Внутренние сложности, препятствующие предвидению будущего
В реальных событиях, особенно в ситуациях стресса, уровень осознанности может оказываться существенно ниже, чем требуется в рассмотренной выше стратегии. Тогда целостное предвидение трудно достижимо. Его интуитивно-чувственная компонента требует особых медитационных усилий и специальных навыков, поэтому акцент внимания привычно смещается в сторону формально-логического предвидения .
Целостное предвидение возможно и при невысоком уровне осознанности, однако это случается редко, спонтанно, случайно. Возникает ряд сложностей, препятствующих согласованию индивидуального намерения с намерением Потока . Собственные амбиции или страхи трактуются как проявления Высшей воли. Целостное предвидение возможно только из состояния полной невовлеченности и отсутствия личных амбиций. Такое состояние достигается с помощью специальных медитаций, в которых трансформируются все напряжения.
Если медитации не сделаны, то возникает ряд сложностей, которые сопровождаются знаками внешнего мира . Эти знаки и вызвавшие их личные напряжения ошибочно трактуются как воля Потока , которую необходимо отстаивать, что ведет к ненужным и опасным конфликтам. Теоретически возможны следующие ситуации.
1. Намерение Потока и коллективное намерение согласованы и объединены. Индивидуальное намерение будет взаимодействовать с их объединением по изложенной выше схеме. Здесь можно ориентироваться на разделяемую реальность , т. к. в данном случае она согласована с намерением Потока . Тогда все знаки внешнего мира указывают на отклонения от предписанного Потоком , а следовательно и разделяемой реальностью , выбора.
Если индивидуальное намерение слабое, т. е. человек безвольно следует текущим событиям, тогда его прогнозы могут совпадать с разделяемым будущим ; здесь все препятствия воспринимаются как объективные обстоятельства и покорно принимаются.
В противоположной ситуации, когда человек захвачен замыслом, его индивидуальное намерение становится преобладающей силой, по крайней мере на некоторое время. Мечту, или желаемое будущее в этом случае ошибочно принимают за реальное предвидение. Такие сюжеты особенно опасны.
2. Намерение Потока и коллективное намерение находятся в противостоянии. Здесь также возможны два варианта: индивидуальное намерение объединено либо с намерением Потока , либо с коллективным намерением [92]. В первом случае источником препятствий и знаков внешнего мира является разделяемая реальность; знаки указывают на особо актуальные разногласия с ней. Теоретически все эти препятствия преодолимы, в особенно сложных случаях могут помочь трансформационные сессии, знаки указывают – какие именно. Во втором случае — препятствия «инициированы» намерением Потока . Они накапливаются, становятся непреодолимыми и побуждают изменить индивидуальное намерение .
Внешние события могут развиваться следующим образом. Человек пытается выстраивать свои действия в соответствии с индивидуальным намерением и создает прогноз: намечает конкретные шаги, рассчитывая обстоятельства, планирует желаемое будущее . Он может быть захвачен замыслом, и его индивидуальное намерение становится преобладающей силой, по крайней мере, на некоторое время.
Если его прогноз сбывается, он оказывается в противостоянии либо с социальными стандартами (в первом случае), либо с Высшей волей (во втором случае), либо с тем и другим. Во всех трех случаях сюжет может развиваться некоторое время в соответствии с индивидуальным намерением , а «предвидение» и ожидания продолжают осуществляться. Но затем, в некоторый момент, появляется знак — «непредвиденное препятствие» (индивидуальный аналог «обстоятельств непреодолимой силы»), вынуждающее изменить индивидуальное намерение — согласовать его с намерением Потока [93]и/или точнее встроиться в разделяемую реальность . Субъективно это может переживаться достаточно драматично и часто завершается своего рода прозрением, побуждающим переосмыслить цели и ожидания.
В эти моменты целесообразно воспользоваться практиками выслеживания и трансформации . Это следует делать также на ранних этапах, когда появляются первые знаки , указывающие на противостояние.
Иррациональное предчувствие препятствий может присутствовать с самого начала, как бы удачно ни складывались запланированные шаги на начальном этапе. Это предчувствие возникает в тех случаях, когда имеется неосознаваемое противостояние с намерением Потока и нет осознавания тонких слоев. Такие предчувствия могут возникать спонтанно и без явных внешних причин – как ощущение опасности на фоне полного благополучия, которое предписано формально-логическим предвидением и устанавливается на ограниченное время.
* * *
На практике одна из сложнейших задач – научиться отделять реальное предвидение будущего от ошибочных прогнозов, продиктованных страхом или личными амбициями.
Страх и амбиции – это иньская и янская части расколотого намерения. Страх неудачи или внешней агрессии – оборотная сторона претензий на внешний успех. Этот страх тем больше, чем сильнее захваченность успехом. Иногда осознаются обе части расколотого намерения — и страх, и предвкушение успеха. В других случаях осознается только одно из этих состояний — либо страх, либо безусловная уверенность.
Например, некто размышляет о предстоящих переговорах, предмет которых обозначен нечетко. Он ожидает творческой дискуссии, в которой интересы сторон будут окончательно сформированы, и позитивно настроен. Его могут вдохновлять перспективы совместного проекта, тогда как страх или недоверие вытеснены и не осознаются. Другой участник переговоров, проживающий состояния более плотных слоев, боится нечеткости, не доверяет партнеру и склонен конфликтовать, отстаивая свою позицию, которая не вполне я сна ему самому. Он испытывает недоверие и незащищенность, не желает проявлять активность, опасаясь ее неуместности. Активность первого участника кажется чрезмерной и воспринимается как давление.
Такие полярные реакции часто формируются в процессе проживания личной истории и не имеют отношения к реальности. Думая о будущем, подобный человек неизбежно будет либо чрезмерно опираться на партнеров (подобно первому участнику), либо «предвидеть» их агрессию (подобно второму участнику).
В данном примере представлены два варианта искаженных прогнозов. Могут встречаться также и другие варианты, отличные от рассмотренных. Любое из этих состояний может переживаться как объективная реальность (разделяемое будущее ), т. е. как точка равновесия намерения Потока и коллективного намерения . В действительности оно таковым не является, но создается страхами и амбициями, которые поддерживаются всей личной историей.
Здесь важен уровень осознанности (т. е. уровень личной зрелости). Каждому уровню соответствует определенный тип искажений и негативных внутренних состояний . Субъективно они могут осознаваться как телесные напряжения Такие состояния формируются постепенно в процессе взаимодействия разделяемой реальности и субъективных ожиданий, продиктованных страхом или захваченностью.
В подобных случаях внутренняя территория заполнена скоплениями энергий инь или ян , которые являются источником многочисленных страхов и амбициозных желаний. Эти скопления формируются в течение многих лет, начиная с детского возраста; обычно необходима длительная работа по трансформации этой энергии. Иногда такая работа занимает месяцы или годы. До тех пор, пока она не сделана, все попытки прогнозировать будущее приведут к ошибкам.
Приведем пример того, как организованы страхи и амбициозные мотивы в реальных сюжетах. В этом примере (реальном случае) руководителю бизнеса предстоят переговоры, касающиеся финансовых обязательств. Мысли о предстоящем событии сопровождаются множеством напряжений:
1. Думая о встрече, он создает визуальный образ партнера, сидящего напротив, и чувствует себя как подчиненный (напряжение в груди). Образ ассоциируется с воспоминанием о строгом учителе.
2. Мысленно представляя слова партнера «ты мне должен», он испытывает протест и напряжение в затылке. Вспоминается ссора с родителями, пережитая в возрасте 15 лет.
3. Обдумывая аргументы партнера, он испытывает страх некомпетентности и напряжение в области сердца – как в детстве, когда не мог ответить на вопрос учителя.
4. Вспоминая обстановку офиса партнера, чувствует подавленность.
5. Представляя момент встречи, чувствует униженность (ощущение в области шеи сзади). Вспоминается эпизод в детстве, связанный с отцом.
* * *
Подведем итог. Представленная выше модель целостного предвидения может быть успешно использована, если выполнены два условия: 1. Практикующему доступны тонкие слои и область за пределами двенадцатого слоя. 2. Плотные слои внутренней территории очищены от скоплений иньской и янской энергий, искажающих или разрушающих индивидуальное намерение . (Напомним, что оно является одной из трех сил, формирующих будущее; намерение Потока и коллективное намерение — две другие силы.)
Если не выполнено первое условие, то становится недоступным осознанное взаимодействие с первой из этих сил – намерением Потока; интуитивно-чувственное предвидение недоступно. В этом случае, как уже сказано, оно может проявляться только в форме иррационального предчувствия препятствий и тупиков, что демонстрировалось в приведенном выше примере.
Если не выполнено второе условие, то затруднительным становится взаимодействие со второй силой – коллективным намерением . Искажается восприятие разделяемой реальности , и человек оказывается во власти жестких (групповых) поведенческих стереотипов.
Обычно, испытывая какое-либо внутреннее состояние , человек неявно и бессознательно передает его партнеру невербальными средствами. Последствия этого легко предсказуемы. Например, если кто-то не уверен в себе и не доверяет окружающим, то бессознательно он будет ожидать агрессию со стороны любого партнера. В этом случае он заранее напуган и обижен, либо испытывает раздражение. Своим невербальным поведением он спровоцирует реальную агрессию партнера, создавая именно ту реальность, которая подтвердит его ожидания. Наоборот, испытывая доверие к окружающим, он будет чувствовать интерес к позиции партнера и готовность учитывать ее. Тогда он встретит ответное доверие[94]
В современной психологии это явление хорошо известно как «самореализующееся пророчество» .
К сожалению, в современном социуме на этом явлении основано множество искаженных (негативно окрашенных) прогнозов и человеческих взаимодействий; во всех этих случаях будущее не столько предвидится, сколько навязывается .
Формальная модель предвидения должна учитывать индивидуальное намерение . Она включает два шага : сначала формируется разделяемое будущее ; затем осуществляется его взаимодействие с индивидуальным намерением. Целостное предвидение возникает как результат этого взаимодействия.
Как разделяемое будущее , так и индивидуальное намерение связаны с определенными состояниями . Каждое из этих состояний может быть выражено в виде визуальных образов. Сравнивая образы, необходимо выделить такие детали, которые создают различия в этих состояниях . Субъективно различия переживаются как внутренние напряжения (см. пример выше). Далее необходимо визуализировать каждое различие, осознать вызываемое им напряжение и подвергнуть его трансформации, используя техники из разделов 17–20. Следующий за этим новый вариант спонтанных действий в событийном потоке (проживание будущего) можно рассматривать как фрагмент практики неделания .
В этой модели будущее в высокой степени зависит от уровня осознанности человека. По-разному переживая точку равновесия Потока и коллективного бессознательного, люди выбирают для себя разное будущее . Сила индивидуального намерения и конкретные действия в событийном потоке также влияют на формирование будущего .
Из сказанного ясно, что предвидение будущего есть не столько «заглядывание в него», сколько реальное взаимодействие человека с событийным потоком, ви дение и трактовка которого зависит от внутренней силы человека.
Этапы предвидения
Как правило, стратегия целостного предвидения нуждается в осознанном освоении или совершенствовании. Для этой цели она может быть реализована как повторяющаяся последовательность двух этапов, показанных на рисунке 39, стр. 274. Оба этапа должны быть дополнены медитационными сессиями выслеживания и трансформации страхов и захваченностей – устаревающих стереотипов восприятия, на которые указывают знаки внешнего мира .
На первом этапе формируются интуитивные ожидания по поводу будущего . Для простоты изложения мы будем предполагать, что индивидуальное намерение и желаемое состояние выбираются из условия максимального соответствия[95]«воле Потока ». Как уже сказано, степень такого соответствия зависит от уровня зрелости практикующего.
Здесь уместны специальные медитации, помогающие достичь этого соответствия. Необходимо трансформировать все внутренние сомнения и напряжения, которые возникают при обращении к ожидаемому будущему и при сопоставлении ожидаемого состояния с желаемым . Такие медитации ведут в более глубокую область бесформенного мира .
Индивидуальное намерение максимально объединяется с намерением Потока . Это происходит после трансформации сомнений и напряжений. В процессе трансформации индивидуальное намерениеуточняется или изменяется, повышается слой ; в каком-то смысле оно становится выражением воли Потока, и в дальнейшем можно опираться на индивидуальное намерение во всех процессах предвидения будущего. Если эти медитации не сделаны, то предвидение оказывается незавершенным (или неточным), и в дальнейшем неизбежно встретятся знаки и препятствия, вынуждающие корректировать прогнозы и картину мира.
В духовных традициях это – место молитвы, обращения к Высшему началу и объединения с ним – «… да будет воля Твоя …».
На втором этапе выстраиваются конкретные детали как ближайшего, так и удаленного будущего. Здесь выполняется формально-логическое предвидение . Оно, в частности, касается ближайших шагов. Необходимо максимально согласовать свои ожидания не только с намерением Потока , но и с разделяемой реальностью .
Здесь также используются медитационные сессии; они направлены на трансформацию напряжений, возникающих при согласовании ближайших и будущих шагов с субъективной картиной реальности. Это не всегда легко сделать даже в самых обыденных ситуациях.
Рассмотрим, например, новый проект или замысел в профессиональной сфере. В одних случаях он может быть несвоевременным или неуместным, однако его автор не склонен с этим считаться, т. к. захвачен идеей. В других случаях этот новый замысел перспективен и соответствует намерению Потока , но противоречит общепринятым социальным стандартам или стандартам, характерным для данной организации. Тем не менее, в этом случае замысел должен быть осуществлен, несмотря на все возражения, препятствия и сопротивление коллег. Оба варианта могут внешне выглядеть одинаково; сложно понять, какой из них в действительности реализуется. Это делается с помощью медитаций.
В первом случае возможны два варианта действий (после трансформационных сессий): автор проекта вступает на «путь борьбы» за идею или отказывается от нее. «Борьба» также может быть либо «замыслом Потока », т. е. посылается как испытание, о чем автор не ведает, либо проявлением его (автора) личного упрямства.
Знание о том, чем она является в действительности, может быть получено через трансформацию тонких мотивов, вызывающих внутренние напряжения. Здесь особенно актуально объединение с намерением Потока , поэтому прежде всего необходимо трансформировать оба ведущих мотива: захваченностьуспехом и страхполного поражения или потери проекта. Если нет других внутренних напряжений, то после этих трансформаций искомое знание – бороться за идею или отказаться от нее (а если бороться, то как) – возникает спонтанно.
Во втором случае также возможны два варианта действий. Здесь автор обязан встать на «путь борьбы» и вести ее так, чтобы минимально задевать интересы других людей. Его опасения и связанные с ними трансформации будут касаться актуальных действий, их согласования с разделяемой реальностью и коллективным намерением , а также других обстоятельств, вызывающих внутренние напряжения, например, противостояния партнеров. Однако, он может и отказаться от «борьбы». В данном случае это означает «сдаться».
Никогда нельзя заранее знать, какой из этих четырех вариантов имеет место. Это невозможно понять или обосновать логическим путем. Вопрос о том, какой вариант более уместен в заданном контексте для конкретного человека, может быть решен только им самим на основании тонкого чувствования собственного будущего, а, возможно, и будущего организации. При этом для разных людей в одном и том же контексте ответ может быть различен.
Итак, стратегия может быть реализована как многократное повторение двух этапов: интуитивно-чувственного предвидения и формально-логического планирования действий в рамках разделяемой реальности. Первый из них указывает направление действий и стратегическую цель, а второй – дает знание конкретных шагов, а также опору и силу для их осуществления.