Глава 1 общее представление о техническом прогрессе и категории «качество»

Научно-технические революции в истории человечества

Техногенная цивилизация началась задолго до компьютеров, и даже задолго до паровой машины. Ее предпосылки были заложены двумя первыми культурно-историческими этапами развития – античным и средневековым.

В настоящее время общепризнанно, что техника является неотъемлемой частью нашей жизни и определяющей социокультурной ценностью современной цивилизации. Эту цивилизацию, зародившуюся в Европе в XVI–XVII вв., часто называют техногенной, подчеркивая особую роль технического прогресса в ее развитии. В основе современного развития техногенной цивилизации лежит развитие технологий. Выделим основные слагающие понятия «технология»:

1) Совокупность технического знания, правил и понятий.
2) Практика инженерных профессий, включая нормы, условия и предпосылки применения технического знания.

3) Технические средства, инструменты и изделия (собственно техника).
4) Организация и интеграция технического персонала и процессов в крупномасштабные системы (индустриальные, военные, коммуникационные и т.п.).

5) Социальные условия, которые характеризуют качество социальной жизни как результата накопления технической деятельности.

Специальная наука –науковедение подробно рассматривает стадии развития человеческого общества и типы НТР, возникающих на этих стадиях. В таблице 1 приведена общепринятая обобщающая классификация стадий развития человечества и содержание НТР.

Прежде чем более подробно рассмотреть три основных слагающих современной НТР, дадим краткий комментарий пункту таблицы, отмеченному звездочкой [12].

Таблица 1. Содержание НТР на различных стадиях

СТАДИЯ ПЕРИОД РЕЗУЛЬТАТЫ
АГРАРНАЯ До XVII Огонь, колесо, механизмы
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ
  • Постиндустриальная
XVII – XX НТР 1- Паровые машины, НТР 2 –Электричество, радиосвязь, телефон НТР 3 -Атомная энергия, космос, генетика, ЭВМ
ИНФОРМАЦИОННАЯ · Мир коммуникаций · Мир интеллекта · Мир сверхразума –проблемы мыслительной деятельности* XX – XXI 1970-1990 1990-2005 2000 и далее НТР 4 – ИТ, менеджмент, качество Интернет, сети ЭВМ АСУ, нейронные сети Гибкие системы управления, био-интеллектуальные технологии, нанотехника - метакибернетика

* Проблемы вышли за пределы эмпирических знаний человека

В современном информационном мире возникли глобальные проблемы, выходящие за пределы эмпирических знаний человека.

• В современной индустрии примером такой проблемы является высокий уровень аварий и катастроф из-за так называемого "человеческого фактора" и огромные финансовые потери промышленных предприятий из-за запоздалых, неправильных или неоптимальных действий инженерно-технического персонала этих предприятий в процессе обслуживания и эксплуатации производственного оборудования.

• В современной экономике такой проблемой является неоптимальное решение всевозможных задач управления, возникающих в процессе функционирования предприятий, работающих в современной индустрии.

• В общественной сфере наиболее ярким примером такой проблемы является проблема мирного преодоления национальных конфликтов в отдельных странах мирового сообщества и преодоления глобального террора, представляющего реальную угрозу для гармоничного развития мирового сообщества.

• В высшем образовании такой проблемой является отсутствие специалистов в области оптимального решения глобальных проблем современного постиндустриального мира.

Решению указанных проблем способствует активная и результативная деятельность в области основных составляющих НТР 21 века, а именно в информационных технологиях, менеджменте и качестве. Рассмотрим эти составляющие более подробно

Основные составляющие НТР двадцать первого века

Информационные технологии

Науковедение утверждает, что прогресс технических средств развивается по экспоненциальному закону (рис.1). Ускорение темпов наглядно видно и на сокращении периода освоения изобретений. Так, время между появлением изобретения и его практическим использованием составляло для: бумаги - 1000 лет; паровой машины - 80; телефона - 50; самолета - 20 лет; транзисторной техники - 3 года; волновых передач - 1 год; лазеров - 0,5 года; факсов - всего 3 мес.

Особенно заметен прогресс в информационных технологиях, характеризующихся:

· возрастанием скорости передачи сообщений;

· увеличением объема передаваемой информации;

· ускорением обработки информации;

· увеличением объема добываемой новой информации и ускорение ее внедрения;

· наглядным отображением информации в процессах управления;

ростом технической оснащенности управленческого труда.

глава 1 общее представление о техническом прогрессе и категории «качество» - student2.ru

Рис.1 Темп появления значительных изобретений

Сегодня нет ни одной сферы человеческой деятельности, где бы не применялись достижения ИТ. Приведем несколько примеров развития вычислительной техники.

а) возрастание скорости передачи сообщений. Так, соотношение пропускной способности каналов связи следующее: телеграфа - 1; телефона - 333; интернет - 950 000. С освоением космоса появились громадные возможности по ускорению сбора и передачи информации, коммуникационные спутники позволили создать глобальные системы связи и навигации.

б)Ускорение обработки информации.Принятию решений всегда предшествует обработка информации. Основу этой обработки составляют вычислительные операции, скорость которых до второй половины XX в. была весьма ограниченной. Уже первые ЭВМ, например ЭНИАК (США, 1946 г.), по своей производительности столь значительно превзошли обычные арифмометры и логарифмические линейки, что первоначально создателям казалось, что для удовлетворения потребностей науки и производства, даже в такой стране, как США, будет достаточно иметь всего несколько таких машин. Однако насущные нужды технического прогресса и объективная производственная необходимость потребовали не только создания сотен тысяч новых ЭВМ, но и повышения производительности вычислительных работ на них (рис.2).

Производительность современных суперЭВМ уже превышает сотни терафлопс – 1012 коротких операций в секунду (суперЭВМ Tianhe свыше 300 терафлопс в обычном режиме) и на подходе ЭВМ с петафлоповой (1015 коротких операций в секунду) производительностью. Однако, прогресс не остановим и многие ученые работают над созданием более производительных квантовых ЭВМ, построенных на принципах квантовой физики.

глава 1 общее представление о техническом прогрессе и категории «качество» - student2.ru

Рис.2 Рост производительности ЭВМ

Заключая этот раздел еще раз подчеркнем, что информационные технологии позволяют интегрировать все этапы жизненного цикла любого процесса при любом виде человеческой деятельности. Во всем мире активно используются методы CALS (компьютерной поддержки жизненного цикла), CASE (компьютерной поддержки разработки программного продукта, варианты IDEF (интегрированное объединение методов автоматизации) - технологий. Существует множество фирм, разрабатывающих интеллектуальные информационные системы и большое разнообразие программного обеспечения. Среди многообразия программного обеспечения следует отметить ПО фирмы Computer Associates (CA) AllFusion Modeling Suite которое находит широчайшее применение при решении задач менеджмента, проектирования и исследования систем. В AllFusion входят такие известные ПО как Bpwin, Erwin, Data Flow, поддерживающие технологии IDEF 0 и IDEF 3.

1.2.2 Менеджмент [ 1-5,7,8,12-21]

Прежде чем рассмотреть историю развития и основные цели и задачи менеджмента дадим определение самому понятию. В литературе встречается много различных определений, но все они не дают четкого представления об искусстве управления – менеджменте. Во первых, всегда надо помнить о том, что среди смысловых обозначений глагола to manage прежде всего звучит «руководить, заведовать, управлять», т.е. иметь дело с людьми, а у глагола to control - «управлять, регулировать, контролировать», т.е. иметь дело с техникой.

На рис.3 приведены определение менеджмента и его основные функции.

МЕНЕДЖМЕНТ- совокупность принципов, методов и средств управлениялюдьми в организации, направленная на достижение её целей, например получения прибыли
УПРАВЛЕНИЕ
ЛЮДИ
ЦЕЛИ
ОРГАНИ ЗАЦИЯ
ВИДЕНИЕ МИССИЯ ЦЕЛИ ЗАДАЧИ

Рис.3 Определение и основные функции менеджмента

Первыми трудами по менеджменту принято считать:

–- кодекс царя Хаммурапи (Вавилон1792 - 1750 гг. до н. э)
–– труды Конфуция (Китай, 551–479 гг. до н. э.),
–- трактат "Артхашастра" (Индия, 321—297 года до н. э.)

Дальнейшая история развития идей менеджмента связана с именами греческих философов Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем). В средние века можно отметить идеи Августина (354–430) и Фомы Аквинского (Аквината) (1225–1274);учение Ибн-Халдуна (1332-1406); «Русскую правду» (XII - XIII вв.) М. Башкина (XVI в.). Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие периоды. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово. Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.

К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

Классическое направлениеменеджмента включало в себя три области [13,15]:

– научный менеджмент – акцент делался на научно обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение менеджмента в виде промышленного (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

– административный менеджмент - внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

– концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).

Как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX–XX вв. Именно в этот период появились первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью, послужившие основой для дальнейших многочисленных работ по теории менеджмента.

В таблице 2 приведены примерные этапы развития менеджмента. При этом необходимо иметь в виду, что само понятие менеджмента начинает размываться и сегодня все больше входит в моду понятие кеучинга (coach инструктор, тренер, наставник, синоним - instruct, prompt).

Таблица 2 Этапы менеджмента

№№ Наименование этапа Автор Недостатки
  Разделение труда- путь к росту производительности 1830-1885 Роберт Оуэн 1836 Адам Смит 1850   Утрата индивидуальности
    Принципы научного управления 1885- 1920 (рационализация процессов, нормирование, выделение управленческих функций) Фредерик Тейлор Генри Форд, Френк Гилбрет, Генри Ганнт Схематизм, формализованность, исключение инициативы
    Административное управление 1920-1950 (принципы управления, функциональное разделение, структуризация)   Анри Файоль, Алфред Слоун, Джеймс Муни   Единоначалие,. отсутствие мотивации, система наказаний
    Системный и процессный подходы 1950 – настоящее время ( система команд, проектирование на цель, миссия- видение- цель, человеческий фактор) Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу, Дуглас МакГрегор, Генути Оучи, Тайдзи Коно   Учет только финансовой составляющей
  Ситуационное управление 1970 - настоящее время (горизонтальное разделение, отказ от классических структур управления, ориентация на потребителя, связь с поставщиками, связь многих показателей)   Тайити Оно, Генути Тагути, Джеймс Вумек, Роберт Каплан, Майкл Джордж   Не увязаны некоторые показатели    

В таблице указаны основоположники того или иного направления менеджмента. Чем дальше развивались идеи менеджмента, тем больше появлялось различных ответвлений, которые порой заводили в тупик. Поэтому в таблице приведен далеко не полный список основных идеологов различных этапов, преимуществ и недостатков этих этапов, а дается лишь общее представление об этой проблеме.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается Фредерик Тейлор (1856–1915) – инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером Анри Файолем(1841–1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль.

Школа «человеческих отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

Большой вклад в развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40–60-е годы, когда учеными-бихевиористами (от англ. behaviour – поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу(1908–1970), обусловливающая мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.

Современная система взглядов на менеджментсформировалась в 50-е гг. XX в., как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением математических методов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент».

Теория менеджмента непрерывно развивается, разрабатывая и внедряя все новые идеи и методы, способствующие постоянному совершенствованию всех сфер управления. О некоторых методах менеджмента качества будет рассказано ниже.

Качество

Качество, являясь всеобъемлющим философским понятием, включает в себя характеристики вида: эффективность, надежность, живучесть и т.п.

Значительный удар по проблеме качества в СССР нанес Л.И.Брежнев, провозгласив 12-ю пятилетку - пятилеткой эффективности и качества и поставив, таким образом, телегу впереди лошади, что привело к двум печальным результатам:

· Определённому опошлению идеи борьбы за высокое качество в глазах руководителей государства, министерств и предприятий,

· Низведению самого понятия качество до уровня одной из его характеристик - эффективности и более того, в порядке следования, второстепенной характеристики.

Подобное, широко бытующее, заблуждение отчасти может быть объяснено порядком появления на свет определений из знаменитой триады “ эффективность - надёжность - качество ”.

На самом деле «качество» — емкая, сложная и универсальная философская категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. Ряд авторов предлагают при определении термина качество рассматривать несколько основных аспектов [12]: философский, социальный, технический, экономический и правовой. На рис.4 приведена схема кругооборота качества, называемая «петлей качества». На самом деле мы имеем дело с восходящей спиралью качества, так как все названные на рис. 4 пункты постоянно совершенствуются, и на новом витке спирали они будут обладать более хорошими характеристиками. Из рисунка, очевидно, что качество присуще всем формам и проявлениям существования общества.

1 - Качество человека творца 2 - Качество производительного труда 3 - Качество продукции 4 - Качество экономики ( применение новых технологий и методов управления ) 5 - Качество жизни ( медицина, образование , уровень жизни) 6 - Качество общества ( демократизм, открытость )  

Рис.4 Кругооборот качества

Анализ значительного количества работ, связанных с определением сущности и содержания категории «качество», позволил определить два основных подхода философский и практический. С позиций философов можно выделить три основных этапа в определении содержания данной категории:

- качество как свойство объекта,

- качество как совокупность наиболее важных свойств объекта

- качество как ценность или полезность исследуемого объекта, его потребительная стоимость.

Одним из первых исследователей качества был греческий философ Аристотель. Он еще в IV в. до н. э. рассматривал качество в следующих значениях: как видовое отличие сущности; как характеристика состояний сущности; как свойство вещи. По словам Аристотеля, «качеством, с одной стороны, называется видовое отличие сущности». Данное определение вызывает необходимость качественно различать объекты и в то же время позволяет объединять их в однородные группы в зависимости от присущих объектам свойств. В последствии качество описывали Демокрит, Галилей, затем Локк, впервые применивший термины «первичные» (объективные математически-физические) и «вторичные» (субъективные, образующиеся благодаря психике) качества. В понимании Канта, первичные качества априорны (идеальны), а вторичные — апостериорны (реальны). Иными словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность отличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять, противополагать, сравнивать, объединять, разъединять и вообще конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании.

Если соединить разные точки зрения, то можно сказать, что качество — это внешняя и внутренняя определенность, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, что они есть.

Любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Системы развиваются ритмически, и рождение чего-то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений.

Как философское понятие качество объективно передает определенность явлений, процессов, предметов. Качество любого объекта рассмотрения обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, а обладает ими.

Под свойством понимают способ проявления определенного качества объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Благодаря неотделимой от бытия объекта существенной определенности он является именно таким, а не иным.

При этом надо понимать, что постоянное совершенствование, т. е. постоянное количественное повышение показателей, характеризующих потребительную стоимость объекта, вызывает поэтапный переход от одной качественной определенности объекта к другой, переход от одной «меры» к другой. Каждый улучшенный объект (т. е. объект, обладающий более высокими количественными показателями) — это уже другой объект, хотя, может быть, и очень похожий на исходный.

На этом окончим краткое рассмотрение основных составляющих НТР двадцать первого века. В следующем разделе расскажем о технической составляющей качества, относящейся к пунктам 1-3 рисунка 5.

Контрольные вопросы к главе 1

1. Что включает в себя понятие «технология»

2. Назовите основные этапы развития менеджмента

3. Что входит в понятие «кругооборот качества»

4. Основные этапы содержания качества с позиции философии

5. Прокомментируйте основные черты определения качества в ГОСТ ISO 9000-2011

6. Основные отличительные черты качества (относительность и т.д.)

7. Какие факторы привели к появлению понятия качество

Наши рекомендации