Современные методы управления и создания ценности продукции
В настоящем параграфе кратко рассматриваются современные методы МК, основанные на идеях методов бережливого производства – ЛИН [13,14], шести сигм- МШС [18-20] и системы сбалансированных показателей –ССП [16].
3.2.1 ЛИН+МШС
Два этих метода рассмотрим совместно, поскольку все передовые фирмы стали использовать интегрированную систему ЛИН+МШС. Период формирования концепций «Шесть сигм» и «Бережливое производство» приходится на середину 80-х годов прошлого столетия. В то время в сфере производства были установлены самые высокие требования к качеству продукции и экономии ресурсов и все чаще стали говорить о качестве, как об основной составляющей ценности продукции (более подробно см.главу 6). Метод «Бережливое производство» (Lean production) создавался для оптимизации затрат в автомобильной промышленности Японии, метод «Шесть сигм» обязан своим рождением фирме “Motorolla” США, как программа борьбы с дефектами готовой продукции путем снижения вариабельности процессов при производстве полупроводников. Вполне естественно, что пионерами в применении этих концепций были производственные предприятия [16].Нарастающая конкуренция подталкивала производителей услуг и интеллектуальной продукции, государственные и общественные организации к поиску новых путей поддержания и повышения спроса. Пройдя многократную апробацию на предприятиях как производственной, так и непроизводственной сфер, методы «Шесть сигм» -МШС и «Бережливое производство» - ЛИН обрели универсальность и стали одними из наиболее востребованных направлений в управлении качеством.
Соотношение «числа успешных внедрений» к «общему числу внедрений» у них выше по сравнению с другими методами и концепциями менеджмента качества|. Кроме субъективных факторов успеха, обусловленных стараниями учебных центров и консалтинговых фирм, есть и ряд объективных факторов.
Применительно к МШС среди факторов успеха выделим самый существенный — высокая организованность. Высокая организованность — это одна из наиболее отличительных особенностей американского бизнеса, которая выражается в следующем:
• вся деятельность проводится в рамках проектов, каждый из которых имеет установленные цели, сроки, бюджет, распределение ответственности и полномочий, требования к определению рисков, ведению записей и т. д.;
• требования к знаниям и умениям персонала, задействованного в проектах, четко определены и классифицированы по категориям («черный пояс», «зеленый пояс» и т. д.);
• ход каждого проекта регулярно отслеживается с помощью установленной системы измеряемых показателей — «метрик».
Наибольшее внимание при этом уделяется выбору проектов, который должен быть обоснован как с точки зрения наибольшей экономической целесообразности, так и с точки зрения возможности выполнения на практике.
Метод ЛИН, впервые сформировавшийся на “Toyota”, имеет другие факторы успеха. Высокая организованность является уже не фактором достижения успеха, а получаемым результатом. Здесь впервые была провозглашена идея создания ценности, включающая в себя качество, себестоимость и время выхода на рынок, схема потока создания ценности представлена на рис.19.
Достигаемая высокая организованность процессов (как основных, так и вспомогательных) позволяет предприятию сэкономить значительный объем ресурсов. Помимо того что метод ЛИН подразумевает принципиально новые подходы к культуре менеджмента и организации предприятия [13], он также предлагает набор инструментов, позволяющих удешевлять и ускорять процессы [14]. Кроме хорошо известных специалистам по качеству инструментов (см. рис16, а также канбан - точно вовремя (just in time), 5S, кайдзэн (концепция непрерывного улучшения), покэ-ёка (метод защиты от ошибок), была предложена идеология управления потоком создания ценностей (value stream management) -рис.20 [3].
Рис.19 Поток создания ценности
На рис.19 темным цветом выделены потери. Их принято делить на две группы:
- потери первого рода, не добавляющие ценности, но необходимые по технологическому циклу, например, операции контроля.
- потери второго рода, не добавляющие ценности, но которые надо устранить или минимизировать
Учитывая наличие этих потерь, составляется карта текущего состояния «как есть» и прогнозируется карта будущего состояния « как должно быть» (рис.20)
Рис. 20 иллюстрирует идею минимизации потерь. Потери первого рода уменьшаются за счет оптимизации необходимых, но не добавляющих ценности операций, а потери второго рода минимизируются или устраняются полностью, а ценность при этом возрастает. К числу потерь второго рода относят:
• Процессы, ведущие к перепроизводству.
• Процессы ожидания.
• Процессы лишней транспортировки.
• Процессы излишней обработки.
• Процессы, приводящие к избытку запасов.
• Процессы, содержащие лишние движения.
• Процессы, создающие дефекты.
• Группа процессов связанная с потерями, обусловленными игнорированием человеческого фактора.
Последовательное или взрывное уменьшение таких процессов позволяет сократить время и приблизить уровень издержек к минимуму.
Объединяет эти методы обоюдный интерес к отдельно взятому процессу. Методы «Шесть сигм» и ЛИН идеально дополняют друг друга. Ответы на вопросы, касающиеся взаимодополнения этих можно найти в публикациях Майкла Джорджа, одного из первых идеологов ЛИН +МШС [14].
Каждый из методов обладает набором достоинств и недостатков, которые сведены в таблицу10
Таблица 10 Сопоставление ЛИН и МШС
Из этой таблицы видно, что в интегрированном методе ЛИН+ МШС ответы на вопрос «как организовать деятельность?» взяты из метода «Шесть сигм», а на вопрос «что делать?» — в основном, из метода ЛИН. В итоге интегрированная система практически не имеет недостатков.
Графическое сравнение результатов деятельности предприятия с использованием интегрированной концепции «Шесть сигм» + «Бережливое управление» с результатами концепций «Шесть сигм» и «Бережливое управление», применяемых по отдельности, приведено на рисунке 21.
Выделим несколько основных принципов, сопутствующих успеху при реализации метода ЛИН+МШС:
• заинтересованность руководства;
• выделение ресурсов;
• опыт успешных проектов.
Рис.21 Результат интеграции методов ЛИН и ШС
При реализации ЛИН+МШС к ресурсам относят оплаченное время персонала, затраты на его обучение и на приобретение средств, необходимых для подготовки и выполнения проектов. Руководство должно получить объем знаний, необходимый для контроля и управления этой деятельностью.
В Российской Федерации созданы ассоциации ЛИН и МШС, которые проводят активную работу по популяризации этого метода. Ряд предприятий с успехом применяют их на практике. Первые успехи должны пробудить желание изучать и апробировать новые концепции и методы повышения качества и снижения затрат. Благо, что метод ЛИН+МШС позволяет совершенствовать свою деятельность постепенно, от проекта к проекту.