и каркасные.
В зданиях с железобетонным каркасом пролеты могут быть 6, 12, 18 и 24 м (реже 9 м), а со смешанным каркасом – 30 и 36 м.
Шаг колон и строительных конструкций принимается 6 или 12 м.
Высота до низа строительных конструкций (с кратностью 0,6 м) – 3; 3,6; 4,2; 4,8; 5,4; 6,0; 7,2 и т.д.
Габариты здания (помещения) зоны, участка или отделения окончательно определяем исходя из расчетной площади с корректированием длины и ширины, чтобы они были кратными, принятому шагу колон.
Где, Fуч – площадь зоны, участка, отделения, м2.
Вуч – ширина зоны, участка, отделения, м.
Длина зоны или участка не кратной 3 или 6 м, т.к. разрешается установка перегородок не по колоннам.
Затем определяем откорректированную площадь зоны или участка:
Fуч = Bуч x Lуч
В пояснительной записке указывают:
Толщину стен (кирпичные 510; 380 мм, каркасные (панели) 300; 240; 200 мм);
Толщину перегородок (из кирпича 380; 250; 120 мм, из ж/б панелей 70…120 мм);
Размеры колон принимаются 600х600 мм.
Число ворот, их размеры и размещение зависит от особенностей технологического процесса.
Обычные размеры ворот для пропуска дорожных машин – 3х3; 3,6х3; 4х4,2; 4,2х4,2; 4,8х5,4 м.
Высота и ширина проема ворот должна быть соответственно на 0,2 и 0,6 м больше габаритных размеров машины.
Ширину и высоту дверей (ширина дверных проемов – 1,0; 1,5; 2,0 и 2,4 м, высота 1,8…2,4 м.
Ширину и высоту окон (ширина 1,5; 2,0; 3,0; 4,0 м, высота окна должна быть кратная 0,6 определяется по расчету и может быть 1,2; 1,8; 2,4; 3,0; 3,6; 4,2; 4,8 м);
Высоту помещения (для участков – 3,6 – 4,2 м, для зон – 8 – 12 м);
Материал полов.
Пол рекомендуется:
- в зоне ТО и ремонта – цементный на бетонном основании;
- на слесарно – механическом участке – деревянный торцевой;
- на медницко – радиаторном, сварочном участках – из керамических плит или цементный на бетонном основании;
- на участке ремонта топливной аппаратуры, гидроаппаратуры – из торцевой плитки, деревянный или из керамической плит.
Планировка помещения разрабатывается на основе данных о расчетных площадях и составе оборудования.
Посты в зонах ТО и ремонта размещаются так чтобы избежать маневрирования в зонах, обеспечить удобное перемещение оборудования около машин и между самими постами.
Расстояние между осями постов должно быть не менее 5 м.
Ширина проезда в зоне с параллельно расположенными напольными постами при угле расстановки 900 определяется соотношением Ш=1,2LМ , где LМ – длина машины
Расстояние между стенами и строительными конструкциями должно составлять 500…800 мм. Допустимые расстояния при размещении оборудования приведены в табл.6.1 и 6.2 Приложения 6.
Слесарные верстаки можно устанавливать вплотную друг к другу боковыми или задними сторонами и располагать вдоль стены или перпендикулярно к ней.