Краткий обзор информационных систем МЧС России

Современный этап информатизации ГПС характеризуется наращиванием объема работ по внедрению цифровых информационных технологий и реальному использованию их в практической деятельности ГПС: по вводу в эксплуатацию приобретенных типовых средств информатизации и по инициативной разработке и внедрению оригинальных программных средств. Головной организацией по разработке средств информатизации в ГПС является ВНИИПО, проводящий также исследования организационно-методических аспектов информатизации и осуществляющий ведение Фонда программных средств ГПС.

Усложнение задач, решаемых противопожарной службой МЧС России по защите современных жилых или производственных объектов, требует постоянного совершенствования процессов принятия решений на основе внедрения компьютерных технологий, разработки экспертных систем, способных высокоэффективно решать такие проблемы. Экспертную систему можно рассматривать в качестве средства, обеспечивающего для конкретной предметной области регистрацию знаний человека и доступ к ним. Экспертная система способна оперативно предоставлять разнообразную информацию, эквивалентную совету эксперта в любое время. Первые экспертные системы были внедрены в США для борьбы с лесными пожарами и в Великобритании для проверки выполнения противопожарных требований.

Научное обеспечение информатизации ГПС реализуется благодаря широкому комплексу работ, выполняемых на всех этапах жизненного цикла средств информатизации.

На этапе создания средств информатизации:

определяется реальная потребность в научных исследованиях и разработках средств информатизации на основе сведений о деятельности подразделений ГПС по применению информационных технологий, а также анализа заявок подразделений ГПС на проведение НИОКР в области информатизации;

производится долгосрочное планирование научного обеспечения деятельности ГПС в области использования информационных технологий;

осуществляется текущее (ежегодное) планирование (разработка планов НИОКР);

проводятся плановые исследования при обеспечении высокого научно-технического уровня разработок и эффективности расходования ресурсов, выделяемых на создание средств информатизации;

разрабатываются ежегодные планы внедрения типовых программно-технических средств информатизации.

На этапе внедрения разработанных средств информатизации:

проводится опытная эксплуатация создаваемых и модернизируемых средств информатизации в базовых гарнизонах;

по результатам опытной эксплуатации проводится доработка программных средств с целью придания им статуса типовых программно-технических средств информатизации;

осуществляется передача типовых программно-технических средств информатизации в подразделения ГПС для их внедрения и практического использования;

осуществляется организационно-методическая и информационная поддержка подразделений ГПС в применении информационных технологий;

проводится обучение специалистов-практиков ГПС, им оказывается консультативная помощь.

На этапе практического использования средств информатизации:

формируются замечания и предложения по совершенствованию эксплуатируемых программных средств;

подразделения ГПС готовят заявки на проведение работ по созданию и развитию программных средств, а также на внедрение типовых программно-технических комплексов информатизации;

производится оценка результатов применения средств информатизации подразделениями ГПС, а также их потребности в вычислительной технике.

Отметим также, что одной из основных задач РСЧС является сбор, обработка, обмен и выдача информации по защите населения и территорий от ЧС.

Важнейшим направлением совершенствования информационного обеспечения процессов управления РСЧС является их автоматизация. С этой целью создана и развивается автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС) РСЧС, которая должна как можно более полно соответствовать современным тенденциям.

Целью создания и дальнейшего развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС. Развитие АИУС РСЧС должно осуществляться по следующим основным направлениям:

• создание унифицированной системы документации (УСД) и Единой системы классификации и кодирования (ЕСКК) информации по предупреждению и ликвидации ЧС;

• развитие комплексов средств автоматизации (КСА) органов управления РСЧС;

• развитие возможностей системы на местном уровне путем создания КСА ЕДДС и автоматизированных подсистем ОСОДУ городов и районов;

• создание автоматизированной подсистемы мониторинга и прогнозирования ЧС, в том числе развитие КСА Службы оперативного анализа ВНИИ ГОЧС;

• создание автоматизированной подсистемы страхового фонда документации (СФД) на объекты повышенного риска и жизнеобеспечения населения;

• модернизация программно-технических средств АИУС на основе современных информационных технологий;

• создание распределенного банка информации по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечение процесса включения системы в общероссийское и мировое информационное пространство;

• развитие состава и структуры функциональных комплексов задач, решаемых системой, снижение сроков их разработки и внедрения;

• повышение устойчивости функционирования АИУС РСЧС в условиях ЧС мирного и военного времени;

• разработка типовых проектов регионального, территориального и местного звеньев АИУС РСЧС, а также создание системы учета, фондирования и сертификации подсистем, объектов и видов обеспечения системы.

Эффективная автоматизация процессов сбора, обработки и выдачи информации требует создания необходимого информационно-лингвистического обеспечения УСД и ЕСКК информации по предупреждению и ликвидации ЧС, в том числе соответствующих общероссийских классификаторов для обмена информацией с взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти.

Предусматривается совершенствование КСА постоянно действующих органов управления РСЧС (оперативных дежурных смен, пунктов и центров управления), расширение состава автоматизированных рабочих мест должностных лиц органов управления по делам ГОЧС, создание ситуационных центров комиссий по ЧС (в том числе, межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС), мобильных КСА (МКСА) для подвижных пунктов управления, а также КСА взаимодействия (КСАВ) с федеральными органами исполнительной власти, входящими в РСЧС, и их территориальными органами.

На местном уровне проводится большая работа по созданию ЕДДС, решающих задачи приема экстренной информации от населения и организаций, координации совместных действий в ЧС муниципальных служб в рамках объединенной городской системы оперативно-диспетчерского управления в ЧС. Обеспечение эффективного функционирования ЕДДС требует создания соответствующей подсистемы АИУС РСЧС.

Создание подсистемы АИУС для мониторинга и прогнозирования ЧС предусматривает создание КСА Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования ЧС (ВЦМП), соответствующих региональных (РЦМП) и территориальных центров (ТЦМП), развитие КСА Службы оперативного анализа ВНИИ ГОЧС, их подключение к интегрированной системе связи и передачи данных (ИССПД) АИУС.

Создание подсистемы СФД требует создания КСА центрального и территориальных фондов, а также их подключения к ИССПД.

Модернизация программно-технических средств АИУС предусматривает внедрение клиент-серверной технологии на объектах системы, создание современной цифровой системы связи и передачи данных с интеграцией услуг, обеспечение возможности использования в системе мультимедийной (текстовой, графической, аудио- и видео-) информации, создание закрытой подсистемы АИУС РСЧС, обеспечивающей передачу, хранение и обработку конфиденциальной информации. Создание распределенного банка данных позволит органам управления оперативно получать необходимую информацию независимо от ее территориального размещения.

Ведение баз данных непосредственно на местах существенно повысит достоверность и полноту используемой информации, качество принимаемых решений.

В состав такой информации должны входить также аудио- и видео-документы (например, репортажи из зоны ЧС), во многом облегчающие принятие решений.

Основой для создания распределенного банка данных должны стать ЕСКК информации АИУС РСЧС и унифицированная система документации, которые обеспечат информационно-лингвистическую совместимость объектов системы.

Естественно, что создание распределенного банка данных потребует дальнейшего развития телекоммуникаций на основе использования Интернет-технологий и современных цифровых каналов связи с интеграцией услуг высокой пропускной способности.

Использование современных программно-технических средств облегчит информирование международного сообщества о трансграничных ЧС. С этой целью предполагается сопряжение с аналогичными информационными системами сопредельных государств и компетентных международных организаций.

Важнейшей составляющей АИУС РСЧС является прикладное программное обеспечение функциональных задач.

Его развитию должно уделяться особое внимание. Функциональные комплексы задач, предусмотренные к разработке и обеспечивающие информационную поддержку принятия решений по ликвидации ЧС, должны охватывать круг ЧС различного типа, основываться на сертифицированном методическом, математическом, алгоритмическом обеспечении.

Повышение устойчивости функционирования АИУС РСЧС обеспечивается созданием ее резервной (на базе подвижных ПУ) и дублирующей (на базе запасных ПУ) подсистем, что позволит повысить ее живучесть, а также обеспечит информационную поддержку управления ликвидацией ЧС непосредственно в их зонах.

В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" все информационные системы подлежат обязательной сертификации. Региональные, территориальные и местные звенья АИУС должны создаваться на основе типовых проектов, обеспечивать реализацию которых должна созданная в МЧС России система сертификации аварийно-спасательных средств.

С целью устранения дублирования разработок, снижения затрат на создание программного и информационного обеспечения необходимо активизировать работу Фонда алгоритмов и программ и Головной службы МЧС России по учету баз и банков данных.

Перечисленные направления развития АИУС РСЧС определены в проекте системы, разработанном ВНИИ ГОЧС и утверждённом руководством МЧС России.

Предполагается, что реализация этих новых направлений позволит создать информационно-телекоммуникационную систему МЧС России, удовлетворяющую современным требованиям, и существенно повысить оперативность, полноту и достоверность информационного обеспечения.

В национальном центре управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России используется множество автоматизированных рабочих мест (АРМов). Большинство АРМов подключено к информационным системам. Всего в НЦУКС используется более 50 информационных систем (см. приложение 1).

Для удобства пользования информационными системами в НЦУКС МЧС России создан специальный технологический портал.

Попасть на данный портал можно по адресу: portal.ncuks.rschs.org (см. рис. 12)

Краткий обзор информационных систем МЧС России - student2.ru

Рис. 12. Адресная строка технологического портала НЦУКС МЧС России.

Краткий обзор информационных систем МЧС России - student2.ru

Рис. 13. Ведомственный портал НЦУКС МЧС России

При переходе на технологический портал НЦУКС МЧС России откроется следующая страница (рис 13).

При переходе на технологический портал НЦУКС МЧС России сотрудникам доступны ссылки на следующие информационные системы (рис. 3):

- информационные системы; - информационные ресурсы подразделений МЧС России; - делопроизводство; - АИС «Жилье»; - система учета основных фондов; - форум портала; - документы смены; - регламенты и ТК ОДС; - рисунки.   Краткий обзор информационных систем МЧС России - student2.ru

Рис. 14. Меню ведомственного портала НЦУКС МЧС России

Программный аппаратный комплекс для обработки данных
системы мониторинга опасности угроз на объектах транспортной
инфраструктуры и магистралях РФ «Бриз»

Цель работы: ознакомить обучающихся с работой программного аппаратного комплекса для обработки данных системы мониторинга опасности угроз на объектах транспортной инфраструктуры и магистралях РФ «Бриз». В интерактивной форме обсудить основные подсистемы и изучить назначение и интерфейс системы.

Главное меню программы «Обстановка на транспорте»(рис. 15) располагается в левой части главного окна программы.

Краткий обзор информационных систем МЧС России - student2.ru

Рис. 15. Главное меню. Общий вид.

Главное меню (рис. 16) предназначено для того, чтобы пользователь мог отдавать программе команды на выполнение соответствующих действий. Команды отдаются при помощи выбора подпунктов главного меню.

При выборе пункта меню, в виде раскрывающегося списка отображаются его подпункты.

Краткий обзор информационных систем МЧС России - student2.ru

Рис. 16. Панель управления

Рабочая область главного окна программы располагается справа от главного меню. Она предназначена для отображения результатов выполнения какого-либо действия (пункта меню): отображения сводки, обзорной карты, журнала ЧС, рисков, справочников и так далее.

В нижней части главного окна программы расположена строка состояния. В строке состояния отображается имя сервера, к которому подключен пользователь, имя пользователя, работающего в данный момент с программой, уровень его полномочий в системе.

Краткий обзор информационных систем МЧС России - student2.ru

Рис. 17. Информационное табло

Панель инструментов включает в себя инструменты, упорядоченные в логические группы, собранные на отдельных вкладках. Вкладки с инструментами отображаются при выборе соответствующих пунктов главного меню. Каждая вкладка связана с определенным типом действий, например, работой с картой. Чтобы увеличить рабочую область, некоторые вкладки можно выводить только при необходимости. Когда панель инструментов свернута, видны только вкладки. Чтобы использовать свернутую панель инструментов, щелкните нужную вкладку, а затем выберите требуемый параметр или команду.

Для того чтобы панель инструментов отображалась постоянно, нажмите кнопку Краткий обзор информационных систем МЧС России - student2.ru , расположенную в правом верхнем углу окна. Для того чтобы снова свернуть панель инструментов, нажмите кнопку Краткий обзор информационных систем МЧС России - student2.ru .

Работа с таблицами

Значительная часть информации, предоставляемая программой пользователям (справочники, журналы), отображается в виде таблиц, например, журнал чрезвычайных ситуаций или справочник водозаборов. Для каждой таблицы в верхней части показывается количество записей, отображенных в таблице, и общее количество записей, соответствующих запросу пользователя.

Наши рекомендации