Нормативные органы по стандартизации
4.1.1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ.
Стандартизация представляет собой краеугольный камень обепечения и повышения качества. Одной из важнейших особенностей развития сотрудничества стран в области стандартизации на многосторонней основе является заметный количественный, структурный и функциональный рост международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Этому несомненно способствовал переход работ и области международной стандартизации на качественно новый этап развития, вызванный расширением и углублением международного сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности.
Из четырех с лишним тысяч международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации.
После окончания Второй Мировой войны, в октябре 1946 г., по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). На заседании Генеральной ассамблеи ООН был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структур, функции основных органов и методы их работы.
В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».
Для достижения этой цели ИСО может:
- принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ними областей;
- разрабатывать и публиковать международные стандарты при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен, если за него было отдано две трети голосов активных членов технического комитета или подкомитета и против - не более четверти от общего числа голосов;
- организовывать обмен информацией о работе своих комитетов-членов и технических комитетов;
- сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.
В ИСО установлены два вида членства — комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные организации по стандартизации. Российскую Федерацию в ИСО представляет ФАТР и М (б.Госстандарт России).
Органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Структура ИСО приведена на рис. 34.
Рис.34 Структура ИСО
Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой организации руководит Совет, во главе которого стоит президент ИСО. Совет состоит из 18 членов - представителей национальных организаций по стандартизации, избираемых на 3 года. Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам, представляющим интересы для всей организации в целом, Советом создаются постоянные и временные комитеты Совета.
Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов, поэтому главным структурным подразделением - рабочими органами этой организации являются: технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы. В общей сложности насчитывается около 2500 рабочих органов ИСО.
Технические комитеты ИСО ведут работу по международной стандартизации в определенной области.
Если работа, проводимая техническим комитетом, охватывает широкий круг вопросов, то в рамках технического комитета создаются подкомитеты. Например, в ИСО/ТК 20 «Авиационные и космические летательные аппараты» входят десять подкомитетов.
Сегодня практически нет такой области, в которой не были бы разработаны стандарты ИСО.
Все стандарты, разработанные ИСО (более 9 тысяч) в различных областях техники, распределяются следующим образом:
машиностроение - 29,5% от общего числа; химия - 3,4%: неметаллические изделия - 12,2%; руды и металлы - 9,1%; информационная техника - 8,8%; сельское хозяйство - 8,5%; строительство - 3%; специальная техника - 3%; охрана здоровья и медицина - 3,3%; основополагающие стандарты - 3,3%; окружающая среда - 3%; упаковка и транспортировка товаров - 1,8% и др.
Как видно из этих данных, здесь отсутствуют стандарты в области электротехники, электроники и связи, так как разработкой стандартов в этих областях занимается Международная электротехническая комиссия (МЭК) в соответствии с действующим между ИСО и МЭК соглашением.
В последние годы во всех странах большое внимание уделяется вопросам создания на предприятиях современных систем качества. В ряде стран (США, Франция, Великобритания и др.) были разработаны и утверждены национальные стандарты, содержащие рекомендации по созданию таких систем. С целью разработки единообразного подхода к решению вопроса качества продукции был создан ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», задачей которого является стандартизация и гармонизация основополагающих принципов систем обеспечения качества. На основе обобщения национального опыта стран в этой области ИСО/ ТК 176 были разработаны и в 1987 г. впервые опубликованы стандарты ИСО серии 9000.
В соответствии с предоставленными Законом «О стандартизации» полномочиями, ФАТРиМ России, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, организациями и общественными объединениями, участвуют в работе ИСО. Представители России активно участвуют в работе 134 ТК ИСО и возглавляют работы 52 ТК ИСО.
В заключение информации о деятельности ИСО необходимо отметить, что международные стандарты ИСО не являются обязательными: каждая страна вправе применять их целиком, отдельными разделами или вообще не применять.
Однако в условиях острой конкуренции на мировом рынке изготовители продукции, стремящиеся поддерживать высокую конкурентоспособность продукции, вынуждены применять стандарты ИСО и других международных организаций. Поэтому при разработке международных стандартов идет серьезная борьба между отдельными странами, отдельными крупнейшими мировыми изготовителями соответствующей продукции за формулировки требований, которые закладываются в эти стандарты.