Нормативные органы по стандартизации

4.1.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ.

Стандартизация представляет собой краеугольный камень обепечения и повышения качества. Одной из важнейших особенностей развития сотрудничества стран в области стандартизации на многосторонней основе является заметный количественный, структурный и функциональ­ный рост международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Этому несомненно способствовал переход работ и области международной стандартизации на качественно новый этап развития, вызванный расширением и углублением международного сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности.

Из четырех с лишним тысяч международных организаций (всемир­ных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации.

После окончания Второй Мировой войны, в октябре 1946 г., по ре­шению ООН была создана Международная организация по стандар­тизации (ИСО). На заседании Генеральной ассамблеи ООН был при­нят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структур, функции основных органов и методы их работы.

В уставе ИСО записано, что «целью организации является содей­ствие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расши­рения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, техни­ческой и экономической деятельности».

Для достижения этой цели ИСО может:

- принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном мас­штабе стандартов и связанных с ними областей;

- разрабатывать и публиковать международные стандарты при ус­ловии, что в каждом случае стандарт будет одобрен, если за него было отдано две трети голосов активных членов технического ко­митета или подкомитета и против - не более четверти от общего числа голосов;

- организовывать обмен информацией о работе своих комитетов-членов и технических комитетов;

- сотрудничать с другими международными организациями, заин­тересованными в смежных вопросах.

В ИСО установлены два вида членства — комитеты-члены и чле­ны-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные организации по стандартизации. Российскую Федерацию в ИСО пред­ставляет ФАТР и М (б.Госстандарт России).

Органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея, Совет, Комите­ты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Струк­тура ИСО приведена на рис. 34.

нормативные органы по стандартизации - student2.ru

Рис.34 Структура ИСО

Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой органи­зации руководит Совет, во главе которого стоит президент ИСО. Совет состоит из 18 членов - представителей национальных организаций по стандартизации, избираемых на 3 года. Для рассмотрения и подготов­ки решений по вопросам, представляющим интересы для всей орга­низации в целом, Советом создаются постоянные и временные комитеты Совета.

Основным видом деятельности ИСО является разработка междуна­родных стандартов, поэтому главным структурным подразделением - рабочими органами этой организации являются: технические коми­теты, подкомитеты, рабочие группы. В общей сложности насчитывается около 2500 рабочих органов ИСО.

Технические комитеты ИСО ведут работу по международной стан­дартизации в определенной области.

Если работа, проводимая техническим комитетом, охватывает ши­рокий круг вопросов, то в рамках технического комитета создаются подкомитеты. Например, в ИСО/ТК 20 «Авиационные и космические летательные аппараты» входят десять подкомитетов.

Сегодня практически нет такой области, в которой не были бы раз­работаны стандарты ИСО.

Все стандарты, разработанные ИСО (более 9 тысяч) в различных областях техники, распределяются следующим образом:

машиностроение - 29,5% от общего числа; химия - 3,4%: неметал­лические изделия - 12,2%; руды и металлы - 9,1%; информационная техника - 8,8%; сельское хозяйство - 8,5%; строительство - 3%; спе­циальная техника - 3%; охрана здоровья и медицина - 3,3%; осново­полагающие стандарты - 3,3%; окружающая среда - 3%; упаковка и транспортировка товаров - 1,8% и др.

Как видно из этих данных, здесь отсутствуют стандарты в области электротехники, электроники и связи, так как разработкой стандартов в этих областях занимается Международная электротехническая ко­миссия (МЭК) в соответствии с действующим между ИСО и МЭК соглашением.

В последние годы во всех странах большое внимание уделяется вопросам создания на предприятиях современных систем качества. В ряде стран (США, Франция, Великобритания и др.) были разработаны и утверждены национальные стандарты, содержащие рекомендации по созданию таких систем. С целью разработки единообразного подхода к решению вопроса качества продукции был создан ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», задачей которого является стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. На основе обобщения национального опыта стран в этой области ИСО/ ТК 176 были разработаны и в 1987 г. впервые опубликованы стандарты ИСО серии 9000.

В соответствии с предоставленными Законом «О стандартизации» полномочиями, ФАТРиМ России, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и общественными объединениями, участвуют в работе ИСО. Представители России актив­но участвуют в работе 134 ТК ИСО и возглавляют работы 52 ТК ИСО.

В заключение информации о деятельности ИСО необходимо отме­тить, что международные стандарты ИСО не являются обязатель­ными: каждая страна вправе применять их целиком, отдельными раз­делами или вообще не применять.

Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изгото­вители продукции, стремящиеся поддерживать высокую конкурен­тоспособность продукции, вынуждены применять стандарты ИСО и других международных организаций. Поэтому при разработке между­народных стандартов идет серьезная борьба между отдельными стра­нами, отдельными крупнейшими мировыми изготовителями соответ­ствующей продукции за формулировки требований, которые заклады­ваются в эти стандарты.

Наши рекомендации