Автоматизированных информационно-справочных систем в процессе прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС.
Введение
В управлении деятельностью противопожарной службы МЧС России особое место занимают информационные технологии управления. Важнейшим фактором существенного улучшения информационного обеспечения является внедрение информационных технологий, в том числе использование компьютерных баз данных для хранения и обработки информации.
Эффективность государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в значительной степени определяется качеством управления силами и средствами предупреждения и ликвидации ЧС. Для решения многочисленных управленческих задач требуется применение современных технологий представления, обработки, хранения, передачи и отображения информации. Эти информационные технологии всё в большей степени базируются на использовании электронной вычислительной техники и создаваемых на её основе автоматизированных систем, компьютерных сетей, мобильных телесистем, систем передачи данных, средств связи и другой цифровой техники.
Создана и развивается автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), обеспечивающая деятельность Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); во всех субъектах РФ организована деятельность единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) городов с использованием телефонного номера "112", функционирует объединённая система оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ); создаются структурированные системы мониторинга и управления инженерными системами (СМИС) зданий и сооружений в целях обеспечения безопасности, автоматизированные системы консультативного обслуживания (АСКО) по вопросам безопасности в ЧС, информационно-справочные системы поддержки принятия управленческих решений в ЧС руководителями субъектов РФ.
В настоящее время создано большое количество автоматизированных систем ЕДДС, входящих в состав РСЧС. Это позволило повысить оперативность реагирования на ЧС и снизить безвозвратные потери населения и материальный ущерб.
Созданные универсальные программно-технические решения автоматизированных систем утверждены Госстандартом России и МЧС России, сертифицированы и рекомендованы к применению во всех субъектах и городах РФ.
Разработаны и реализованы:
1. Основополагающие нормативно-методические документы по созданию информационных технологий и автоматизированных систем управления предотвращением и ликвидацией ЧС и последствий террористических актов в субъектах и городах РФ, которые утверждены Правительством РФ, Госстандартом России, МЧС России и главами администраций ряда субъектов РФ.
2. Научно-методические основы создания типовых информационных технологий и автоматизированных систем управления ликвидацией ЧС и последствий террористических актов для ЕДДС в субъектах и городах РФ, включающие:
• методические основы системотехнического обеспечения АС ЕДДС, содержащие: требования к комплексу средств автоматизации АС ЕДДС, состав и структуру АС ЕДДС, общесистемные решения по созданию АС ЕДДС, оценки надежности функционирования АС ЕДДС;
• научно-методические основы функционирования АС ЕДДС, содержащие требования к режимам функционирования АС ЕДДС, порядку функционирования АС ЕДДС, основным типам решаемых АС ЕДДС функциональных задач;
• методические основы разработки информационного и программного обеспечения АС ЕДДС, содержащие метод синтеза оптимальной физической базы данных АС ЕДДС, методику обоснования типовой концептуальной и логической информационных моделей базы данных АС ЕДДС, метод формирования модульной структуры СПО АС ЕДДС, методику определения типовой модели СПО АС ЕДДС, обоснование типовой системы классификации и кодирования информации АС ЕДДС; формирование типовых входных и выходных документов в АС ЕДДС, требования к составу автоматизированных рабочих мест в АС ЕДДС и решаемых на них задачах, обоснование типового СПИО АС ЕДДС;
• научно-методические рекомендации по организационным вопросам создания АС ЕДДС.
Результаты работ по созданию ЕДДС позволили впервые в нашей стране широкомасштабно объединить информационные ресурсы отдельных служб в единое информационное пространство с целью защиты населения и территорий и снижения материального ущерба от ЧС.
В работах использовались результаты фундаментальных и прикладных научных исследований по информатике и теории управления рисками ЧС, имеющийся отечественный и зарубежный опыт оперативного реагирования на аварии и катастрофы и информационного обеспечения соответствующих мероприятий.
Реализованы наименее затратные варианты построения таких автоматизированных систем, проведено их технико-экономическое обоснование и оценка надежности функционирования.
В глобальной компьютерной сети Интернет функционируют официальные сайты МЧС России.