Развитие процесса внедрения инноваций
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем (см. рис.15).
Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Государственная инновационнаяполитика– это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Представляется в разрабатываемых правительством Российской Федерации:
· концепции социального и экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу
· программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Формирование и осуществление государственной инновационной политики Российской Федерации обеспечивают органы государственной исполнительной власти Российской Федерации, назначаемые Правительством Российской Федерации. Инновационная политика субъектов Российской Федерации формируется и реализуется органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом государственной инновационной политики Российской Федерации и интересов регионов. К разработке и реализации государственной инновационной политики могут привлекаться общественные объединения, действующие в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Устойчивость развития может быть достигнута посредством результативного управления организацией через понимание среды, в которой действует организация, обучение и соответствующее применение улучшений и инноваций. Стандартом ISO 9004:2009 [3] определено, что инновации могут применяться на всех уровнях через изменения в:
- технологии или продукте;
- процессах;
- организации;
- системе менеджмента организации.
Новый фокус менеджмента качества на поддержку устойчивого развития и создание конкуренции невозможен без инноваций. В свою очередь системы менеджмента могут помочь достичь инновационности через активное обучение и стратегическое партнерство.
Политика, формируемая Министерством образования и науки Российской Федерации, нацелена на реализацию этих целей и задач. Основные задачи, которые призвана решать созданная федеральная целевая научно – техническая программа: определение приоритетов в сфере науки и технологий и их реализация; развитие системы научных и технических приоритетов, механизмов создания и построения государственно-частного партнёрства; развитие инфраструктурной деятельности, т.е. построение инновационной инфраструктуры в России. По шести основным научно – техническим направлениям сформированы приоритеты:
· наноиндустрия и перспективные материалы;
· энергосберегающие технологии и альтернативные источники энергии;
· технологии живых систем;
· информационно-телекоммуникационные системы;
· экология и рациональное природопользование;
· безопасность и противодействие терроризму.
В программе следует отметить 3 основных блока, в рамках которых строится работа: генерации знаний, разработка технологий и коммерциализация технологий.
Первый блок – генерация знаний
В рамках этого блока реализуется около 250 проблемно-ориентированных поисковых исследований фундаментального характера и прикладные разработки. Осуществляется также поддержка научно–организационного и методического обеспечения интеграции научной и образовательной деятельности, поддерживаются пилотные проекты в этой сфере, создаются научно-образовательные комплексы.
Второй блок – разработка технологий
Этот блок ориентирован на поддержку и развитие прикладных научных исследований и разработок. В рамках этого блока около 120 опытно–конструкторских, технологических и экспериментальных разработок впервые получили финансовую поддержку. Каждый проект получал в среднем около 10 млн. рублей. Это примерно на порядок больше того, что было до реализации последней редакции программы.
Третий блок программы – коммерциализация технологий
В первую очередь, здесь следует говорить о создании и развитии эффективных механизмов государственного и частного партнёрства.
После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну. В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.
Однако понимая, что преимущество в технологической сфере является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности страны, в последнее время правительство осуществляет конкретные шаги по развитию инновационного потенциала. Можно отметить как целые отрасли, по которым российские разработчики завоевали мировое лидерство, так и отдельные передовые технологии. Имеются три уровня технологического превосходства:
1) Целая отрасль, в которой Россия имеет значительные достижения (космическая, ядерная техника).
2) Технологическое направление, в котором Россия имеет разработки мирового уровня, например новые металлические и неметаллические материалы, сварка, неразрушающий контроль, упрочняющие технологии, химические технологии, композиционная керамика и другие.
3) Отдельные технологии, имеющие мировой уровень, но относящиеся к отрасли, по которой Россия отстает от мирового уровня (например, биотехнологии или технология производства подложек из карбида кремния для микроэлектронной техники).
Сравнение уровня развития критических базовых технологий России с США, проведенное ГосНИИ авиационных систем, свидетельствует о наличии отставания от мирового уровня по многим технологиям (таблица 7). Вместе с тем в половине технологических направлений имеются значительные технические или приоритетные достижения в отдельных областях [13].
Таблица 7 Сравнение технологий
№ п/п | Наименование технологического направления | Уровень технологии РОССИИ | Уровень технологии США | Страна с наивысшим уровнем развития технологии |
Технологии новых материалов | США | |||
Микроэлектронные технологии | Япония | |||
Оптоэлектронные технологии | США | |||
Лазерные технологии | США | |||
Радиоэлектронные технологии | США | |||
Компьютерные технологии | США, Япония | |||
Информационные технологии | США, Япония | |||
Ядерные технологии | США, Россия | |||
Технологии промышленного оборудования | * | |||
Технологии двигательных установок | США | |||
Технологии энергетики и энергосбережения | * | |||
Технологии спецхимии и энергонасыщенных материалов | США | |||
Биотехнологии | Япония | |||
Уникальная экспериментальная база | США | |||
Технологии обеспечения экологически чистой среды обитания | * |
Условные обозначения:
Примечание 1.Значительное отставание по важным аспектам 2.Общее отставание, определенные достижения в отдельных областях 3.Значительные технологические достижения, приоритетные достижения в отдельных областях 4.Высокий уровень развития технологии, мировое лидерство *Ввиду многопрофильности технологического направления определить мирового лидера не представляется возможным | |||||||||||||||||||||||
* | Весьма показательным является сравнение критически важных технологий России с прогнозом технологического развития Японии на период до 2015 года в области электроники и новых материалов (таблица 8). Высокая степень совпадения свидетельствует о намерении России ликвидировать отставание от наиболее развитых в технологическом отношении стран. Таблица 8 . Сравнение с Японией
Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство, ясно понимает, что «сырьевое благополучие» играет большую роль в финансовом благополучии, однако его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики. В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом, при чём получило широкое распространение получила специализация и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране это посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение фигурируют чёткие направления развития науки. Хотя на организационном уровне ощущается нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах. Создание российской венчурной компании – это шаг правительства в направлении привлечения крупного бизнеса в инновации. Государство предлагает в управление свои деньги, при этом сохраняя права на плоды венчурных проектов. Вторым шагом является создание Банка развития. Эта организация создаётся на базе уже существующих банков, что делает значительно проще организацию и структурирование финансовых потоков. Условия предоставления финансовых ресурсов подразумевают под собой наличие определенной инновационной составляющей, что дополнительно усиливает его роль в строительстве инновационной системы РФ. Третьим шагом является создание технопарков, наукоградов и академгородков. Роль технопарков в становлении инновационной системы в официальных документах правительства очень велика. Можно сделать вывод о том, что правительство возлагает серьёзные надежды на технопарки. А вот с наукоградами всё гораздо хуже. И в первую очередь в связи с проблемами политического характера. Их будущее хотя и туманно, но всё-таки закреплено в соответствующих документах. Исходя из текущей ситуации, можно сделать вывод, что государство не ставит программу развития наукоградов в статус приоритетной. В Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2013-2018» можно увидеть четкую линию правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, он отражает понимание верхами требований времени и необходимости адекватного ответа на них. Однако, несмотря на то, что деньги выделяются немалые они не дотягивают до уровня мировых лидеров. На нанотехнологии (а это один из приоритетных проектов), в рамках данной программы, планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год. Для сравнения: одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в этой области, требует финансирования в объеме около 200 млн. долларов. Еще одно сравнение. В 2006 году свой план вложений в инновационные технологии обнародовала компания General Motors. Объем инвестиций – 15 млрд. долларов в течении 5ти лет. Одна компания тратит на исследования втрое больше, чем все наше государство! Но в целом позитивная динамика в этом направлении есть. Недостаток финансирования возможно частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях. |
Контрольные вопросы к главе 2
1. В чем смысл зависимости «конкурентные ножницы»
2. В чем смысл пассивного управления качеством
3. Составляющие стоимости производства единицы продукции – СПЕП
4. Зависимость стоимости работ по обеспечению качества при начале работы с разных этапов жизненного цикла продукции
5. Основные этапы развития менеджмента качества
6. Основные принципы всеобщего управления качеством –ВУК – TQM
7. Назовите существующие модели ВУК
8. Основные составляющие ВУК
9. Основной смысл премий по качеству
10. Принципы менеджмента качества по ISO 9000
11. Плюсы и минусы стандартов ISO 9000
12. Отличительные черты ISO 9004- 2009
13. Основные отличия 9001-2015
14. Основные черты идеологии «деловое совершенство»